Оценка уровня ценовой конкуренции на российском рынке сотовых операторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является оценка приемов и методов ценовой конкуренции на российском рынке операторов сотовой связи.
Задачами дипломной работы являются:
1. Рассмотреть существующие методы ценовой конкуренции;
2. Изучить динамику российского рынка операторов сотовой связи;
3. Рассмотреть структуру рынка операторов сотовой связи;
4. Сравнить ценовую политику операторов сотовой связи на российском рынке;
5. Разработать рекомендации по использованию методов ценовой конкуренции для российских компаний на основе зарубежного опыта.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Семчугова! (1).doc

— 3.58 Мб (Скачать файл)

При этом согласно предписанию ФАС ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон», ОАО «МТС» не позднее 31 марта 2011 года обязаны ввести информирование абонентов о возможном изменении  системы расчетов за услуги связи  в международном роуминге.

В тоже время  по итогам консультаций, проведенных  с сотовыми операторами, ФАС признала текущую невозможность национального  регулятора повлиять на уровень тарифов, которые формируются с участием иностранных партнеров. Однако уже  во второй половине февраля 2011 года намечается встреча членов Правительства РФ с Еврокомиссией, в частности, для обсуждения вопросов возможного сотрудничества в области сотовой связи и регулирования тарифов на роуминг для российских граждан.

Формирование  ценовой политики отечественных операторов на европейских рынках 

Для того чтобы  определить основные факторы, которые  влияют на формирование тарифов в  роуминге, необходимо еще раз обратиться к описанию схемы оказания услуг  связи, при нахождении абонента заграницей.

При оказании услуг  международного роуминга задействуется  несколько сетей подвижной связи, расположенных на территории различных  государств, поэтому операторы, оказывающие  соответствующие услуги, условно  делятся на «домашних» и «гостевых».

Процесс корректировки тарифной политики сотовых операторов был активно запущен, однако однозначно определить, каковы будут его результаты, и как скоро они могут быть достигнуты, пока рано.

При нахождении абонента заграницей основную часть  услуг ему оказывают «гостевые» операторы, в зоне покрытия которых он находится. Таким образом, роуминг возможен только при условии, что между «домашним» и «гостевым» оператором заключен договор о роуминге. Вызовы в роуминге оплачиваются в соответствии с тарифами «гостевого» оператора, установленными для приезжих абонентов, однако расчеты абонент осуществляет только со своим «домашним» оператором.

Таким образом, определяющим фактором при формировании цен на услуги связи в международном  роуминге являются межоператорские  тарифы, так как технологически при доставке входящих и исходящих вызовов задействованы иностранные сети подвижной связи. По текущим оценкам межоператорские расходы могут составлять 50-80% итоговой суммы оплаты услуг связи для абонента.

Еврокомиссия  сумела решить проблему межоператорских тарифов внутри ЕС путем введения ограничений на максимальную стоимость голосовых вызовов и SMS-сообщений. В тоже время такое регулирование позволяет устанавливать низкие тарифы только для абонентов ЕС, путешествующих внутри Евросоюза, и не касается тарифов между операторами ЕС и других стран, в частности операторов ЕС и России.

Таким образом, снизить тарифы российских операторов на услуги связи, оказываемые в международном  роуминге, возможно только через переговоры с иностранными сотовыми операторами-партнерами. Возможно также решение указанной проблемы на политическом уровне, через присоединение России к зоне действия Евротарифа, либо через многостороннее международное соглашение, позволяющее государствам-участникам влиять на формирование тарифов между сотовыми операторами, действующими на их территориях (например, через общие правила взаиморасчетов между операторами).

Позиция российского  регулятора по вопросу снижения тарифов  на роуминг

На сегодняшний  день ФАС выступает против введения жесткого регулирования тарифов сотовых операторов, о чем явно говорит отказ ФАС согласовать в июне 2010 года проект закона, позволяющий распространить на компании мобильной связи статус существенных операторов (что означало бы введение в отношении их деятельности ценового регулирования).

В тоже время  в рамках осуществления своих  полномочий по защите конкуренции ФАС  предпринимает активные действия, направленные на снижение уровня межоператорских  тарифов. Наиболее показательным примером в этой области является взаимодействие антимонопольных органов России и Казахстана по делам, возбужденным против сотовых операторов в 2010 году, что привело к достижению договоренностей между сотовыми операторами и в конечном итоге снижению тарифов на роуминг в странах СНГ.

Что касается тарифов на роуминг при нахождении российских граждан в странах ЕС, то и здесь ФАС предпринимает попытки вступить в конструктивный диалог как с Еврокомиссией, так и с национальными регуляторами. В данной ситуации, однако, позиция российской антимонопольной службы осложняется тем, что у нее нет таких широких возможностей взаимодействия с европейскими коллегами, как, например, с антимонопольными ведомствами в рамках СНГ.

Таким образом, ФАС не преследует цели выступить  карательным органом (о чем говорит  относительно невысокий уровень наложенных на операторов штрафов - 1% от выручки по услугам роуминга за 2009 год) и ввести жесткую регламентацию ценообразования на услуги подвижной связи. На данный момент целью ФАС является снижение тарифов на роуминг используя методы конкурентной политики.

В тоже время  действия регулятора, преследующего  цель скорректировать тарифную политику сотовых операторов, некоторые эксперты подвергают критике, говоря, в частности, о том, что более эффективным  решением было бы развитие альтернативных услуг, например, IP-телефонии (вследствие чего операторы были бы вынуждены самостоятельно предпринимать меры для снижения тарифов на роуминг).

Международная практика регулирования тарифов  на роуминг

Наиболее показательным  примером международного опыта регулирования тарифов на роуминг является практика ЕС, где проблема высоких цен на услуги сотовых операторов начала привлекать внимание национальных властей еще в 2005 году. Однако странам-участницам ЕС уже на том этапе было ясно, что проблему нужно решать на наднациональном уровне. В итоге в результате обращения национальных регуляторных органов и по поручению Европейского Парламента Еврокомиссия разработала ряд законодательных инициатив и в июле 2006 года подготовила проект Регламента Европейского союза по тарифам на роуминг в подвижных сетях общего пользования (далее - Регламент по тарифам на роуминг). Спустя 11 месяцев Регламент по тарифам на роуминг был окончательно одобрен и вступил в силу 30 июня 2007 года. Таким образом, в рамках ЕС были введены ограничения на тарифы в роуминге («Евротариф»), а также обязанность сотовых операторов информировать своих абонентов, находящихся в зоне роуминга, об изменении тарифов на услуги связи.

В 2007 году Евротариф  устанавливал верхнюю планку для  тарифов на входящие и исходящие телефонные звонки заграницей и применялся ко всем абонентам, кроме тех, которые согласились на подключения специальных пакетов услуг, предлагаемых сотовыми операторами.

1 июля 2009 года  Регламент по тарифам на роуминг  был пересмотрен, его действие было продлено еще на три года, тарифы на входящие и исходящие звонки за границей были еще больше снижены, а также были введены ограничения на максимальную тарификацию SMS-сообщений («Евротариф на SMS»). В дополнение к этому с 1 июля 2010 года был введен лимит на скачивание информации через интернет в зоне роуминга, чтобы абоненты больше не сталкивались с огромными счетами за услуги связи, если сотовый телефон случайно подключается к интернету. В случае превышения лимита (по общему правилу 50 Евро, если только абонент не выбрал большую или меньшую сумму) оператор обязан отключить соединение абонента с мобильным интернетом, а при достижении 80% лимита, направить абоненту соответствующее предупреждение. 

Европейский Парламент  поручил Еврокомиссии проводить мониторинг применения указанных норм, а также разработать дальнейшие предложения по совершенствованию действующего регулирования. Планируется, что к 30 июня 2011 года Еврокомиссия подготовит детальный обзор в отношении применения Регламента по тарифам на роуминг, а также проведет оценку достижения целей, которые ставились при ведении Евротарифа.

Основные нормы, введенные Регламентом по тарифам  на роуминг:

  • Евротариф: начиная с лета 2010 года исходящий телефонный звонок не может стоить больше 39 центов за минуту, а входящий звонок - больше 15 центов за минуту. К июлю 2011 года планируется снизить названную планку до 35 центов за исходящие и 11 центов за входящие звонки.
  • Евротариф на SMS: с 1 июля 2009 года стоимость исходящего SMS заграницей в рамках ЕС не может составлять более 11 центов (без НДС), получение входящих SMS за пределами национальной сети в рамках ЕС остается бесплатным.
  • Прозрачность тарифов на роуминг для абонентов: абоненты получают SMS при пересечении границ стран-участниц ЕС с указанием действующей цены входящих и исходящих звонков. При этом абонент вправе получить дополнительную информацию о стоимости услуг через голосовой вызов или SMS.

Евротариф: максимальный тариф за минуту в Евро (без НДС)

Евротариф: максимальная стоимость в роуминге

Исходящий звонок

Входящий  звонок

Исходящее SMS

Входящее SMS

Лето 2009

43 цента

19 центов

11 центов

бесплатно

Лето 2010

39 центов

15 центов

11 центов

бесплатно

Лето 2011

35 центов

11 центов

11 центов

бесплатно


Однако у  описанного выше регулирования была выявлена и отрицательная сторона. По мнению некоторых экспертов, так как звонки внутри Европы стали дешевле, европейские операторы решили восстановить недополученную прибыль за счет иностранных, в том числе российских партнеров, устанавливая для них высокие межоператорские тарифы.

В январе 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин  поручил главе ФАС Игорю Артемьеву  продолжить работу с операторами  сотовой связи по снижению цен  на внутренний и международный роуминг. Таким образом, можно говорить о  том, что на сегодняшний день в России существует явно выраженная политическая воля на дальнейшее снижение тарифов сотовых операторов.

Однако говорить о скором снижении цен на роуминг  рано. Это связано в первую очередь  с тем, что ,добившись снижения тарифов  на роуминг в рамках СНГ, ФАС не может повлиять на тарифы на связь при нахождении российских абонентов в других странах. Сотовые операторы анонсировали свое вступление в переговоры с иностранными партнерами для снижения межоператорских тарифов, однако видимых результатов данный процесс пока не дал. Также сложно давать какие-либо прогнозы в отношении того, как скоро удастся достичь договоренностей о снижении тарифов на роуминг на межправительственном уровне.

В тоже время  уже сейчас существует возможность  снижения цен на международный роуминг за счет использования технологий «USSD Call Back» или «Dual Imsi», которые уже начали внедряться сотовыми операторами. Однако многие аналитики отмечают недостатки подобных технологий, в частности, в связи с неудобством для пользователя, которому нужно для соединения каждый раз набирать длинную последовательность символов, а также потому, что связь при использовании соответствующих протоколов не всегда бывает качественной и оперативной.

Также необходимо отметить, что 26 января 2011 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который ограничивает максимальную сумму оплаты за переговоры в международном роуминге тремя тысячами рублей. Законопроект вносит изменения в статью 54 Федерального закона «О связи», согласно которым максимальный размер средств, которые оператор сотовой связи может истребовать с абонента - физического лица за услуги, оказанные в течение одного календарного месяца в роуминге, не должен превышать трех тысяч рублей (за исключением средств, которые были внесены абонентом в виде аванса).

Сравнение тарифов  сотовых операторов

Одна из самых обширных и выгодных сеток тарифов –  у оператора сотовой связи МТС. Там есть и специальный льготный роуминг, и тарифы на звонки для конкретных целевых групп (например, школьников, молодежи, женщин, а также пенсионеров так далее), междугородные и международные. Предлагаем вам сравнение тарифов сотовых операторов.

Также нужно учитывать, что компания МТС – по-прежнему один из самых крупных и популярных операторов в Российской Федерации, и звонки внутри данной сети – всегда чуть дешевле. Кстати, есть одно правило: прежде, чем сделать свой выбор по тарифу, надо обратить особое внимание на то, абоненты каких сотовых операторов будут ваши собеседники. Если брать аксессуары для сотовых телефонов оптом, то выйдет дешевле, то самое можно по аналогии сказать про те тарифы, по которым берется 2 симкарты, звонки с коих друг на друга могут быть бесплатны.

Билайн предлагает сегодня примерно тот же набор типичных мобильных тарифов, что и МТС, но у него есть свои особые отличия, например, действительно уникальное предложение для слабослышащих людей, клиентов этого оператора. Стоит обратить особое внимание также на пост-оплатные, и даже безлимитные или региональные телефонные тарифы данного оператора.

Мегафон сейчас не менее популярен для нашей самой широкой аудитории, но здесь особое внимание стоит обратить именно на его корпоративные предложения. Многие хозяева фирм радуясь невысоким тарифам даже покупают своим сотрудникам служебные средства связи, которые держат хороший заряд, ведь типичные аккумуляторы для кпк или телефона не могут работать по 10 часов подряд. Ведь связь для больших и малых фирм очень важна, особенно для тех, чей бизнес сосредоточен в одном городе, а также по России и за границей.

Мегафон предлагает своим  клиентам специальные мобильные  тарифы-конструкторы – это метод, когда сам абонент может решать, что подключать и отключать, а  также выбирать нужные ему опции или свойства, когда посчитает это нужным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

3.1 Анализ  финансовой отчетности компании  ОАО “Мегафон”

Главным показателем устойчивости финансового положения организации является структура её Баланса (Приложение 1 и Приложение 2) , т.е. соотношение различных видов активов и обязательств. Cтруктура капитала ОАО Мегафон на 31 декабря 2011 года представлена на следующей диаграмме:

 

Общий анализ капитала ОАО Мегафон на 31 декабря 2011 г. показывает его хорошую структуру. У организации достаточно собственного капитала, а соотношение долгосрочных и краткосрочных заимствований обеспечивает хороший показатель текущей ликвидности.

Информация о работе Оценка уровня ценовой конкуренции на российском рынке сотовых операторов