Оценка уровня ценовой конкуренции на российском рынке сотовых операторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является оценка приемов и методов ценовой конкуренции на российском рынке операторов сотовой связи.
Задачами дипломной работы являются:
1. Рассмотреть существующие методы ценовой конкуренции;
2. Изучить динамику российского рынка операторов сотовой связи;
3. Рассмотреть структуру рынка операторов сотовой связи;
4. Сравнить ценовую политику операторов сотовой связи на российском рынке;
5. Разработать рекомендации по использованию методов ценовой конкуренции для российских компаний на основе зарубежного опыта.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Семчугова! (1).doc

— 3.58 Мб (Скачать файл)

В первую очередь  изменились и продолжают меняться предпочтения клиентов и их ожидания от операторов. Очевидно, что дальнейшее успешное развитие бизнеса невозможно без постоянного внимательного отношения к мнению клиента о работе сотового оператора, без способности признавать собственные ошибки и умения менять подходы к работе с абонентами, исходя в первую очередь из их потребностей. Вторая магистральная тенденция развития отрасли телекоммуникаций – стремление операторов стать универсальными. Сегодня клиент все больше интересуется мультимедиа-контентом, онлайн-сервисами, стремится к устройству, которое все дальше уходит от простого телефона.  
 

 
Доли рынка крупнейших операторов сотовой связи России.  
Данные AC&M Consulting на 31 октября 2011 г.

 

Число активных абонентов мобильной связи «МегаФон»  по состоянию на 30 сентября 2011 года увеличилось за календарный год  на 7,4 % и составило 60,62 млн. При этом доля дополнительных услуг в выручке  мобильного сегмента в отчетном квартале достигла 23,9 % по сравнению с 20,7 % годом ранее. Говоря об итогах развития сетей, в «МегаФоне» отмечают, прежде всего, доведение числа базовых станций 3G до 24 тыс., а также протяженность собственных ВОЛС до 120 тыс. км (вторая магистральная сеть в России после Ростелекома). При этом оператор занимает 36 % по выручке на рынке мобильных услуг (исключая Москву) и 37 % на рынке широкополосного доступа  в Москве. В целом в период 2008-2010 гг. «МегаФон» инвестировал в развитие сетей 167 млрд рублей или 38 % от общего объема инвестиций сотовых операторов «большой тройки». За этот период было также построено 8 наземных спутниковых станций сопряжения и 12 коммерческих центров обработки данных (в том числе один из крупнейших в России с сертификацией TIER 3 в Самаре). Благодаря успешной интеграции «Синтерры» в 2011 году «МегаФон» стал универсальным оператором – в дальнейших планах совместное использование бренда «Синтерра-МегаФон» для продвижения конвергентных услуг. В сентябре 2011 года был заключен крупный контракт на строительство ведомственной сети связи для Федерального казначейства стоимостью 1,1 млрд рублей (проект был реализован на 100 % в рекордные сроки – всего за один месяц). Это было не «имиджевой акцией», а реально состоявшимся SWAP IT сети государственной структуры – крупнейшим в стране (SWAP затронул более 2000 объектов ФК во всех регионах России). Что касается развития собственной розничной сети, то по итогам восьми месяцев 2011 года доля продаж контрактов в «МегаФон Ритейл» от всех подключений «МегаФона» составила 25 % и продолжает расти. На данный момент у оператора насчитывается 1400 собственных салонов связи и более 2300 – фирменных (франчайзинговых).

Самый большой  рост общей выручки в России в 2011 году в сравнении с 2010-м продемонстрировал «МегаФон» — на 12,5%, до примерно 240,7 млрд руб. Для сравнения: МТС выросли на 8,9%, до 311,9 млрд руб., «Вымпелком» — на 7%, до 266,1 млрд руб.

 

Мобильная связь  по-прежнему приносит им большую часть  выручки: у МТС и «Вымпелкома» ее доля достигает 83%, у «МегаФона» — 94%. По итогам года «Вымпелком» так и не смог вернуть себе второе место по «мобильной выручке»: с 221,5 млрд руб. он уступил «МегаФону», у которого 225,4 млрд руб. Лидером остаются МТС с 259,8 млрд руб.

В четвертом  квартале выручка от мобильного бизнеса  «Вымпелкома» (рост на 10%, до 59 млрд руб.) впервые в 2011-м опередила по темпам роста «МегаФон» (+9,1%, до 60,1 млрд руб.). Квартальный показатель ARPU (средняя  выручка на абонента в месяц) «Вымпелкома» составил 327 руб. (–2% к уровню четвертого квартала 2010 года). Несмотря на сокращение, у конкурентов меньше: ARPU «МегаФона» в четвертом квартале составила 314 руб. (на уровне 2010 года), у МТС этот показатель вырос на 8,4%, до 284 руб. Среднемесячная активность абонентов (MOU) «Вымпелкома» выросла с 228 минут до 259 минут. У «МегаФона» MOU в четвертом квартале был на уровне 293 минут, у МТС — 283 минут.

 

У «МегаФона» быстрее, чем у остальных, растет сегмент  фиксированной связи: за год его  выручка приблизительно удвоилась, до 15,3 млрд руб. Хотя МТС и «Вымпелкому» эта связь приносит гораздо больше — 58,2 млрд руб. (+9,6%) и 44,6 млрд руб. (+10%) соответственно.

 

Операторы работали примерно с одинаковой доходностью. OIBDA margin у МТС и «МегаФона» составила 42,6% и 41,4% соответственно. EBITDA margin «Вымпелкома» (OIBDA в отчетности не указывается) — 40,1%. OIBDA (операционная прибыль до вычета амортизации) и EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации) могут значительно отличаться: OIBDA не включает в себя неоперационные доходы, которые, как правило, не повторяются из года в год, и не подвержена влиянию единовременных начислений, например связанных с курсовыми разницами или налоговыми скидками.

 

Капвложения «Вымпелкома» в России в 2011-м достигли 59,8 млрд руб., что сразу на 26% больше, чем годом ранее. Для сравнения: «МегаФон» инвестировал 68,7 млрд руб. (+5%).

 

 

Оператор

Чистая выручка

EBITDA

Выручка только в мобильной связи

2011 год (млрд  руб.)

Изменение к 2010 году (%)

2011 год (млрд  руб.)

Изменение к 2010 году (%)

2011 год (млрд  руб.)

Изменение к 2010 году (%)

МТС

311,921

8,9

132,851*

6,9

259,759

9,7

«Вымпелком»

266,087

7

106,681

–7,0

221,534

7

«МегаФон»

240,742

12,5

99,745*

2,9

225,422

9,3


 

*МТС и «МегаФон»  указывают в отчетности по  России OIBDA (операционная прибыль до вычета амортизации), а не EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации). Они могут значительно отличаться: OIBDA не включает в себя неоперационные доходы, которые, как правило, не повторяются из года в год, и не подвержена влиянию единовременных начислений, например связанных с курсовыми разницами или налоговыми скидками.

 

    1.  Ценовая политика сотовых операторов

Средняя цена услуг  сотовой связи в России - одна из самых низких в мире. Стать  абонентом может практически каждый, это просто и доступно. По данным агентства АС&М, число абонентов сотовой связи в России достигло 220 млн, это означает, что 93% россиян владеют сотовыми телефонами.

Средний месячный счет абонента в России равен 12 евро, тогда как среднестатистический европеец платит 30 евро ежемесячно. За минуту разговора или СМС российские абоненты в среднем платят от 2 до 5 евроцентов. В то время, как, например, французские операторы обычно берут за ту же услугу в 5-10 раз больше.

Не меньшие  различия существуют и в ценах на роуминг. Так, например, у российского абонента в чужой стране за мегабайт интернет-трафика возьмут 0,24 евро или предоставят его вообще бесплатно, если он не будет превышать отметку в 5 Мб в день. В то же время по французскому контракту с Orange за выход в сеть за пределами страны абоненты платят 13,31 евро за Мб.

Существует  тенденция снижения стоимости услуг  сотовой связи для абонентов  ― в среднем по трем крупнейшим российским операторам на 7% по сравнению  с 2010 годом. Причем механизм снижения стоимости услуг одинаков у всех троих ― объем потребления в 2011 году рос быстрее размеров среднего месячного счета абонента. Одновременно стало очевидно, что эпоха высокой прибыльности сотового бизнеса в России прошла.

Поскольку «большая тройка» обслуживает 83% сотовых абонентов в России, тенденция изменения стоимости ее услуг фактически отражают сегодняшнее состояние национального рынка сотовой связи.

Обобщенным  показателем цен на услуги сотовой  связи является средняя цена минуты услуг (APPM). У всех трех крупнейших операторов она в 2011 году снизилась по сравнению с предыдущим годом, у кого больше, у кого меньше. Лидером снижения средней цены минуты стал «Билайн» — этот показатель у компании изменился с 1,46 рубля в 2010 году до 1,26 рубля в 2011-м. Однако цены этого оператора по-прежнему остались самыми высокими в «большой тройке», а вот МТС в 2011 году стал самым дешевым для абонентов ― минута его услуг в среднем стоит 1,01 рубля. Цены «МегаФона» изменились крайне незначительно, всего на 1 копейку за минуту ― до 1,08 рубля.

Таким же образом  распределились места в «большой тройке» по среднему доходу, полученному от одного абонента. Больше всех платит средний абонент «Билайну» — 327 рублей в месяц, за ним следует «МегаФон» — 311 рублей, и замыкает рейтинг МТС с 273 рублями на одного абонента в месяц. У всех этот показатель вырос по сравнению с 2010 годом, кроме «МегаФона», у которого он практически не изменился. Потребление услуг в 2011 году у всех выросло: у МТС — на 15%, у «Билайна» —  14%, у «МегаФона» — на 1,4%. Обращает на себя внимание, что в этом случае, как и со средней ценой минуты, результат «МегаФона», в отличие от его конкурентов, изменился очень мало.

В итоге, усредненная  цена минуты услуг для «большой тройки»  в 2011 году составила 1,12 рубля против 1,21 рубля в 2010 году, снизившись за год на 7%.

По итогам 2011 года укрепилась тенденция к снижению рентабельности сотового бизнеса в  России. Еще 2–3 года назад российский сотовый рынок выделялся высокой  прибыльностью ― рентабельность по показателю EBITDA/OIBDA крупнейших операторов находилась на уровне 50% выручки и выше. Теперь же рост выручки операторов отстает от роста их затрат, что отражается на рентабельности. Этот неудивительно: новых абонентов у операторов появляется все меньше, потому что абонентский потенциал рынка в России практически исчерпан. Но операторы в этих условиях не могут позволить себе снижать затраты, так как необходимо развивать новые услуги и новые технологи для удержания уже существующих абонентов. Все это и приводит с снижению рентабельности сотовой связи.

В этом смысле 2011 год ярко продемонстрировал укрепление такой тенденции: все показатели рентабельности упали у всех трех операторов. «МегаФон» показал снижение рентабельности по OIBDA на 3,9 процентного пункта, МТС снизила рентабельность на 0,8 процентного пункта, а «Билайн» — на целых 6,1 процентного пункта. Аналогично снизилась и рентабельность по чистой прибыли: у «МегаФона» — до 18,2% от выручки, у МТС ― до 13,2%, «Билайн» чистую прибыль по России не объявил. Учитывая предстоящие огромные расходы на конверсию радиочастот для сетей LTE ― около 20 млрд рублей на одного оператора ― и само строительство этих сетей, которое потребует не менее $3 млрд на каждого, российским сотовым компаниям и их акционерам, по-видимому, придется привыкать, что теперь отечественный сотовый бизнес уже никогда не будет приносить прибыль в размере половины выручки.

Разговоры о  высоких тарифах отечественных  сотовых операторов на оказание услуг  в роуминге ведутся довольно давно. В результате многочисленных жалоб со стороны граждан к указанной проблеме было привлечено внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая в конце 2009 - начале 2010 года активно занялась анализом тарифов на услуги подвижной связи. Эксперты ФАС выявили, что тарифы в роуминге на тот момент были в среднем в 2-2,5 раза выше установленных тем же оператором расценок на услуги международной связи. Также при проведении указанного анализа ФАС обратилась к европейскому опыту регулирования и выявила, что уровень тарифов, установленный операторами «большой тройки» (ОАО «МТС», ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон») на услуги связи с использованием роуминга, превышает установленный Еврокомиссией в 3-6 раз.

В России существует явно выраженная политическая воля на дальнейшее снижение тарифов сотовых операторов. Однако говорить о скором снижении цен на роуминг рано. Это связано с тем, что, добившись снижения тарифов на роуминг в рамках СНГ, ФАС не может повлиять на тарифы на связь при нахождении российских абонентов в других странах.

В результате в  марте 2010 года против «большой тройки»  сотовых операторов было возбуждено дело по подозрению в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части установления и поддержания монопольно высоких  цен на предоставление услуг связи с использованием роуминга.

В тоже время  операторы какие-либо нарушения  со своей стороны отрицали и указывали, что установление тарифов на международный  роуминг - это процесс, который во многом определяется зарубежными партнерами, в сетях которых абонент регистрируется при пересечении границы иностранного государства. Также отмечалось, что тарифы отечественных операторов подвижной связи сопоставимы с тарифами европейских операторов, которые установлены для абонентов, пребывающих в странах, не входящих в ЕС. Таким образом, российские операторы указывали, что сравнение, проведенное ФАС с внутриевропейскими тарифами, является экономически и технически некорректным также как и сравнение тарифов на услуги связи в роуминге и тарифов на услуги международной связи.

В целом приведенные  выше доводы сотовых операторов можно  считать обоснованными. Однако, многочисленные случаи выставления абонентам огромных счетов за пользование заграницей интернетом или телефонные переговоры, вызвали  острый общественный резонанс и дальнейшее вмешательство ФАС.

Разбирательство в ФАС

22 октября 2010 года ФАС признала ОАО «МТС»,  ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон»  нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального  закона «О защите конкуренции», что, выразилось в установлении  и поддержании монопольно высоких цен на услуги связи в роуминге (голосовые услуги, услуги по передаче SMS-сообщений, услуги по передаче данных), а также ненадлежащем информировании абонентов о порядке оплаты услуг связи в роуминге.

По результатам  рассмотрения дела в отношении ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон», ОАО «МТС» ФАС России выдала предписание о снижении тарифов на услуги связи в национальном и международном роуминге на территории стран-участниц СНГ. С 30 сентября 2010 года по 25 декабря 2010 года мобильные операторы выполнили предписание ФАС в части снижения тарифов на следующие услуги для абонентов, находящихся в роуминге в странах СНГ:

 

Наименование  услуги

Снижение  стоимости

Голосовая информация (входящие и исходящие соединения)

в 1,5-3 раза

Передача SMS-сообщений

в 2 раза,

Передача данных по GPRS

в 2,5-4 раза

Информация о работе Оценка уровня ценовой конкуренции на российском рынке сотовых операторов