Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:34, курсовая работа
Актуальность решения этой проблемы обуславливается усилением конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг, выигрыш при этом зависит от деловых и профессиональных качеств руководителя, оптимального распределения управленческих и исполнительных функций, владения и использования современных методов управления. При этом руководство организацией может эффективно осуществляться не только традиционными методами, но и специфическими приемами, которые выработала современная наука. Именно поэтому я и выбрала данную тему для курсовой работы.
Объект исследования – ООО УИЦ «Вист-класс».
Предметом исследования - влияние деловых качеств руководителя на эффективность работы предприятия.
Введение 3
Глава 1. Методы оценки руководителя. 6
1.1. Понятие «менеджер», его функции и требования, предъявляемые к нему 6
1.2. Профессиональные качества руководителя 10
1.3. Виды методов оценки профессиональной деятельности 12
1.4.Поведенческий метод оценки профессиональных качеств руководителя. 19
Глава 2. Оценка деловых качеств руководителя в ООО УИЦ «Вист-класс» 29
2.1. Хозяйственно-организационная характеристика предприятия 29
2.2. Оценка профессиональных качеств заведующей ООО УИЦ «Вист-класс» Девкиной З.П. 29
2.3. Способы повышения эффективности работы руководителей 32
Заключение 37
Список литературы 38
Оглавление
Развитие рыночных отношений формирует социальный заказ на качественно новый тип руководителя, что предполагает создание научно обоснованной модели деятельности, которая необходима как цель при формировании, и как критерий при оценке современного руководителя.
Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей, представляющие собой такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности1.
Общая способность к управленческой деятельности предполагает следующие управленческие черты и умения, присущие сильным руководителям: умение решать «нестандартные» управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями. Решения должны быть направлены на разрешение конфликтов. Чем более сильным является руководитель, тем менее он конфликтен.
Чтобы стать хорошим руководителем высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной лестницы. Сильный руководитель творчески подходит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ним, то свои контраргументы тщательно обосновывает. Умение обеспечить положительную саморегуляцию управленческой системы имеет очень важное значение. Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель - слабых.
Каждого руководителя и специалиста может оценить по его деловым, профессиональным качествам только руководитель или специалист более высокой квалификации. Умение улучшить функциональную расстановку кадров. Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчиненных. Он старается не привлекать слабых подчиненных к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в «нестандартных» ситуациях, опираясь на автократические методы руководства. Иногда он может возложить свои полномочия на сильных подчиненных, поставив перед ними задачи общей формы, используя при этом демократические методы руководства и ориентируясь на их способности и умения. «"Разделяй и властвуй" - мудрое правило, но "объединяй и направляй" - еще лучше», как сказал И. Гете. Или еще одно высказывание: «Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей». Ли. Якокка
Актуальность решения этой проблемы обуславливается усилением конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг, выигрыш при этом зависит от деловых и профессиональных качеств руководителя, оптимального распределения управленческих и исполнительных функций, владения и использования современных методов управления. При этом руководство организацией может эффективно осуществляться не только традиционными методами, но и специфическими приемами, которые выработала современная наука. Именно поэтому я и выбрала данную тему для курсовой работы.
Объект исследования – ООО УИЦ «Вист-класс».
Предметом исследования - влияние деловых качеств руководителя на эффективность работы предприятия.
Цель исследования – на основе изучения теории и практики разработать рекомендации по совершенствованию деловых качеств руководящего состава ООО УИЦ «Вист-класс».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, а также эмпирические методы исследований – контент-анализ документов ООО УИЦ «Вист-класс», тестирование и анкетирование.
Курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе рассматривается теоретический материал: профессиональные качества руководителя, их сущность и значение; методы оценки профессиональных качеств.
Во второй главе, на основе исследуемого предприятия - ООО УИЦ «Вист-класс», производится оценка профессиональных качеств заведующей, а также даются рекомендации по совершенствованию деловых качеств заведующей центром.
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
- к организатору конкретных
видов работ в рамках
- к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
- к руководителю по отношению к подчиненным;
- к администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др2.
Т.Ю. Базаров различает четыре роли на основе четырех основных категорий системного менеджмента: процессы деятельности, организационные структуры, ресурсы, способы деятельности:
1. Управленец – обеспечивает протекание процессов деятельности в организации за счет анализа ситуации, определения целей, которые должны быть достигнуты, а также за счет разработки и реализации соответствующих программ функционирования и развития. Функцию организации Управленец реализует на уровне функционального распределения сотрудников для достижения поставленных целей. Управленец склонен рассматривать персонал как уникальных специалистов, которым можно доверять. Предпочитает принимать решения с участием всех заинтересованных сторон, имеющих право на собственную позицию.
2. Организатор – отвечает за разработку организационных структур и в целом различных форм организации деятельности персонала. Для Организатора важна ролевая определённость, отношения коллегиальности, потребность быть включённым в группу; он рационально распределяет работу; идентифицирует себя с организацией. Решения принимает самостоятельно, исходя из представления об оптимальной и дееспособной организационной структуре.
3. Администратор – реализует распределение основных ресурсов организации, а также осуществляет контроль за реализацией планов деятельности. Администратор определяет правила группового взаимодействия, стремится алгоритмизировать деятельность, для него важна определённость поставленных задач, стабильность, он ориентируется на формальные структуры и власть. Задачи подчиненным вменяются на уровне приказа. Решение Администратор принимает единолично и безоговорочно, для чего использует свою власть и формальный статус. До сведения сотрудников решения доводит в виде распоряжений и приказов.
4. Руководитель – несет ответственность за расстановку исполнителей, точное понимание ими стоящих перед организацией задач, владение эффективными способами и приемами профессиональной деятельности, а также поддержание оптимальной атмосферы в коллективе. Для Руководителя важен психологический климат в группе и эмоциональные отношения; он ценит инициативу личности и возможность проявить себя; обладает лидерскими качествами, люди ему верят и готовы идти за ним; испытывает потребность в уважении и признании. Принимаемые управленческие решения учитывают интересы и пожелания коллег, но основным критерием выступают нормы и правила совместной деятельности.
Хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других...и это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. 3.
Таблица 1.
Стили руководства
Параметры взаимодействия с подчиненными |
Стиль руководства | ||
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный | |
Приемы принятия решений |
Единолично решает вопросы |
Перед принятием решений советуется с подчиненными |
Ждет указаний от руководства или решений совещаний |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит |
Просит, упрашивает |
Распределение ответственности |
Берет на себя или перекладывает на подчиненных |
Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, использует в интересах дела |
Отдает в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров |
Боится квалифицированных работников, избавляется от них |
Подбирает деловых, грамотных специалистов |
Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостаткам собственных знаний |
Все знает - все умеет |
Постоянно повышает квалификацию, учитывает практику |
Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения |
Держит дистанцию, необщителен |
Дружески настроен, любит общение |
Общается с подчиненными только по их инициативе |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровный, постоянный самоконтроль |
Мягок, покладист |
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной жесткой дисциплины |
Сторонник разумной дисциплины, дифференцированный подход к людям |
Требует формальной дисциплины |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных |
Наказание - основной метод стимулирования, поощряет избранных по праздникам |
Постоянно использует различные виды стимулов |
Постоянно использует различные виды стимулов |
Функции менеджера.
Планирование. Функция планирования предполагает решение о
том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Организация. Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации.
Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет.
Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля: Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Третий аспект - коррекция серьезных отклонений от первоначального плана.
Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.
Информация о работе Оценка деловых качеств руководителя в ООО УИЦ «Вист-класс»