Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:34, курсовая работа
Актуальность решения этой проблемы обуславливается усилением конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг, выигрыш при этом зависит от деловых и профессиональных качеств руководителя, оптимального распределения управленческих и исполнительных функций, владения и использования современных методов управления. При этом руководство организацией может эффективно осуществляться не только традиционными методами, но и специфическими приемами, которые выработала современная наука. Именно поэтому я и выбрала данную тему для курсовой работы.
Объект исследования – ООО УИЦ «Вист-класс».
Предметом исследования - влияние деловых качеств руководителя на эффективность работы предприятия.
Введение 3
Глава 1. Методы оценки руководителя. 6
1.1. Понятие «менеджер», его функции и требования, предъявляемые к нему 6
1.2. Профессиональные качества руководителя 10
1.3. Виды методов оценки профессиональной деятельности 12
1.4.Поведенческий метод оценки профессиональных качеств руководителя. 19
Глава 2. Оценка деловых качеств руководителя в ООО УИЦ «Вист-класс» 29
2.1. Хозяйственно-организационная характеристика предприятия 29
2.2. Оценка профессиональных качеств заведующей ООО УИЦ «Вист-класс» Девкиной З.П. 29
2.3. Способы повышения эффективности работы руководителей 32
Заключение 37
Список литературы 38
Существует еще один путь повышения эффективности оценочной процедуры – комбинация результат – ориентированных методов с методами, основанными на оценке компетенций. Сочетание этих методов позволяет совместить измерение степени достижения руководителем поставленных перед ним целей и задач с его развитием. Такой подход включает в себя два мотивационных элемента, а именно: постановку задач и личное развитие руководителя. А это в свою очередь благоприятно влияет на развитие предприятия и повышает эффективность его деятельности.
Производственно-коммерческая фирма «Вист» занимается продажей компьютеров, комплектующих к ним, оргтехники и расходных материалов к ней, кондиционеров, телефонов и мини АТС, а также осуществляет техническое обслуживание, сборку, установку, и гарантийный ремонт данной техники. На его базе существует общество с ограниченной ответственностью учебно-информационный центр «Вист-класс», занимающейся обучением работе на компьютере, подборкой информации из интернета, а также работает как интернет-кафе. ООО УИЦ «Вист-класс» работает с 2000 года в здании Областной библиотеки им. Н. Крупской (ул. Трусова 14). Начинала работу фирма с преподавания курсов «Основы работы с персональным компьютером», за годы работы добавились еще курсы, такие как «Компьютерный дизайн (векторная графика)», «Автоматизация бухгалтерского учета», «Английский для начинающих». Фирма заключает договора с большими предприятиями города для обучения сотрудников и зарекомендовала себя с хорошей стороны на данном рынке. Заведующей центром является Девкина З.П., оценку профессиональных качеств которой мы и будем давать. Центр имеет следующую (линейную) организационную структуру:
Рис. 1. Организационная структура ООО УИЦ «Вист-класс»
Преимущества данной структуры:
Простое построение
Гибкость
Динамичность
Концентрация внимания на конкретном рынке с конкретным ассортиментом товаров и услуг.
Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности.
Недостатки данной структуры:
Затруднительные связи между инстанциями
Руководитель несет за все ответственность
Концентрация власти в управляющей верхушке
Сильная загрузка средних уровней управления
По мере роста возникает кризис руководства
Технико-экономические показатели деятельности
ООО УИЦ «Вист-класс»
Показатели |
2009 |
2010 |
Динамика |
+,- | |||
Количество обученных человек за данный период, чел. |
386 |
432 |
46 |
Прибыль от обучения, тыс. руб. |
694 |
777,6 |
83,6 |
Прибыль от интернет-кафе, тыс. руб. |
360 |
576 |
216 |
Кол-во сотрудников, чел. |
11 |
11 |
- |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
660 |
660 |
- |
Среднемесячная зарплата, руб. |
5000 |
5000 |
- |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
217,9 |
230 |
12,1 |
Прибыль, тыс.руб. |
176,1 |
463,6 |
287,5 |
За рассматриваемый период прибыль в организации возросла в 2,5 раза, и хотя заработная плата сотрудникам не увеличивалась, текучести кадров не наблюдается (с 2004 года - постоянный состав).
Заведующая центром Девкина З.П. выполняет следующие должностные инструкции: проводит набор слушателей в группы, работа с кадрами, заключение договоров с преподавателями и слушателями, поиск информации в интернете, работа с орг. техникой, реклама.
В оценке руководителя принимали участие преподаватели курсов и операторы, работающие в центре.
Оценка проводилась по двум направлениям:
оценка стиля руководства;
оценка предрасположенности к управленческой деятельности.
Оценка стиля руководителя.
Оценка стиля руководства проводилась методом опроса преподавателей и операторов. Результат оценки сопоставлялся с данными таблицы 1, на основании которой делались выводы о стиле руководства.
Результаты оценки:
Как показывает проведенная оценка руководителя, Девкина З.П. пользуются авторитарным стилем руководства (или с частью авторитарного стиля), который проявляется в единоличном решении вопросов, распоряжении, приказах, берет на себя ответственность или перекладывает на подчиненных, полностью подавляет инициативу, боязнь квалифицированных работников, держании дистанции, необщителен, приверженец формальной жесткой дисциплины, наказание – основной метод стимулирования, поощряет избранных. На сегодняшний момент это не тот стиль, который способствует эффективной работе, как цехов, так и предприятия в целом.
Сотрудники хотят, чтобы заведующая пользовалась демократическим стилем руководства, то есть, чтобы перед принятием решений советовалась с подчиненными, распределяла ответственность в соответствии с переданными полномочиями, подбирала деловых, грамотных специалистов, постоянно повышала квалификацию, постоянно использовала различные виды стимулов.
Оценка предрасположенности к управленческой деятельности.
Оценка предрасположенности к управленческой деятельности проводилась при помощи тестирования.
Заведующей были предложены вопросы, каждый из которых содержит три варианта ответа. Ей необходимо было отметить только один, который в набольшей степени соответствует ее взглядам на жизнь, ее типичному поведению. (Текст теста приведен в Приложении)
После проведения тестирования и качественной и количественной обработки результатов, были полученные следующие показатели:
Заведующая ООО УИЦ «Вист-класс» Девкина З.П. набрала 45 баллов, это свидетельствует, что она может принимать управленческие решения.
После проведения тестирования и обработки результатов, можно говорить о том, что заведующая центром имеет предрасположенность к управленческой деятельности, но, с другой стороны, она не набрала максимального количества баллов (от 51 до 60), поэтому необходимо вводить какие-либо изменения для повышения ее навыков и умений.
Оценка качеств заведующей Девкиной З.П.
ООО УИЦ «Вист-класс»
Качества руководителя |
Оценка(в баллах от 0 до 10) |
Распределение среди исполнителей задач |
3 |
Доминантность |
6 |
Смелость |
8 |
Решительность |
8 |
Трудолюбие |
5 |
Ответственность |
4 |
Напористость |
6 |
Коммуникабельность |
9 |
Инициативность |
9 |
Способность управлять собой |
6 |
Способность управлять рабочим временем |
2 |
Стремление к нововведениям |
7 |
У руководителя огромный объем работы, а для эффективного руководства ее необходимо правильно организовать. При решении данной проблемы необходимо обратить внимание на управление временем, чем эффективнее руководитель планирует его распределение, тем быстрее достигаются поставленные цели.
Существует несколько теорий лидерства, фокусирующих внимание одновременно на личных свойствах лидера и на ситуации, в которой он действует. Наиболее известная — это ситуационная теория лидерства (contingency theory of leadership) Фреда Фидлера (Fiedler). Ситуационная теория лидерства утверждает, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Предположение Фидлера состоит в том, что лидеров можно разделить на два больших типа. Представители первого ориентированы главным образом на задачу, второго — на взаимоотношения. Лидер, ориентированный на задачу (task-oriented leader), больше обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует. Именно к такому типу лидеров можно отнести оцениваемого руководителя Девкину З.П. Взаимоотношения и чувства работников ее не интересуют. Потенциальные преимущества такого стиля — это скорость принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными. Лидер, ориентированный на взаимоотношения (relationship-oriented leader), в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников. Он стремится повысить эффективность труда путем улучшения человеческих отношений: поощряет взаимопомощь, позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений, учитывает настроение и потребности работников и т.д. Разумется, позднее было установлено, что стиль некоторых руководителей может быть ориентироваться одновременно и на работу, и на человека.
Рассмотрим такие виды деятельности в работе руководителя, на которые может напрасно тратиться время.
Неумение справляться с канцелярской работой.
Существуют менеджеры, чьи рабочие столы свободны от бумаг, у кого канцелярские ящики содержат четко разобранные входящие и исходящие документы. Но есть и такие, которые способны работать в "творческой обстановке". На практике, небольшое количество времени, потраченного на сортировку документов, поможет сэкономить гораздо больше времени - того времени, которое уйдет на поиск важного документа, необходимого для начавшегося 10 минут назад собрания17.
Неумение передавать части обязанностей подчиненному. Или делегирование полномочий.
Многие менеджеры не способны передавать свои обязанности потому, что считают, что "быстрее сделать самому". А такая позиция не позволяет развивать способности своих подчиненных и не дает менеджеру освободиться от большого объема работы. Передача обязанностей - это умение, которое необходимо развивать, это передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя. Одновременно делегируется и ответственность. Делегирование освобождает руководителя от выполнения несвойственных, рутинных операций, высвобождая время для решения важных и творческих вопросов. Оно является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников и способствует использованию их профессиональных знаний и опыта. Делегирование положительно влияет на мотивацию сотрудников. Они чувствуют себя хозяевами на участках работы, а это способствует раскрытию способностей, проявлению инициативы и самостоятельности.
Неумение четко распределять полномочия.
Распределение полномочий - один из важнейших принципов управления. Что всегда лежит на предприятиях в основе распределения полномочий - это должностная инструкция. Она позволяет определить обязанности, права и ответственность персонала и оберегает его от несвойственных функций, подчеркивает систему взаимоотношений между менеджерами и подчиненными им работниками. Инструкция упорядочивает потоки информации на предприятии, формирует требование к должностям и порядку оценки работников.
Для более рационального использования рабочего времени можно воспользоваться следующими рекомендациями:
Используйте рабочее время исключительно на решение проблем, представляющих наибольшую важность.
Распределите время таким образом, чтобы его хватило на решение непредвиденных проблем.
Не пытайтесь выжать из отрезка времени больше, чем это необходимо.
Информация о работе Оценка деловых качеств руководителя в ООО УИЦ «Вист-класс»