Отличительные характеристики руководителя, лидера и эффективного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение отличий между руководителем, менеджером и лидером в управлении и руководстве.

Для достижения цели данной курсовой работы, поставлены следующие задачи:
Рассмотреть власть и партнёрство в руководстве
Узнать, каким является стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
Дать понятие формальным и неформальным группам
Установить портрет современного руководителя в системе ГМУ
Применение данной темы на практике

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретико-методологический раздел……………………………..……...5
Руководство: власть и партнёрство……………………………….…..5
Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера………………..…11
Формальные и неформальные группы…………………………..…..14
Аналитический раздел………………………………………………..…..23
Портрет современного руководителя в системе ГМУ…..……….…23
Прикладное значение темы………………………………………......….26
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Санькова гр.8301.Отличительные характеристики руководителя, лидера и эффективного менеджера..docx

— 284.18 Кб (Скачать файл)

 

3. Этические нормы менеджера.  Менеджер в своей деятельности с коллегами и партнёрами руководствуется общепринятыми нравственными правилами и нормами: следовать методам честной конкуренции; не использовать «грязные деньги» в своей деятельности; «играть в открытую», если партнёр делает также, стараться выполнить данное им обещание при любых условиях, использовать только честные методы при попытке влиять на подчинённых, быть требовательным, но не оскорблять достоинство, быть внимательным и предупредительным.

 

4. Личные ресурсы менеджера.  Основными ресурсами менеджера  являются: информация и информационный  потенциал, время и люди, умело  используя которые руководитель  обеспечивает получение высоких  результатов, постоянно повышая  конкурентоспособность руководимой  им организации.

 

5. Навыки и способности  менеджера эффективно управлять.  На эффективность управления  могут влиять:

  • способность управлять собой;
  • разумные личные ценности;
  • чёткие личные цели;
  • упорный постоянный личный рост;
  • навыки и упорство решать проблемы;
  • изобретательность и способность к инновациям;
  • высокая способность влиять на окружающих;
  • знание современных управленческих подходов;
  • способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;
  • умение обучать и развивать подчинённых;

 

6. Ограничение саморазвития  менеджера. Как правило, даже  идеальные менеджеры по воле  природы имеют определенные недостатки.

К таким недостаткам следует отнести:

  • неумение управлять собой;
  • размытые личные ценности;
  • смутные личные цели;
  • остановленное саморазвитие;
  • недостаточность навыка решать проблемы;
  • недостаток творческого подхода;
  • неумение влиять на людей и их консультировать;
  • недопонимание особенностей, процессов управления;
  • слабые навыки управления людьми и ресурсами;
  • неумение обучать и устанавливать требование на саморазвитие;
  • низкая способность формировать коллектив.

Таким образом, обобщая вышесказанное, следует отметить, что общая модель современного менеджера системы  государственного и муниципального управления не является принципиальной и может немного отличаться от исходных параметров в странах с  перестраивающейся экономикой и  экономикой, не оправившейся от последствий  перестройки, к которым следует  отнести и Россию. Однако, даже в столь различных условиях общая модель современного менеджера системы государственного и муниципального управления должна соответствовать заданному стандарту, все параметры которого сводятся к общему понятию менеджмента «управляй совершенствуя и совершенствуясь» [6].

 

3. Прикладное значение темы

 

Различие между лидером  и менеджером (руководителем) проводится по многим позициям (табл. 1). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Эффективный менеджер, так же как и руководитель, имеет такие же обязанности и качества.

Таблица 1

пп

Руководитель / Эффективный менеджер

Лидер

1

2

3

1

Администратор

Инноватор

2

Поручает

Вдохновляет

3

Работает по целям других

Работает по своим целям

4

План-основа действий

Видение–основа действий

5

Полагается на систему

Полагается на людей

6

Использует доводы

Использует эмоции

7

Контролирует 

Доверяет

8

Поддерживает движение

Дает импульс движению

9

Профессионален

Энтузиаст

10

Принимает решения

Реализует решения

11

Делает дело правильно

Делает правильное дело

12

Уважаем

Обожаем




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы  люди делали правильные вещи.

Менеджер (руководитель) – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и, помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

В чем  различие между менеджером и лидером? 

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Под  руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав». Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и  быть лидером в организации - это  не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и ее источники. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии от управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

  Сущность лидерства

Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка  на русский как:

  • ведущий, руководитель;
  • корабль, возглавляющий группу, караван судов;
  • спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании;
  • едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером).

В менеджменте лидерство  является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией. Лидерство - управленческие взаимоотношения между  руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние  на подчиненных оказывается с  позиций занимаемой должности. Процесс  влияния на людей через личные способности, умения и другие черты  характера получил название неформального  лидерства.

Решение проблем, возникающих  перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем  сплочения вокруг одного лидера. В  предпринимательстве этот тип лидерства  является основным. Это позволяет  за счет концентрации власти в одних  руках решать сложные задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и  слабые стороны:

  • проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
  • достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
  • уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

  • видение ситуации в целом;
  • способность к коммуникациям;
  • доверие сотрудников;
  • гибкость при принятии решений.

Таким образом, следует сделать  вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

 

 Отличие  лидера от менеджера

Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные. Так вот руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе формальных, официальных отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных, неофициальных отношений причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим  руководством, получает соответствующие  властные полномочия, имеет право  на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается  из числа окружающих его людей, в  сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может  прибегать к санкциям в отношении  кого-то из партнеров, но эти санкции  носят неформальный характер, право  на их применение нигде официально не зафиксировано.

Как бы человек ни стремился  стать лидером (а это, мечта многих людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его как лидера. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.

Короче говоря, руководство, менеджмент есть социальный по своей  сущности феномен, а лидерство —  психологический. И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.

Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством  координации, организации отношений  членов социальной группы, средством  управления ими. Только один из этих феноменов  «работает», как уже говорилось, в системе формальных, официальных  отношений, а другой — в системе  отношений неформальных, неофициальных.

Во-вторых, оба феномена реализуют  процессы социального влияния в  группе (коллективе). Но в одном случае (руководство),- это влияние направляет, главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) — по неофициальным.

В-третьих, обоим феноменам  присущ момент известной субординации отношений. Причем в руководстве  он выступает достаточно отчетливо  и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие  гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено.

И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом  и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации - это человек, который  одновременно является лидером и  эффективно управляет своими подчиненными.

Таким образом, необходимо еще  раз сказать, что отличие понятие  лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в  формальных отношениях, так и не в формальных, чего нельзя сказать о менеджменте [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были раскрыты такие понятия как Власть и управление, партнёрство, управляемость, стиль управления, имидж менеджера, формальные и неформальные группы и т.п.

Лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Информация о работе Отличительные характеристики руководителя, лидера и эффективного менеджера