Ответственность руководства в системе менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:56, лекция

Краткое описание

Лидерство высшего руководства, его обязательства и активное вовлечение являются решающими при разработке и поддержании в рабочем состоянии результативной и эффективной системы менеджмента качества с целью достижения выгоды для всех заинтересованных сторон. Их можно добиться, выявляя, поддерживая и повышая удовлетворенность потребителей. Перед высшим руководством стоит задача рассмотреть такие меры, как:
- разработка прогноза, политики и стратегических целей, соответствующих предназначению организации;
- руководство организацией личным примером, чтобы добиться доверия персонала;

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА.docx

— 32.35 Кб (Скачать файл)

- помогает разъяснению этой  приверженности качеству во всей  организации при четком лидерстве  высшего руководства;

- включает постоянное улучшение,  связанное с удовлетворением  потребностей и ожиданий потребителей  и других заинтересованных сторон;

- эффективно сформулирована и  умело доведена до сведения всего персонала.

Как и другие виды политики, относящиеся  к бизнесу, политику в области  качества следует периодически анализировать.

ИСО 9001:2000. Системы менеджмента  качества. Требования

Высшее руководство должно обеспечить, чтобы политика в области качества:

a) соответствовала целям организации;

b) включала обязательство соответствовать  требованиям и постоянно повышать  результативность системы менеджмента  качества;

c) создавала основы для постановки  и анализа целей в области  качества;

d) была доведена до сведения  персонала организации и понятна  ему;

е) анализировалась на постоянную пригодность.

Планирование

Цели в области качества

Стратегическое планирование и  политика в области качества организации  обеспечивают основу для постановки целей в области качества. Высшему  руководству следует разработать  эти цели, направленные на улучшение  деятельности организации. Цели необходимо измерять, чтобы способствовать результативному  и эффективному анализу, проводимому  руководством.

При разработке этих целей руководству  следует также учитывать:

- фактические и будущие потребности  организации и обслуживаемых  рынков;

- соответствующие выводы анализа  со стороны руководства;

- фактические характеристики продукции  и показатели процессов;

- уровни удовлетворенности заинтересованных  сторон;

- результаты самооценки;

- сравнение с лучшими достижениями, результаты анализа конкурентов,  возможности для улучшения;

- ресурсы, необходимые для достижения  целей.

Цели в области качества необходимо довести до сведения работников организации  таким способом, которой дает им возможность участвовать в их достижении. Следует определить ответственность  за развертывание целей в области  качества. Цели надо систематически анализировать  и пересматривать по мере необходимости.

Исходными данными для результативного  и эффективного планирования являются:

- стратегия организации;

- определенные цели организации;

- определенные потребности и  ожидания потребителей и других  заинтересованных сторон;

- оценка законодательных и других  обязательных требований;

- оценка данных о характеристиках  продукции;

- оценка данных о показателях  процессов;

- уроки, извлеченные из предыдущего  опыта;

- указанные возможности для  улучшения;

- оценка соответствующих рисков  и данных об их уменьшении.

Выходные данные планирования качества продукции для организации определяют процессы жизненного цикла продукции  и вспомогательные процессы, включающие:

- необходимые для организации  навыки и знания работников;

- ответственность и полномочия  для осуществления планов улучшения  процессов;

- необходимые ресурсы, такие,  как финансовые ресурсы и инфраструктура;

- матрицы для оценки достижения  улучшения деятельности организации;

- потребности в улучшении, включая  средства и методы;

- потребности в документации, включая  записи.

Руководству необходимо систематически анализировать выходные данные, чтобы  обеспечить результативность и эффективность  процессов организации.

Планирование системы менеджмента  качества

Высшее руководство должно обеспечить, чтобы:

a) осуществлялось планирование  создания и развития системы  менеджмента качества для выполнения  требований, приведенных в п. 4.1, а  также для достижения целей  в области качества;

b) сохранялась целостность системы  менеджмента качества при планировании  и внедрении в нее изменений.

Ответственность, полномочия и обмен информацией

Высшему руководству следует определить и затем довести до сведения персонала  ответственность и полномочия с  целью внедрения и поддержания  в рабочем состоянии результативной и эффективной системы менеджмента  качества.

Надо наделить ответственностью и  полномочиями всех работников организации, дав им возможность участвовать  в достижении целей в области  качества и создав условия для  их вовлеченности, мотивации и принятия ими обязательств.

Высшее руководство должно обеспечить, чтобы ответственность и полномочия были определены и доведены до сведения персонала организации.

Высшему руководству следует назначить  представителя руководства и  наделить его полномочиями управлять, постоянно контролировать, оценивать и координировать систему менеджмента качества. Такое назначение призвано содействовать результативной и эффективной работе и улучшению системы менеджмента качества. Представитель подотчетен высшему руководству и поддерживает связи с потребителями и другими заинтересованными сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.

Высшее руководство должно назначить  представителя из своего состава, который  независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь  полномочия, распространяющиеся на:

a) обеспечение разработки, внедрения  и поддержания в рабочем состоянии  процессов, требуемых системой  менеджмента качества;

b) представление отчетов высшему  руководству о функционировании  системы менеджмента качества  и необходимости улучшения;

c) содействие распространению понимания  требований потребителей по всей  организации.

Примечание. В ответственность  представителя руководства может  включаться поддержание связи с  внешними сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.

Руководству организации необходимо определить и внедрить результативный и эффективный процесс обмена информацией по вопросам политики в  области качества, требований, целей  и их достижения. Обеспечение такой  информацией может помочь в улучшении  деятельности организации и непосредственно  вовлекает ее работников в достижение целей в области качества. Руководству  следует активно поощрять обратную связь и получение информации от работников организации как средства их вовлечения.

Обмен информацией может, например, включать:

- информирование, проводимое руководством  на рабочих участках;

- групповые брифинги и другие  совещания, например, по признанию  достижений;

- использование досок объявлений, внутренних газет/журналов;

- аудио-видео- и электронные средства, такие, как электронная почта и web - сайты;

- обзоры, подготовленные работниками,  и наглядно представленные предложения.

ИСО 9001:2000. Системы менеджмента  качества. Требования

Высшее руководство должно обеспечить, чтобы в организации были разработаны  соответствующие процессы обмена информацией, в том числе по вопросам результативности системы менеджмента качества.

Анализ со стороны руководства

Общие положения

Высшему руководству необходимо развить  проводимый им анализ за пределы верификации  результативности и эффективности  системы менеджмента качества в  процесс, распространяющийся на всю  организацию, и который также  оценивает эффективность системы. Анализ со стороны руководства следует  превратить в трибуну по обмену новыми идеями с открытой дискуссией и оценкой  входных данных, стимулированных  лидерством высшего руководства.

Для добавления ценности организации  по результатам анализа со стороны  руководства высшему руководству  надо управлять осуществлением процессов  жизненного цикла продукции и  вспомогательных процессов посредством  систематического анализа, основанного  на принципах менеджмента качества. Частота анализа устанавливается  исходя из потребности организации. Входные данные к процессу анализа  необходимо преобразовать в выходные данные, охватывающие не только результативность и эффективность системы менеджмента  качества. Результаты анализа предоставляют  данные, которые используются при  планировании улучшения деятельности организации.

Высшее руководство должно анализировать  через запланированные интервалы  систему менеджмента качества организации  с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. В анализ следует включить оценку возможностей улучшения и потребности  в изменениях в системе менеджмента  качества организации, в том числе  в политике и целях в области  качества.

Записи об анализе со стороны  руководства должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Входные данные к оценке результативности и эффективности системы менеджмента  качества учитывают интересы потребителей и других заинтересованных сторон и  содержат:

- статус и результаты достижения  целей в области качества и  деятельности по улучшению;

- статус пунктов, по которым  требовались действия на основе  анализа со стороны руководства;

- результаты аудитов (проверок) и самооценки организации;

- обратную связь об удовлетворенности  заинтересованных сторон, возможно, даже до момента их участия;

- факторы, связанные с рынком, такие, как технологии, исследования  и разработки, деятельность конкурентов;

- результаты сравнения с лучшими  достижениями;

- сведения о работе поставщиков;

- новые возможности улучшения;

- управление несоответствиями  процессов и продукции;

- оценку рынка и стратегию;

- статус деятельности по стратегическому  партнерству;

- финансовые результаты деятельности, связанной с качеством;

- другие факторы, которые могут  воздействовать на организацию,  такие, как финансовые, социальные  или экологические условия и  соответствующие изменения законов  и регламентов.

Входные данные для анализа со стороны  руководства должны включать информацию по:

a) результатам аудитов (проверок);

b) обратной связи от потребителей;

c) функционированию процессов и  соответствию продукции;

d) статусу предупреждающих и  корректирующих действий;

e) последующим действиям, вытекающим  из предыдущего анализа со  стороны руководства;

f) изменениям, которые могли бы  повлиять на систему менеджмента  качества;

g) рекомендациям по улучшению.

Если анализ со стороны руководства  выходит за пределы верификации  системы менеджмента качества, то результаты такого анализа могут  использоваться высшим руководством в  качестве входов к процессам улучшения. Высшее руководство может применять  этот процесс анализа как мощное средство при определении возможностей улучшения деятельности организации. График проведения анализов способствует своевременному обеспечению данными  для стратегического планирования в организации. Отобранные выходные данные следует доводить до сведения работников организации, демонстрируя им, как процесс анализа со стороны  руководства ведет к постановке новых целей, которые принесут выгоду организации.

Дополнительные выходные данные для  повышения эффективности включают, например:

- цели, касающиеся характеристик  продукции и показателей процессов;

- цели улучшения деятельности  организации;

- оценку пригодности организационной  структуры и ресурсов;

- стратегию и инициативы по  маркетингу, продукции и удовлетворенности  потребителей и других заинтересованных  сторон;

- сокращение потерь и планы  снижения идентифицированных рисков;

- информацию по стратегическому  планированию будущих потребностей  организации.

Необходимо иметь достаточно записей  для обеспечения прослеживаемости и облегчения оценки самого процесса анализа со стороны руководства, чтобы убедиться в его постоянной эффективности и в добавлении ценности организации.

Информация о работе Ответственность руководства в системе менеджмента качества