Особенности франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:36, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимателям требуется расширять рынки сбыта, привлекать специалистов в дилерскую сеть крупных фирм, устанавливать каналы взаимодействия малого и крупного бизнеса.
Для решения таких проблем требуются новые экономические механизмы, одним из них является франчайзинг, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса.
Вышесказанным, на мой взгляд, и обусловлена актуальность данной работы.
Целью работы является анализ франчайзинга и оценка его эффективности и результативности осуществления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Франчайзинг как стратегия выхода на внешний рынок. Особенности франчайзинга 4
2 Оценка осуществления франчайзинга в Республике Беларусь 10
3 Оценка эффективности и результативности осуществления франчайзинга на примере ООО «Валанга» (сеть магазинов детской одежды «Оранжевый верблюд») 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Вложенные файлы: 1 файл

венчурное предпринемательство.docx

— 124.22 Кб (Скачать файл)

2. Отношения по франчайзингу  регулируются законодательством.  Договор франчайзинга может быть  заключен только в случаях,  прямо предусмотренных законодательством.

Это было бы поистине знаменательное событие, если ли бы не одно обстоятельство. Норма, закрепленная в ГК, не нашла  своего логического продолжения, т. к. никаких подзаконных актов  в её развитие так и не было издано. Последствием этого стало отсутствие практики применения статьи ГК, и, как  следствие, франчайзинговые отношения  «повисли в воздухе» на последующие 6 лет.

В 2004 году в Главу 53 ГК Республики Беларусь были внесены изменения  и дополнения, которые позволяют  говорить о возникновении правовой основы для развития отношений франчайзинга на территории Республики Беларусь.

С того времени ситуация начала понемногу меняться. Теперь уже можно  заключать договоры франчайзинга, регистрировать их и начинать развивать по всей стране сети кафе, супермаркетов, СТО, ателье, производств мебели и т. д. Однако этого не произошло.

Первый договор франчайзинга был зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности  Республики Беларусь только 23 января 2006 г. (франчайзер — «НТС» ООО, франчайзи  — «ЦЕНТР» ООО).

Помимо норм ГК договор  франчайзинга, в части передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, регулируется Законом Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания», Законом Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 21 марта 2009 г. № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)» и другими нормативными правовыми актами  [10].

В соответствии со ст. 910 ГК, по договору комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования  фирменного наименования правообладателя  и нераскрытой информации, в том  числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака  обслуживания и т. п.), предусмотренных  договором франчайзинга, для использования  в предпринимательской деятельности пользователя.

Сторонами договора франчайзинга могут выступать исключительно  коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Практика заключения договоров  как национального так и международного франчайзинга в Республике Беларусь немногочисленна. Однако налицо динамика развития данных отношений. По состоянию  на 2007 год в НЦИС было зарегистрировано 4 договора франчайзинга, а в процессе рассмотрения находилось всего несколько  заявок. На начало 2009 г. зарегистрировано уже 49 договоров франчайзинга.

Основное место занимают договоры национального франчайзинга, причем абсолютное большинство среди  них относится к сфере розничной  торговли.

В сфере ритейла электробытовыми  товарами работают по договорам франчайзинга ООО «Электросервис и Ко» (около 20 договоров) и ООО «ТОТЛЕР». Что  касается реализации одежды, то здесь  преобладает ООО «Оранжевый верблюд», которое занимается торговлей детскими вещами и обувью.

Имеются также и международные  договоры франчайзинга, но их количество незначительно.

Во-первых, на территории Республики Беларусь заключены 4 международных  договора сервисного франчайзинга (аудиторские  услуги), в которых правообладателем выступает Латвийская фирма КПМГ Болтикс СИА.

Во-вторых, по договору международного франчайзинга функционирует ресторан Фрайдис в центре Минска.

В-третьих, в сфере розничной  торговли обувью работает сеть салонов Opinions (правообладатель ОПИНИОНС ЛИМИТЕД (Кипр), Лимассол).

В-четвертых, на белорусский  рынок пришел гостиничный франчайзинг  — правообладателем выступает Сикс Континентс Хотелс, Инк., Атланта, Джоржия (США), а пользователем Иностранное  частное унитарное гостиничное  предприятие «МИНСК ПРИНЦЕСС ОТЕЛЬ» Акционерного общества «ИРАДА» (РБ). По указанному международному договору франчайзинга в центре Минска был построен и  уже функционирует гостиничный  комплекс «Crown Plaza Minsk».

Подобная ситуация на рынке  Беларуси связана в первую очередь  с неосведомленностью субъектов  хозяйствования с принципами деятельности франчайзинговых сетей. Мало кто  из предпринимателей представляет себе, что такое франчайзинг, какие  плюсы и минусы он может принести. Может быть, на территории Республики Беларусь должна быть образована организация  по координации развития франчайзинга наподобие Российской ассоциации франчайзинга или других подобных институтов на пост советском пространстве.

На протяжении 2006-2012 гг было зарегистрировано 109 договоров франчайзинга с 37 франчайзерами, 20 из которых белорусские, а 17 – представители Бельгии, Чехии, Кипра, Германия, Финляндия, Италия, Литва, Мальта, Нидерланды, Россия, США.

В основном, с одним франчайзером заключено по одному договору франчайзинга и лишь у 8 франчайзеров заключено 3 или более договора.

 

Таблица 1 – Франчайзинг  в Республике Беларусь

Франчайзер

Количество договоров

ООО «Электросервис и Ко»

23

СООО  «Сеть магазинов горящих путевок»

13

СООО  «НТС»

11

ИООО  «БелМаркетКомпани»

6

ООО «ТОТЛЕР»

6

КПМГ  Балтикс СИА

5

ООО «Нокиан Шина»

5

ИЗАО  «Аркада Ритейл»

3


Примечание. Источник: [1].

 

Чуть более 50% всех договоров  передают права использования фирменного наименования и нераскрытой коммерческой информации в сфере розничной  торговли, 20% договоров – в сфере  услуг для бизнеса, 19% — услуг  для населения, и лишь 5% — в  сфере общественного питания  [1].

Рисунок 1 – Сфера осуществления франчайзинга

Примечание. Источник: [1].

Обобщая все вышеизложенное, приходиться констатировать, что  на данном этапе времени франчайзинг  в Беларуси находиться на стадии зарождения. Иностранные правообладатели не особенно стремятся расширять свои сети в Беларуси, а национальные вообще не рассматривают франчайзинг как действенный механизм развития бизнеса.

 

  1. Оценка  эффективности и результативности осуществления франчайзинга на примере  ООО «Валанга» (сеть магазинов детской  одежды «Оранжевый верблюд»)

 ООО «Валанга»  (Лицензия на право осуществления розничной торговли №50000/0436254 от 28.03.2006 до 28.03.2013. Выдана МГИК) является владельцем и проводником мультибрендовой оптово-розничной сети коллекционной детской одежды и обуви под единым брендом «Оранжевый Верблюд». Розничная сеть имеет магазины в г. Минске, г. Витебске, г. Гомеле, г. Пинске.

«Оранжевый Верблюд» - это  сеть магазинов коллекционной одежды и обуви для детей от 1 года до 13 лет, объединенных единой торговой маркой, фирменным стилем, стандартами  обслуживания, рекламной и мерчендайзинговой  политикой.

Компания развивает свою розничную сеть с 2004 года. К 2010 открыто 8 магазинов на территории Беларуси. Все магазины представляют собой  образец организации розничной  торговли на торговых площадях от 100 кв. м. до 200 кв. м.

Основные экономические  показатели работы ООО «Валанга» представлены в таблице 1.

 

Таблица 2 – Основные экономические показатели работы ООО «Валанга» за 2010-2011 гг.

Показатель

2010 г

2011 г

Отклонение (+/-)

Темп роста, %

Выручка от реализации за вычетом налогов

209434

223688

14254

106,806

Себестоимость реализованных товаров

159136

167938

8802

105,531

Валовая прибыль

50298

55750

5452

110,839

Расходы на реализацию

4501

5928

1427

131,704

Прибыль от реализации

45797

49822

4025

108,789

Чистая прибыль

30942

18210

-12732

58,852


Таким образом, в ООО «Валанга» наблюдается увеличение выручки от реализации на 14254 млн руб (на 6,8%). Положительным фактором является меньщий темп роста себестоимости продукции по сравнению с темпом роста выручки от реализации

 

Таблица 3 – Динамика прибыли ООО «Валанга» за 2010-2011 гг.

Показатель

2010 г

2011 г

Отклонение (+/-)

Темп роста, %

Прибыль от реализации

45797

49822

4025

108,789

Прибыль (убыток) от операционной деятельность

735

1015

280

138,095

Прибыль (убыток) от внереализационной  деятельности

-164

-19331

-19167

11787,2

Прибыль (убыток)

46368

31506

-14862

67,9477

Налог на прибыль

13577

11342

-2235

83,5383

Прочие налоги, сборы, платежи из прибыли

1849

1954

105

105,679

Чистая прибыль

30942

18210

-12732

58,852


 

Таким образом, в 2011 году ООО «Валанга» был получен убыток от внереализационной деятельности, что вызвано тяжелой  экономической ситуацией в стране и уплатой процентов по взятым кредитам, курсовым разницам. Соответственно, чистая прибыль в 2011 г оказалась ниже уровня 2010 г на 12732 млн руб.

 

Таблица 4 – Показатели эффективности работы ООО «Валанга» за 2010-2011 гг.

Показатель

2010 г

2011 г

Отклонение (+/-)

Темп роста, %

Выручка от реализации за вычетом налогов

209434

223688

14254

106,806

Себестоимость реализованных товаров

159136

167938

8802

105,531

Затраты на рубль товарной продукции

0,760

0,751

-0,009

98,806

Валовая прибыль

50298

55750

5452

110,839

Прибыль от реализации

45797

49822

4025

108,789

Рентабельность продаж

21,9

22,3

0,4

 

Рентабельность затрат

19,4

10,8

-8,6

 

Таким образом, в ООО «Валанга» наблюдается снижение затрат на рубль товарной продукции. Также положительной динамикой является увеличение рентабельности продаж.

По итогам анализа хозяйственной  деятельности ООО «Валанга» можно сделать вывод, что предприятие динамично развивается и наращивает свой потенциал.

Характеристика магазинов  «Оранжевый Верблюд»: широкий ассортимент  коллекционной детской одежды и  обуви, регулярная смена коллекций, высокий уровень сервиса, доступные  цены, широкая рекламная поддержка, современный стильный интерьер, удобное  месторасположение.

Для тех, кто хочет открыть  новый бизнес в сфере торговли детской одеждой и обувью и  воспользоваться уже отработанной методикой ведения бизнеса, ООО «Валанга» предлагает работу по схеме франчайзинга.

В качестве преимуществ работы с «Оранжевый верблюд» позиционируется:

• Франчайзи является самостоятельным  юридическим лицом и не теряет свою независимость при принятии решений;

• Франчайзи вступает в  готовый бизнес, что в значительной степени гарантирует ему процветание;

• Франчайзи вступает под  торговым знаком «Оранжевый Верблюд», хорошо зарекомендовавшей себя компании, что делает его более привлекательным  для потребителя, в отличие от мелкого неизвестного предприятия;

• ООО «Валанга» составляет предварительную инвестиционную оценку проекта и сроки его окупаемости, что в значительной степени снижает  риск банкротства;

• Франчайзи предоставляется  дизайн-проект магазина, разработанный  индивидуально под его торговые площади.

• ООО «Валанга» оказывает  консультирование в выборе и покупке  основного технологического оборудования, отделочных материалов и мебели для торгового зала, создающий имидж и неповторимый интерьер магазинов «Оранжевый Верблюд».

• Включение в рекламную  и маркетинговую программу на уровне всей сети магазинов.

• Франчайзи получает специальные  цены в рамках единой ценовой политики компании.

• Предусмотрены различные  варианты схем оплаты и логистики.

• Помощь в решении рабочих  вопросов в течение всего срока  действия договора.

Кроме того, своим франчайзинговым  партнерам оператор бренда «Оранжевый Верблюд» предлагает всестороннюю поддержку и комплекс услуг по обеспечению возврата вложенных инвестиций в оптимальные сроки и получение постоянного стабильного дохода от созданного бизнеса:

• широкий ассортимент  современных коллекционных моделей;

• оптимальное соотношение  «цена-качество»;

• помощь в подборе коллекций  в магазины;

• единая ценовая политика;

• поддержка и продвижение  бренда;

Информация о работе Особенности франчайзинга