Отличительные характеристики руководителя, лидера и эффективного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение отличий между руководителем, менеджером и лидером в управлении и руководстве.

Для достижения цели данной курсовой работы, поставлены следующие задачи:
Рассмотреть власть и партнёрство в руководстве
Узнать, каким является стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
Дать понятие формальным и неформальным группам
Установить портрет современного руководителя в системе ГМУ
Применение данной темы на практике

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретико-методологический раздел……………………………..……...5
Руководство: власть и партнёрство……………………………….…..5
Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера………………..…11
Формальные и неформальные группы…………………………..…..14
Аналитический раздел………………………………………………..…..23
Портрет современного руководителя в системе ГМУ…..……….…23
Прикладное значение темы………………………………………......….26
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Санькова гр.8301.Отличительные характеристики руководителя, лидера и эффективного менеджера..docx

— 284.18 Кб (Скачать файл)

 ФАКУЛЬТЕТ   ГОСУДАРСТВЕННОГО   И

                                                         МУНИЦИПАЛЬНОГО   УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра государственно правового  обеспечения управления

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория  управления»

 

Тема: «Отличительные характеристики руководителя, лидера и эффективного менеджера»

 

 

 

 

Руководитель Разработала

Профессор каф. ГПОУ Студентка гр. ГМУ-8301

 

 Цукарев С.С.                         Санькова Ю.А.

(подпись) (подпись)

 

 

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

 

 

 

 

Краткая рецензия:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

 

 

(запись о допуске  к защите)

 

 

(оценка по  результатам защиты) (подпись преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012 год

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Теоретико-методологический раздел……………………………..……...5
    1. Руководство: власть и партнёрство……………………………….…..5
    2. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера………………..…11
    3. Формальные и неформальные группы…………………………..…..14
  2. Аналитический раздел………………………………………………..…..23
    1. Портрет современного руководителя в системе ГМУ…..……….…23
  3. Прикладное значение темы………………………………………......….26

Заключение……………………………………………………………………31

Список литературы…………………………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло до того, как оно  стало предметом социальных исследований. Присуще людям потребность и  способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласия, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Управление зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является из ее важнейших факторов.

Различия в структуре  организации, в особенности их функционирования накладывают очень существенный отпечаток на управленческую деятельность, а в ряде случаев и оказывают  на нее определяющее влияние. Кроме  того, деятельность руководителя, лидера и эффективного менеджера, её психологические особенности зависят не только от типа организационной структуры, но и от его иерархического места в этой структуре.

Работники организации являются основным ее капиталом, так как именно от них зависит достижение целей организации. Для того чтобы работники стремились к достижению целей организации необходимо, чтобы та, в свою очередь, мотивировала их на это.

Для эффективной системы  управления нужен «эффективный менеджер». Это человек, обладающий стратегическим мышлением, способностью определить будущее  организации и каждодневно в  настоящем принимать решения, которые  обеспечат это будущее. Кроме  этого эффективный менеджер обладает искусством выполнять роли: межличностные, информационные и управленческие. В  такой постановке для менеджера  ложно представление, что «люди  в организации имеют одинаковые потребности». Владея искусством и  опытом, эффективный менеджер управляет, делая работу, необходимую для  достижения цели организации, другими  руками: руками своих подчиненных.

Едва появившись на свет, человек становится частицей какого-либо коллектива, над ним появляется начальник (а иногда и не один), а точнее руководитель. Руководитель - человек, который направляет, помогает не сбиться с пути, идти к точно намеченной цели, и при  этом принимать на себя ответственность  за возможные ошибки. Сначала коллективом  становится семья, а руководителями - родители. Затем - это группа в детском саду и воспитатель, класс и любимый учитель и т.д. Вступая во взрослую жизнь, человек выбирает для себя профессию и начинает заниматься любимым делом.

Большое значение в связке «руководитель – подчиненный» имеет  сотрудничество. Чтобы эффективно использовать сотрудничество, нужно уметь использовать его достоинства и стараться  избегать недостатков. К сотрудничеству относятся следующие подходы  в руководстве: консультация, право  на «вето» и консенсус. Сотрудничая, руководитель может попросить коллектив  высказать свои идеи до принятия решения (консультация), но прежде, чем привести решение в действие, согласует  его. При директивном стиле руководства  начальник после принятия решения  информирует о нем коллектив  без права высказывания (без права  на «вето»).

Лидерство - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей [1].

Целью данной курсовой работы является рассмотрение отличий между руководителем, менеджером и лидером в управлении и руководстве.

Актуальность темы заключается  в том, что всегда, для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля необходимо эффективное руководство.

Для достижения цели данной курсовой работы, поставлены следующие  задачи:

  1. Рассмотреть власть и партнёрство в руководстве
  2. Узнать, каким является стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
  3. Дать понятие формальным и неформальным группам
  4. Установить портрет современного руководителя в системе ГМУ
  5. Применение данной темы на практике

 

 

 

1. Теоретико-методологический раздел

1.1. Руководство: власть и партнёрство

 

Понятие власти очень часто  используется в характеристике политических деятелей и в оценке политической жизни. Поэтому складывается мнение, что это понятие относится  только к политике. Однако в процессах  управления нетрудно увидеть проявление власти и существование власти. Не является ли это синонимом управления или хотя бы понятия полномочий управления?

Власть – это возможность и способность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей. Власть – это необходимое условие управления, это потребность в управлении и предрасположенность к нему со стороны группы людей или коллектива и способность, и желание одного из этой группы согласовывать деятельность людей посредством сознательного влияния на них с учетом общей цели и особенностей деятельности каждого.

Власть и  управление – это два взаимодополняющих понятия, они переплетаются, но не тождественны. Не может быть управления без реальной власти, не может быть власти, не подкрепленной реальным управлением. Власть реализуется в управлении и раскрывает свою силу, жизненность, устойчивость.

В управлении власть проявляется  как совокупность полномочий, компетенций, лидерства (авторитет, признание, уважение, готовность к позитивной реакции  на воздействие) и целей. Власть может  быть реализована тогда, когда она  строит управление по общей цели, опирается  на полномочия, имеет информацию, необходимую  для управления, пользуется авторитетом  и признанием.

Но власть может реализовываться  по-разному, потому что комбинации цели, полномочий, компетенции и лидерства  могут складываться различным образом. Можно овладеть механизмом реализации власти – полномочиями и далее  реализовывать власть посредством  принуждения, мало внимания обращая  на общность цели, авторитет и пр. Но можно реализовывать власть на основе целей и лидерства, и это  будет уже иное управление, иной вариант реализации власти.

В процессах управления, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, всегда возникает проблема власти, потому что и само управление – это процесс реализации власти и его успех зависит от того, каков объем власти и каков ее характер. Объем власти отражает силу влияния в комплексе проблем функционирования и развития фирмы, а характер власти – те опорные факторы, которые являются фундаментом власти (полномочия, авторитет и пр.). Эта проблема в практике управления возникает в виде проблемы управляемости.

Управляемость – это реакция подчиненного, управляемого объекта, группы, коллектива на воздействие со стороны менеджера или системы управления в целом. Именно управляемость отражает объем и характер власти и является одной из важнейших характеристик управления.

Реакция на воздействие, управленческое решение, управление может быть различной. Можно выделить два варианта такой  реакции:

  1. бездействие, противодействие (скрытое или явное), формальное действие (без души, инициативы, концентрации усилий, использования квалификации);
  2. восприимчивое действие, инициативное действие, энтузиазм (энтузиазм нельзя эксплуатировать, но можно и нужно вызывать, потому что работать с энтузиазмом – это естественная потребность человека).

Конечно, каждому менеджеру  хотелось бы иметь высокую управляемость. Но отчего зависит повышение или  снижение управляемости? Можно ли ее регулировать?

  Одним из факторов повышения управляемости, а, следовательно, и усиления и изменения характера власти является партнерство.

  Партнерство – это управление, осуществляемое на основе участия всех членов коллектива или группы в разработке и принятии решений, Это совместное управление.

 Важными элементами  управляемости являются содействие  и сотрудничество. Вряд ли управление  может быть достаточно эффективным  без содействия менеджеру со  стороны коллектива. Как соотносятся  содействие и сотрудничество? Сотрудничество  – это деятельностное стремление работать совместно, эффективно, делать общее дело, добиваться определенных результатов. Содействие – это помощь и поддержка действий менеджера, это организация собственной деятельности в унисон деятельности менеджера, это творческое исполнение его замыслов и распоряжений.

  Управляемость как отношение к власти зависит от нескольких факторов:

  1. Участие в управлении, при котором возникает понимании своей роли в общем процессе движения к цели в общей системе совместной деятельности людей, рождается осознание целей и путей их достижения, стратегии и тактики управления, в котором управление становится не отчужденной деятельностью менеджера, а собственной деятельностью. Участие в управлении является средством самоутверждения личности, потребность участия в управлении является одной из реальных потребностей каждого человека.

Формы участия в управлении могут быть различными: владение акциями  и участие в собрании акционеров, в принятии ключевых решений, в разработке стратегии развития фирмы, возможность  реализации собственных инициатив  как в микро масштабах, так и макромасштабах (принятие и рассмотрение предложений по качеству, организации деятельности, постановке проблем и пр.), развитие неформального управления, при котором отпадает необходимость в формальном принятии некоторых решений (дисциплина, сроки выполнения работы, качество, использование техники и пр.).

  1. Качество управленческих решений, которое может быть таким, что возникает противодействие. Это решения, не соответствующие общей цели или не подготовленные по факторам осознания новой цели, решения, не учитывающие важные факторы ситуации (чаще всего социально-психологического плана).
  2. Общий квалификационный и образовательный уровень персонала, его неспособность осмыслить и понять решения менеджера, отражающие некоторую необходимость. Управляемость зависит от человеческих ресурсов, селекции персонала.
  3. Поставленная цель управления может быть нереальной, расплывчатой, недостижимой, непонятной. Это также влияет на управляемость. Люди должны знать, на какие цели ориентированы решения менеджера, соответствуют ли эти цели их интересам, насколько они реальны.
  4. Соответствие типа управления конкретной обстановке, реальности существующих ситуаций.
  5. Достаточность полномочий менеджера для решения проблем, принятия управленческих решений.
  6. Лидерство, авторитет менеджера и доверие его опыту, квалификации, интеллекту и воле.
  7. Социально-психологическая атмосфера деятельности, которая может благоприятствовать позитивной реакции на управленческие решения и может препятствовать их исполнению.
  8. Влияние внешней среды деятельности фирмы также определяет управляемость. Это фактор общественных отношений.

Иногда полагают, что обладание  властью позволяет навязывать людям  свою волю и не требует знания и  понимания их интересов и особенностей. Это ошибочное мнение, которое, как  правило, ведет к резкому снижению управляемости. Существует последовательность ситуаций, связанных с проявлением  власти. Первоначально менеджеру  может удаваться навязывать свою волю, не считаясь с людьми. При этом, возможно, его решения будут реализовываться, не будет мгновенной негативной реакции, будет период, когда только формируется  образ менеджера, складывается обстановка неформальной организации отрицательного типа, далее возможно скрытое противодействие  его, решениям, которое будучи замечено менеджером, подталкивает его к ужесточению  требовательности, к формализации организации. Это только усугубляет проблему. Управляемость  все равно остается низкой или  снижается ввиду возникновения  конфликтов, которые в конечном итоге  приводят к разрушению управления. Часто в этих условиях менеджер теряет власть (его снимают с должности). Это лучший вариант развития событий, худшим является банкротство фирмы, или, по крайней мере, кризисное ее положение.

Информация о работе Отличительные характеристики руководителя, лидера и эффективного менеджера