Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:12, курсовая работа
Рассмотрение этого социального феномена можно начать как с малого, отводя внимание небольшим коллективам и мелким организациям, так и рассмотреть на более глобальном уровне управления корпорациями и государством в том числе.
Целью данной курсовой работы является выявление роли лидера в управление различного масштаба, а так же выявление факторов, влияющих на эффективность лидерства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. «Лидер» и «лидерство» и его применение в управленческой деятельности…………………………………………………………..5
2. Модели эффективного лидерства…………………………………..10
3. Руководитель формальный и его отличие от руководителя-лидера…………………………………………………………………16
4. Роль и значимость лидерского поведения в системе управления проектами……………………………………………………………..19
5. Роль лидерского поведение в «менеджменте советского типа»…..24
6. Организации- лидеры перемен……………………………………….27
Заключение…………………………………………………………….31
Список используемых источников…………………………………..32
Джон Максвелл в своей книге «Лидер на 360 градусов», дает одно из самых простых и точных объяснений различия между менеджером и лидером. По мнению автора, менеджер работает с процессом, а лидер – с людьми.
Джон Коттер дает более развернутое определение: «менеджмент — это планирование, расчет бюджета, организация, подбор персонала, контроль и решение возникающих проблем, в то время как лидерство должно определять основное направление работы, объединять, мотивировать и стимулировать сотрудников». Коттер рассматривает лидерство и менеджмент как две независимые друг от друга роли со своими собственными характеристиками и функциями. При этом и то, и другое одинаково важно для внесения изменений в процесс и создания полноценной рабочей обстановки.
На основе этих определений можно установить, чем менеджмент разительно отличается от лидерства. Лидерство необходимо для того, чтобы инициировать процесс изменений и инноваций и создавать новые продукты, системы и сервисы. Оно также подразумевает мотивирование сотрудников как проводников этих изменений и инноваций, способных взять на себя возможные риски. В свою очередь, менеджмент призван обеспечить эффективный ход рабочего процесса.
На основание изложенных авторами определений, я хочу обратить внимание на то, что для того, чтобы быть хорошим менеджером, необходимо быть лидером. Способность мотивировать других для выявления их максимального потенциала, как утверждают авторы, и есть одно из важнейших качеств, необходимых для эффективного руководства проектом.
Руководитель оценивает прогресс - ход выполнения проекта, обеспечивает координацию действий всех участников проекта путем установления эффективных схем коммуникаций, информирует команду о ходе выполнения проекта и изменениях в нем. Также он организовывает корректирующие действия - текущие реакции на препятствия или проблемы, которые возникают в ходе выполнения любого проекта.
Хотя проект и имеет свои жизненные стадии, но функции руководителя проекта не ограничены только рамками конкретной стадии. Ведь любое планирование влечет за собой корректировку определения проекта, а управление требует постоянного внесения изменений в план и даже - в определение проекта.
Чтобы стать лидером, по мнению автора публикации [7], руководитель в процессе своей повседневной деятельности в зависимости от ситуации должен уметь исполнять в команде разные роли:
1. Штурман- формирует общее видение целей и систему ценностей, определяет курс, учитывая постоянные изменения, которые происходят вокруг и находя новые возможности.
2. Образец- для подражания с точки зрения человеческих качеств. Личность, которая заслуживает полное доверие. «Учитель не тот, кто учит, а тот, у которого учатся».
3. Помощник- создает и, когда необходимо, меняет структуры, процессы, условия, которые обеспечивают эффективность работы каждого. Лидеры следуют правилам до того момента, пока они не увидят, что правила перестают действовать.
4. Вдохновитель- выявляет и направляет способности каждого на достижение результатов, а не на процессы и методы. Поощряет свободу, ответственность, инициативу и творчество, признает право на ошибку.
И снова предлагаю, обратиться к трудам Джона Максвелла, определившего 21 закон лидерства, которые, на мой взгляд, представляет интерес, заключающийся в определение важности и особой роли лидерства руководителей. Предлагаю остановиться на данных законах подробнее, рассмотреть их основную сущность, а так же, хотелось бы прокомментировать некоторые из них:
Подводя итоги, наработкам автора, становиться очевидной вся важность обладания руководителя лидерскими качествами. Управление рабочим процессом (включая и технические, производственные моменты, а так же и персонал), это не только совокупность знаний и умений, что безусловно, играет решающую роль, но на мой взгляд, это еще и обладание талантом, который заключается в лидерстве. Каждой организации необходим управленец, способный мотивировать своих сотрудников, принимать ключевые решения и вести за собой, и да, неоспорим тот факт, что этого можно добиться и формальными, административными методами, но какова же будет эффективность? Проанализировав исследования многочисленных экспертов, их характеристик лидерства и руководство, у меня совершенно четко определяется мысль о том, что эффективный руководитель должен быть и лидером.
Опираясь на труды А.М. Логвинова «Менеджмент и организационная культура российских промышленных предприятий 1960-2005 гг.» [8], считаю необходимым проанализировать роль лидерского поведения в практике «менеджмента советского типа». Для начала приведу цитату из монографии, автор пишет следующее:
«В основу норм организационной культуры советского общества были положены идеалы преданности и верности социализму, на основе групповой морали членов партии. Культивировалась приоритетная ориентация на властные распоряжения вышестоящего руководителя, даже не всегда оформленные в виде какого-либо документа, партийная ответственность за выполнение планов и решений, наличие системы партийных санкций за их невыполнение, вплоть до исключения из партии, сопровождавшегося крушением карьеры провинившегося (терявшего после исключения из партии свою должность); особая корпоративность среды «партийно-хозяйственных руководителей» на основе обладания ими большей информацией, возможностью использования своих властных полномочий на формальной и неформальной основе (в том числе, с помощью пресловутого «телефонного права»). В целях идеологического контроля деятельности директора предприятия, организации в ней назначался (выбирался из числа коммунистов) парторг или группа руководителей: бюро, комитет. Все вопросы в области управления персоналом, начиная с такого ключевого, как назначение и передвижение «по вертикали» и «по горизонтали» руководителей, решалось по согласованию с парторгом. Парторг предприятия по партийной линии подчинялся вышестоящему партийному руководству (районному, городскому, краевому)».
Менталитет русского народа, как утверждают многочисленные авторы[8], базировался на великой исторической миссии, Н. Бердяев, описывая особенности российского национального менталитета, отмечает, что в частности, русскому народу присуща мессианская идея, которая проходит через всю историю.. Еще одна вековечная склонность – к анархии, а наряду с этим, - к покорности власти и долготерпению. Что в свою очередь говорит на о том, что народу испокон веков нужна идея, идея, которую до него будут доносить. Народ нуждается в ориентире, которым достаточно сложно быть просто руководителю, эта задача, я считаю, достижима только при наличии у формального, назначенного руководителя, лидерских качеств.
Весьма интересная ситуация, в которой справедливо поставить вопрос: А какова же тогда роль лидерства в управление советского периода? Я пришла к выводу, что роль лидерского поведения двояка. С одной стороны, в основном на руководящие должности в советский период назначались, и подчинение руководству было неоспоримым. Работники были обязаны следовать идеологии предприятия, беспрекословно подчиняться распоряжениям начальника, но…..Так же необходимо отметить что от взаимоотношений между руководством и подчиненными зависело многое. Рабочие действительно на тот период времени были готовы «работать за идею», но за ту идею, которая будет их вдохновлять и воодушевлять. И несмотря на то что государством проводилась крупномасштабная идеологическая компания, которая провозглашала общий, коллективный труд на благо общества, идейное руководство, руководитель вызывающий энтузиазм у своих подчиненных и веру в это общее дело, был необходим. И именно потому необходим, что основа социальной, политической и экономической сфер общества держались на одном «ките»- это коллективное сознание.
Еще одним подтверждением существенной роли лидерства в советской практике, является поощрение государством инициативы, проявление лидерского поведения ( всевозможные грамоты, благодарственные письма и публичные благодарности и т.д.). Вернемся к тому моменту, что в обыденной практике руководители назначались[8], продвижение «по вертикали» было вполне достижимым и почетным, не говоря уже и о материальных выгодах и о всевозможных льготах. В этом, я считаю, так же заключался один из методов способствования развитию лидерских качеств работников предприятия.
И наконец, хотелось бы, воспользовавшись методом индукции, перейти от частного, рассмотрения лидерства в контексте отдельных людей и персонала в целом, к общему, рассмотрев организации, как лидеров перемен.
Одним из первых, считаю необходимым рассмотреть, мнение на данную проблематику ученого П.Друкера, который в своей книге «Задачи менеджмента в 21 веке», в главе «лидеры перемен», высказывает следующее мнение: «Безусловно, перемены сопряжены с потерями и риском и к тому же требуют огромного труда. Но если организация, неважно какая - коммерческое предприятие, университет, больница или любая другая, - не ставит себе целью смело идти навстречу изменениям и быстро меняться вместе с окружающим миром, она обречена на прозябание. В периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен - те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности».[9]
Там самым, автор, дает нам понять, что лидерство организации, его конкурентоспособность, которая зависит от этого на прямую, в решающей степени зависит от ее способности изменяться, в качественном смысле данного понятия. В век технологий, постоянного научного и технического развития, организациям, чтобы держаться на плаву, необходимо не только приспосабливаться к изменениям, но и предвидеть их. И для того чтобы последовательно осуществлять эти этапы, организация должна вести постоянную инновационную деятельность, выделяя как материальные, так и трудовые ресурсы на обеспечение данного этапа. Конкурентная ситуация на «рынке», на данный момент, четко определяет что есть победители, которые забирают себе большую часть прибыли (самые сочные сливки), а есть проигравшие, которые либо «выходят из игры», либо держатся за бревно, которое неуклонно плывет к водопаду, и исход такого «дела», так же очевиден. И единственно возможное решение ситуации- это следование тенденциям, и работа на опережение, только в этом случае организация может претендовать на лидерство.
«Сегодня много говорят об "инновационной деятельности". Но повышение уровня восприимчивости организации к нововведениям, даже при наличии соответствующих изменений в организационной структуре, еще не означает превращение ее в лидера перемен. Наоборот, это может только отвлечь внимание. Ибо подлинного лидера перемен отличают не только желание и способность создавать нечто абсолютно новое, но и желание и способность смело ломать сложившийся порядок вещей.
Задача номер один - высвобождение ресурсов, расходуемых на поддержание тех направлений деятельности, которые уже не способствуют повышению производительности и эффективности. Нельзя создать завтрашний день, не избавившись от вчерашнего. Сохранение того, что уходит безвозвратно, требует огромного расхода сил и времени. На поддержание технологий и производств вчерашнего дня организации тратят свои самые редкие и ценные ресурсы, и, в первую очередь, силы и время наиболее опытных и высококвалифицированных сотрудников, причем всегда безрезультатно». [9]
Да, действительно, совершенно обоснованное и логичное замечание автора. Невозможно начать что то новое, не изменив или не преобразовав старое. Компания не может просто так, в один день решить вводить инновации и в этот же день начать это осуществлять, необходима некая подготовка и избавление от «вчерашнего дня», пересмотр организационной структуры компании, процесса производства и управления, основных и дополнительных видов деятельности, и т.д., все это огромная работа, но абсолютна необходимая, чтобы ступить в «завтрашний день».