Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:36, курсовая работа
Производство каждой страны и каждой отрасли зависит от ряда факторов. Сфера образования, как и любая другая отрасль народного хозяйства, существует в прямой зависимости от этих факторов. Одним из важнейших факторов, влияющих на уровень производительности труда, а, следовательно, и эффективности производства, являются кадры (персонал) предприятия.
Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода.
Введение 4
Глава I. Теоретические основы кадровой политики 6
1.1. Понятие кадровой политики 6
1.2. Система разработки кадровой политики 10
Глава II. Признаки эффективности кадровой политики 15
2.1. Критерии эффективности кадровой политики 15
2.2. Особенности построения кадровой политики в образовательном учреждении 22
Глава III. Анализ эффективности кадровой политики МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» 24
3.1. Краткая характеристика МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» 24
3.2. Оценка существующей кадровой политики в МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» 27
3.3. Мероприятия по совершенствованию кадровой политики МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Факторы внутренней среды. Наиболее значимыми представляются следующие факторы.
Цели предприятия, их временная
перспектива и степень
Стиль управления, закрепленный, в том числе, и в структуре организации. Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, в отличие от предпочитающей принцип децентрализации показывает, что этим предприятиям требуется различный состав профессионалов.
Условия труда. Приведем некоторые наиболее важные характеристики работ, привлекающие или отталкивающие людей:
Как правило, наличие даже небольшого числа непривлекательных для работников задач требует от менеджера по персоналу создания специальных программ привлечения и удержания сотрудников в организации.
Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом.
Стиль руководства. Независимо от стиля руководства, предпочитаемого конкретным менеджером, важны следующие его цели:
Таким образом, для эффективной кадровой политики необходимо учитывать вышеназванные факторы, то есть управление будет эффективным, если своевременно и рационально реагировать на любое изменение рассмотренных выше факторов.
Кадровая политика предприятия – это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы [1].
Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизво-дительную рабочую силу.
Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива [17].
В образовании, как в специфической отрасли народного хозяйства, кадры, играют важнейшую роль. «Кадры решают все», но кадры могут стать и главной причиной неудач. В управлении педагогическим персоналом школы выделяют четыре ключевые проблемы. Это возрастная, квалификационная и должностная структуры и оплата труда. Каждая из этих проблем требует контроля со стороны администрации и выработки принципов решения, перспективного и текущего управления.
От состояния педагогических кадров школы зависит её эффективность учебного процесса, престижность и перспективность. Возрастной состав персонала определяет преемственность знаний в научно-педагогической школе, активность освоения новых областей знаний. Следует иметь ввиду, что возраст педагогов не должен и не может быть самоцелью в кадровой политике. Более того, преподавательский и исследовательский опыт работника школы появляется через 10-15 лет работы и сохранение наиболее выдающихся педагогов является залогом высокого научно-педагогического престижа. Однако любое отделение и школа в целом должны планировать внутренний процесс самовоспроизводства кадров и предпринимать необходимые меры для выращивания и привлечения наиболее квалифицированных специалистов.
Как правило, основные принципы кадровой политики вырабатываются Ученым советом и администрацией школы, но реально подбор персонала осуществляет независимо директор.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств №8 «Радуга» Кировского района городского округа Самара осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Уставом образовательного учреждения и Договором с Учредителем. Уровень реализации программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности, организация учебно-воспитательного процесса, достижения учащихся, профессиональное мастерство педагогов подтверждают соответствие Детской школы искусств №8 «Радуга» учреждению дополнительного образования детей высшей категории.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств № 8 «Радуга» Кировского района г.Самары было основано в 1990 году как кафедра эстетического образования Гимназии № 1. С 1995 года учреждение получило статус самостоятельного. Школа искусств №8 «Радуга» – учреждение дополнительного образования детей высшей категории (подтверждено аттестацией 2002 г.).
На сегодняшний день Детская
школа искусств №8 «Радуга» – это
музыкальный учебно-
В школе искусств №8 «Радуга» семь отделений:
Обучение в школе рассчитано в основном на 7 лет. Кроме обязательных предметов учащимся школы предоставляется возможность обучения по предмету по выбору.
Учащиеся и педагоги ДШИ «Радуга» – постоянные участники и победители районных, городских, областных, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей и выставок. Двум детским коллективам Школы присвоено звание образцового детского коллектива: образцовый детский коллектив «Радуга» (вокальный ансамбль, рук. Агафонова И.В.), образцовый детский коллектив «Слобода» (фольклорный ансамбль, рук. Финогенова С.П.).
Педагоги школы – постоянные участники и победители различных конкурсов профессионального мастерства: Областного конкурса «Сердце отдаю детям», Межрегионального конкурса «Волжский проспект», Областного и Всероссийского конкурса авторских образовательных программ, Городской и Областной методических выставок, конкурса «Лидер Самарского образования», Международного конкурса «Музыкальное исполнительство и педагогика» и др.
ДШИ №8 «Радуга» реализует широкий спектр дополнительных образовательных услуг художественного образования, развивающих мотивацию личности к творчеству (29 программ по 6 направлениям художественного творчества). За последние три года открыты новые специализации: основы компьютерной графики и дизайна, декоративно-прикладное искусство, батик, керамика.
Таким образом, ДШИ №8 «Радуга» в результате определенного развития пришла к модели отделений с определенным контингентом учащихся на каждом из них. Сложившаяся система позволяет индивидуально и комплексно работать над всесторонним развитием каждого нашего воспитанника, так как учащиеся имеют возможность обучения одновременно на 2-х или 3-х отделениях. Школа предлагает несколько моделей разноуровневой подготовки, способствующих наиболее полному удовлетворению интересов детей и подростков.
ДШИ №8 работает в тесном сотрудничестве с преподавателями вузов, таких как СГПУ, СГАКИ и других учебных заведений: СМУ, СХУ. Творческое сотрудничество с этими учебными учреждениями значительно способствует достижению общих целей в художественно-эстетическом воспитании детей. Результатом работы является воспитание многогранной творческой личности, способной выйти за рамки узкоисполнительской деятельности, имеющей возможность применить на практике самые разнообразные знания, умения и навыки, необходимые для жизненного самоопределения и выбора профессии.
Школа является организатором многих
мероприятий для жителей
В рамках воспитания патриотизма и уважения к старшему поколению, учащиеся Школы регулярно выступают в концертах, посвященных ветеранам и участниками войны и труда, на вечерах, посвященных Дню пожилого человека, Дню победы и т.п. За активную просветительскую деятельность школа отмечена многочисленными Дипломами, грамотами, благодарственными письмами администраций района, города, Департамента образования.
Сфера образования, как и любая
другая отрасль народного хозяйства,
в состоянии нормально
Решающая роль в развитии образования
принадлежит педагогическим работникам.
Именно на долю их квалифицированного
интеллектуального труда
Отрасль образования – единственная
сфера, которая готовит квалифицирован
Для полного анализа кадровой политики любого предприятия необходимо выделить критерии оценки. Для оценки кадровой политики МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» были использованы следующие критерии:
1. Количественные и качественные
характеристики состава
- соотношение ученик / педагог;
- соотношение приезжих и
- соотношение работников, имеющих высшее, средне-специальное и среднее образование;
- коэффициент выбытия кадров (Кв.к.);
- коэффициент приема кадров (Кп.к.);
- коэффициент стабильности кадров (Кс.к.);
2. Уровень текучести кадров;
3. Гибкость проводимой политики;
4. Степень учета интересов
1. Количественные и качественные характеристики состава персонала:
В составе работников учреждений и
органов образования можно
Рассмотрев штатное расписание, можно сделать вывод, что штат укомплектован полностью. Соотношение ученик / педагог составляет 8:1. Это отношение выигрышно для учащихся, но влечет большие расходы на оплату столь обширного штата педагогов. Хотя, у большого числа педагогов педагогическая нагрузка выше нормы.
Соотношение местных и приезжих сотрудников составляет 1:0, то есть все сотрудники проживают в городе Самара.
Качественный состав сотрудников представлен в таблице.
Таблица 1
Качественный состав сотрудников МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга»
Уровень образования |
Административный персонал |
Педагогический персонал |
Учебно-вспомогательный персонал |
Обслуживающий персонал |
Всего |
Высшее образование |
5 |
115 |
3 |
1 |
124 |
Средне-специальное образование |
5 |
1 |
6 | ||
Среднее образование |
1 |
7 |
8 | ||
Всего |
6 |
120 |
4 |
8 |
138 |
Информация о работе Оценка эффективности кадровой политики организации