Особенности формирования интегрированных систем менеджмента на предприятиях многопрофильных холдингов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работ по созданию, внедрению и сертификации систем менеджмента качества на предприятиях РФ (ИСО 9001) продиктована перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию, интеграцией российской промышленности в мировой рынок, а также является основным условием для привлечения инвестиций и повышения конкурентоспособности. Поэтому предприятия, особенно крупные корпорации и холдинги, вынуждены внедрять и поддерживать ИСМ.
Целью курсовой работы стало выявление особенностей формирования ИСМ на предприятиях многопрофильных холдингов.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Интегрированные системы менеджмента. . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 2. ИСМ многопрофильных холдингов. . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1 Группа компаний «ЛЕКС». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2 ОАО «Кубаньэнерго». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИСМ.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

 

  Организации,  имеющие корпоративную или холдинговую  структуру, имеют свои специфические  особенности, при этом в каждом  конкретном случае возникают  совершенно разные спорные ситуации, разрешить которые зачастую очень и очень не просто. В настоящее время предпринимаются попытки (пока безуспешные) разработать универсальные схемы внедрения СМК для отдельной организации. Вполне возможно, что такая задача будет решена в будущем, однако с полной уверенностью можно утверждать, что для корпораций и холдингов создание такой универсальной схемы невозможно в принципе, так как этот проект может быть создан только на основе индивидуального подхода, что называется "от кутюр".  
           Несмотря на то, что СМК корпораций и холдингов отличаются друг от друга, проблемы, с которыми сталкиваются организации при их разработке и внедрении, зачастую бывают похожими. Вот почему большой интерес представляет анализ особенностей построения СМК корпораций и холдингов.

 

 

 

 

2.1 Группа компаний  «ЛЕКС»

Группа компаний «ЛЕКС» выполняет проектирование промышленных предприятий, зданий и сооружений в  различных областях промышленности. В рамках проектирования промышленных предприятий группой компаний "ЛЕКС" выполняются все необходимые для этого работы от составления задания на проектирование промышленных зданий до реализации проектных решений.

Холдинг "ЛЕКС" объединяет самостоятельные юридические лица, связанные между собой отношениями  по стратегическому управлению их деятельностью головной компанией. Сегодня в состав холдинга "ЛЕКС" входят технические компании:

«Проект-Сервис»:

·   архитектурно-строительное и инженерно-технологическое проектирование;

·   проектирование промышленных объектов и объектов жилищно-гражданского назначения;

·   выполнение экспертных и инженерных работ в области  экологической безопасности;

·   пожарная безопасность;

·   защиты населения  и территорий Российской Федерации  от чрезвычайных ситуаций.

«Сидиус»:

·   промышленная безопасность предприятий

·   проведение независимой  экспертизы;

·   оценка безопасности промышленных производств на территории Российской Федерации.

·   экологическое  проектирование.

Строительная компания «ЛЕКС»:

· строительство, реконструкция  и капитальный ремонт объектов «под ключ»;

· осуществление технического надзора за объектами капитального строительства

На сегодняшний день представительства группы компаний «ЛЕКС» имеются в крупных регионах России, что обеспечивает широкое  территориальное присутствие.

Объединенные в холдинг, работая как единое целое на всей территории России, обладая многолетними традициями качества и высокой надежностью, компании, входящие в Группу компаний «ЛЕКС», представляют собой целостную структуру, решающую основную задачу — сделать процесс предоставления услуг максимально простым, доступным и удобным для клиентов.

Предприятие "ЛЕКС" - самостоятельное юридическое лицо в составе холдинга. Бизнес-структура  холдинга представляет собой объединение  различных предприятий, выпускающих  разнообразную продукцию или предоставляющих услуги в рамках холдинга, во главе которого стоит управляющая компания.

Решение о разработке и внедрении СМК на предприятии "ЛЕКС" (и на других предприятиях холдинга) принималось головной компанией. Сроки подготовки системы к сертификации также устанавливались управляющей компанией без учета индивидуальных особенностей предприятий. Каждое из предприятий самостоятельно устанавливало порядок и выбирало методы разработки и внедрения СМК без предварительного согласования с головной компанией. При этом соблюдалось только одно условие - создаваемая система не должна противоречить корпоративным требованиям к общему менеджменту в организации и производству продукции. Таким образом, получилось, что каждое из предприятий холдинга самостоятельно разрабатывало независимую СМК.

Такой подход оказался абсолютно  оправданным: используя корпоративные  особенности, каждое из предприятий  холдинга имело возможность организовать и скоординировать работу по внедрению  СМК по наиболее благоприятному для предприятия сценарию, с учетом всех его особенностей (в том числе предприятиям была предоставлена возможность самостоятельно выбрать консультанта и орган по сертификации).

Объемы и формы документирования СМК также определялись каждым предприятием самостоятельно. При этом отдельные процессы, результаты которых использовались в СМК, но которые отсутствовали на предприятии "ЛЕКС" (выполнялись для данного предприятия другими предприятиями холдинга), не документировались, а в Руководстве по СМК описывались только взаимоотношения между предприятиями корпорации на основе многолетнего опыта создания и поддержания корпоративной культуры. Например, Политика в области качества разрабатывалась для каждого предприятия, но ее основой служила корпоративная Политика в области качества, принятая головной компанией холдинга; или же - на предприятии "ЛЕКС" отсутствовал процесс долгосрочного и среднесрочного планирования производства (этим занималось предприятие-координатор продаж), при этом в Руководство по менеджменту качества вошло описание процесса доведения и согласования планов производства, т. е. описание взаимодействия предприятия-координатора и предприятия "ЛЕКС" в части планирования производства.

При этом не возникало  никаких проблем как при формировании и описании процессной модели, так и при выборе области сертификации. Также не требовалось согласования или одобрения документов СМК предприятия, как управляющей компанией холдинга, так и предприятиями, с которыми взаимодействует предприятие "ЛЕКС". Такая ситуация обусловлена жесткими корпоративными требованиями и сложившимися многолетними традициями внутри холдинга. Кроме того, в холдинге происходит активный обмен информацией (опытом) - управляющая компания организовывала внутрикорпоративные конференции по менеджменту качества.

Единственным отрицательным  фактором при разработке и внедрении  СМК на предприятии "ЛЕКС" были жесткие сроки, при том, что СМК создавалась по проекту стандарта ИСО 9001:2000, в который ИСО/ТК 176 вносились изменения вплоть до его официального принятия. Последние изменения в стандарт были внесены всего за несколько месяцев до сертификации СМК, поэтому учесть их в полном объеме и в установленный срок было очень трудно, а подготовка к сертификации носила несколько авральный характер. Однако нацеленность головной компании на получение долговременных положительных результатов позволила предприятию "ЛЕКС" совершенствовать СМК, а также создавать интегрированную систему менеджмента без вмешательства управляющей компании, что способствовало улучшению общего менеджмента и повышению эффективности СМК.

 

2.2 ОАО «Кубаньэнерго»

Реформирование электроэнергетики, расширение оптового рынка электроэнергии и мощности, подготовка к внедрению  розничных рынков электроэнергии и  рынков системных услуг требуют  от менеджмента энергокомпаний перехода на качественно новую систему управления деятельностью энергетических компаний и их филиалов. Одним из инструментов достижения успехов в деятельности энергокомпаний и обеспечения конкурентоспособности на рынке, является внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества (далее СМК), разработанной для постоянного улучшения результативности и эффективности энергокомпании.

Изначально задача внедрения  СМК в производственной деятельности энергокомпаний была поставлена в "Комплексной программе повышения надежности работы оборудования и персонала и снижения аварийности ЕЭС России", утвержденной приказом Председателя Правления ОАО РАО "ЕЭС России" А.Б. Чубайса от 29.03.2001 №142, однако в силу объективных причин действительная реализация данного проекта фактически началась по завершении структурной фазы реформирования энергокомпаний Холдинга ОАО РАО "ЕЭС России".

На сегодняшний день в ряде энергокомпаний СМК разработаны, внедрены и сертифицированы: это  такие компании как ОАО "Белгородэнерго", ОАО "Белгородэнергосервис", ОАО «Щелковские электросети», ОАО «Дзержинская ТЭЦ» и др. Важно отметить, что в ОАО "Тюменьэнерго" осознана руководством необходимость внедрения и отработки проекта интегрированной системы менеджмента.

В соответствии с положениями  протокола совещания от 17.05.2006г. при  Техническом директоре ОАО РАО  «ЕЭС России»http://www.ask-g.ru/docs/c-c-b/index.html и требованиями приказов ОАО РАО «ЕЭС России» № 788 от 05.12.2005г., № 626 от 07.09.2006г. и № 830 от 20.11.2006г. принято решение приступить к широкомасштабному, поэтапному разворачиванию процесса внедрения СМК в дочерних компаниях холдинга. В том числе, учитывая социальное, экономическое и политическое значение энергосистемы Краснодарского края принято решение о разработке и реализации проекта внедрения СМК в предприятиях электрических сетей ОАО "Кубаньэнерго" сразу же после завершения реформирования при методической поддержке Службы технического контроллинга ОАО РАО "ЕЭС России".

Активная интеграция в мировую экономику требует и от российских компаний соответствия качества их производственных и бизнес-процессов международным и/или российским стандартам серии ISO 9000. Наличие сертификата диктуют условия, предъявляемые второй стороной – заказчиками, кредиторами, инвесторами, страховыми компаниями, а также контролирующими организациями РФ - согласно Постановлению Правительства РФ № 113 от 02.02.1998 г., соблюдение требований ISO 9000 является необходимым условием для получения госзаказа.

Помимо систем менеджмента  качества большое внимание уделяется  созданию, внедрению и сертификации систем экологического менеджмента (ИСО 14000) , систем управления охраной труда ( OHSAS 18000 и ГОСТ Р 12.0.006).

Наиболее эффективно создавать и внедрять интегрированную систему менеджмента – качество, безопасность, экология, охрана труда – это позволит:

  • сократить затраты на создание и внедрение системы менеджмента;
  • снизить затраты на проведение работ по сертификации системы менеджмента;
  • уменьшить объем и сложность разрабатываемой документации;
  • сократить количество персонала, задействованного в проведении внутренних аудитов системы;
  • сократить временные затраты на создание и внедрение системы.

Создание системы управления качества (или интегрированной системы  менеджмента) на предприятии включает в себя следующие этапы:

  • предварительные работы (заключение договора, формирование Координационного совета и Рабочей группы, утверждение программы и плана работ);
  • проведение первоначальной оценки деятельности предприятия в области качества, охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности, оценка существующих систем управления качеством, охраной окружающей среды, охраной труда;
  • проведение обучения персонала предприятия, в объеме, необходимом для реализации работ по созданию и внедрению системы менеджмента (обучение всего ИТР, подготовка разработчиков и внутренних аудиторов);
  • разработка документации, включающей: организационно-распорядительную документацию интегрированной системы менеджмента, политику в области качества и безопасности продукции, охраны окружающей среды и охраны труда, планы и программы, значимые аспекты, цели и задачи, стандарты организации, процедуры и должностные инструкции, перечни и реестры законодательных и нормативных правовых актов в сфере деятельности предприятия и др.
  • авторский надзор за внедрением и функционированием интегрированной системы менеджмента;
  • содействие в проведении внутренних аудитов интегрированной системы менеджмента;
  • оценка результативности функционирования интегрированной системы менеджмента;
  • сопровождение сертификационных работ системы управления предприятия.

По факту создания и внедрения системы управления принимается решение о готовности системы управления к сертификации на соответствие российским и/или международным стандартам в данной области.

К вопросу внедрения  в ОАО «Кубаньэнерго» интегрированной  системы менеджмента (ИСМ)

2006 год прошел в  ОАО «Кубаньэнерго» как период осознания необходимости проведения «тонкой настройки управления», основой которой является внедрение системы управления, соответствующей требованиям международных стандартов.

Прежде всего, эта осознанность вытекает из уникального значения энергетики для жизни современного общества – принципа социальной ответственности. Социально ответственным считается тот бизнес, действия субъектов которого направлены на реализацию общественных интересов. Для ОАО «Кубаньэнерго» это устойчивое обеспечение спроса потребителей на электрическую энергию на основе надежного, безопасного и экологичного энергоснабжения с минимальными нагрузками на природные ресурсы.

Информация о работе Особенности формирования интегрированных систем менеджмента на предприятиях многопрофильных холдингов