Оценка эффективности кадровой политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Производство каждой страны и каждой отрасли зависит от ряда факторов. Сфера образования, как и любая другая отрасль народного хозяйства, существует в прямой зависимости от этих факторов. Одним из важнейших факторов, влияющих на уровень производительности труда, а, следовательно, и эффективности производства, являются кадры (персонал) предприятия.
Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода.

Содержание

Введение 4
Глава I. Теоретические основы кадровой политики 6
1.1. Понятие кадровой политики 6
1.2. Система разработки кадровой политики 10
Глава II. Признаки эффективности кадровой политики 15
2.1. Критерии эффективности кадровой политики 15
2.2. Особенности построения кадровой политики в образовательном учреждении 22
Глава III. Анализ эффективности кадровой политики МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» 24
3.1. Краткая характеристика МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» 24
3.2. Оценка существующей кадровой политики в МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» 27
3.3. Мероприятия по совершенствованию кадровой политики МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Факторы внутренней среды. Наиболее значимыми представляются следующие факторы.

Цели предприятия, их временная  перспектива и степень проработанности. Так например, организации нацеленной на быстрое получение прибыли и затем сворачивание работы, требуются совершенно иные профессионалы по сравнению с предприятием, ориентированным на постепенное развертывание крупного производства со множеством филиалов.

Стиль управления, закрепленный, в  том числе, и в структуре организации. Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, в отличие от предпочитающей принцип децентрализации показывает, что этим предприятиям требуется различный состав профессионалов.

Условия труда. Приведем некоторые наиболее важные характеристики работ, привлекающие или отталкивающие людей:

  • степень требуемых физических и психических усилий;
  • степень вредности работы для здоровья;
  • месторасположение рабочих мест;
  • продолжительность и структурированность работы;
  • взаимодействие с другими людьми во время работы;
  • степень свободы при решении задач;
  • понимание и принятие цели организации.

Как правило, наличие даже небольшого числа непривлекательных для  работников задач требует от менеджера  по персоналу создания специальных  программ привлечения и удержания  сотрудников в организации.

Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом.

Стиль руководства. Независимо от стиля  руководства, предпочитаемого конкретным менеджером, важны следующие его цели:

  • максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника;
  • обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы;
  • получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации.

Таким образом, для эффективной  кадровой политики необходимо учитывать  вышеназванные факторы, то есть управление будет эффективным, если своевременно и рационально реагировать на любое изменение рассмотренных  выше факторов.

  • 2.2. Особенности построения кадровой политики в образовательном учреждении

Кадровая политика предприятия  – это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации  и планы по использованию рабочей  силы [1].

Кадровая политика должна увеличивать  возможности предприятия, реагировать  на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.

Кадровая политика является составной  частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизво-дительную рабочую силу.

Кадровая политика должна создавать  не только благоприятные условия  труда, но обеспечивать возможность  продвижения по службе и необходимую  степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива [17].

В образовании, как в специфической отрасли народного хозяйства, кадры, играют важнейшую роль.  «Кадры решают все», но кадры могут стать и главной причиной неудач. В управлении педагогическим персоналом школы выделяют четыре ключевые проблемы. Это возрастная, квалификационная и должностная структуры и оплата труда. Каждая из этих проблем требует контроля со стороны администрации и выработки принципов решения, перспективного и текущего управления.

От состояния педагогических кадров школы зависит её эффективность  учебного процесса, престижность и перспективность. Возрастной состав персонала определяет преемственность знаний  в научно-педагогической школе, активность освоения новых областей знаний. Следует иметь ввиду, что возраст педагогов не должен и не может быть самоцелью в кадровой политике. Более того, преподавательский и исследовательский опыт   работника школы появляется через  10-15 лет работы и сохранение наиболее выдающихся педагогов является залогом высокого научно-педагогического престижа. Однако любое отделение и школа в целом должны планировать внутренний процесс самовоспроизводства кадров и предпринимать  необходимые меры для выращивания и привлечения  наиболее квалифицированных специалистов.

Как правило, основные принципы кадровой политики вырабатываются Ученым советом  и администрацией школы, но реально подбор персонала осуществляет независимо директор.

Глава III. Анализ эффективности кадровой политики МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга»

  • 3.1. Краткая характеристика МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга»

Муниципальное образовательное  учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств №8 «Радуга» Кировского района городского округа Самара осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей,  Уставом образовательного учреждения и Договором с Учредителем. Уровень реализации программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности, организация учебно-воспитательного процесса, достижения учащихся, профессиональное мастерство педагогов подтверждают соответствие Детской школы искусств №8 «Радуга» учреждению дополнительного образования детей высшей категории.

Муниципальное образовательное  учреждение дополнительного образования  детей детская школа искусств № 8 «Радуга» Кировского района г.Самары было основано в 1990 году как кафедра эстетического образования Гимназии № 1. С 1995 года учреждение получило статус самостоятельного. Школа искусств №8 «Радуга» – учреждение дополнительного образования детей высшей категории (подтверждено аттестацией 2002 г.).

На сегодняшний день Детская  школа искусств №8 «Радуга» – это  музыкальный учебно-методический центр  с расширенным эстетическим образованием. Она объединяет около 2000 человек: 1700 учащихся в возрасте от 5 до 17 лет и 120 преподавателей. Структурные  подразделения  Школы  расположены  на  базе  общеобразовательных школ №№ 47, 78, 73; детских садов №№ 75, 383, 12, 120. 

В школе искусств №8 «Радуга» семь отделений:

  1. музыкально-инструментальное отделение (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара, флейта, кларнет, саксофон, баян, аккордеон, домра, балалайка, ударные инструменты, синтезатор);
  2. вокальное отделение (хор, ансамбль, классическое пение, эстрадный вокал);
  3. отделение изобразительного искусства (живопись, скульптура, рисунок, композиция, история искусств, декоративно-прикладное искусство, батик, керамика, основы дизайна и компьютерной графики);
  4. отделение народной культуры (история быта и культуры народов Поволжья, пение в народной манере, фольклорный ансамбль, основы игры на народных инструментах,  этнографические экспедиции);
  5. отделение хореографии (классический танец, народный танец, историко-бытовой танец, история хореографии, современный танец);
  6. театральное отделение (театр, актерское мастерство, сценическая речь);
  7. общеэстетическое отделение существует на базе детских садов (обучение детей в возрасте от 5 до 7 лет основам живописи, вокала, народной культуры, игры на музыкальных инструментах, хореографии, театрального искусства).

Обучение в школе  рассчитано в основном на 7 лет. Кроме  обязательных предметов учащимся школы предоставляется возможность обучения по предмету по выбору.

Учащиеся и педагоги ДШИ «Радуга» – постоянные участники  и победители районных, городских, областных, всероссийских и международных  конкурсов, фестивалей и выставок. Двум детским коллективам Школы присвоено звание образцового детского коллектива: образцовый детский коллектив «Радуга» (вокальный ансамбль, рук. Агафонова И.В.), образцовый детский коллектив «Слобода» (фольклорный ансамбль, рук. Финогенова С.П.).

Педагоги школы – постоянные участники и победители различных конкурсов профессионального мастерства: Областного конкурса «Сердце отдаю детям», Межрегионального конкурса «Волжский проспект», Областного и Всероссийского конкурса авторских образовательных программ, Городской и Областной методических выставок, конкурса «Лидер Самарского образования», Международного конкурса «Музыкальное исполнительство и педагогика» и др.

ДШИ №8 «Радуга» реализует  широкий спектр дополнительных образовательных  услуг художественного образования, развивающих мотивацию личности к творчеству (29 программ по 6 направлениям художественного творчества). За последние три года открыты новые специализации: основы компьютерной графики и дизайна, декоративно-прикладное искусство, батик, керамика.

Таким образом,  ДШИ №8 «Радуга» в результате определенного развития пришла к модели отделений с определенным контингентом учащихся на каждом из них. Сложившаяся система позволяет  индивидуально и комплексно работать над всесторонним развитием каждого  нашего воспитанника, так как учащиеся имеют возможность обучения одновременно на 2-х или 3-х отделениях. Школа предлагает несколько моделей разноуровневой подготовки, способствующих наиболее полному удовлетворению интересов детей и подростков.       

ДШИ №8 работает в тесном сотрудничестве с преподавателями вузов, таких как СГПУ, СГАКИ и других учебных заведений: СМУ, СХУ. Творческое сотрудничество с этими учебными учреждениями значительно способствует достижению общих целей в художественно-эстетическом воспитании детей. Результатом работы является воспитание многогранной творческой личности, способной выйти за рамки узкоисполнительской деятельности, имеющей возможность применить на практике самые разнообразные знания, умения и навыки, необходимые для жизненного самоопределения и выбора профессии.

Школа является организатором многих мероприятий для жителей микрорайона, района, города; проводит семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации, открытые уроки для педагогов города и  родителей воспитанников. Несколько лет на базе отделения народной культуры работает городской методический центр.

В рамках воспитания патриотизма  и уважения к старшему поколению, учащиеся Школы регулярно выступают  в концертах, посвященных ветеранам  и участниками войны и труда, на вечерах, посвященных Дню пожилого человека, Дню победы и т.п. За активную просветительскую деятельность школа отмечена многочисленными Дипломами, грамотами, благодарственными письмами администраций района, города, Департамента образования.

  • 3.2. Оценка существующей кадровой политики в МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга»

Сфера образования, как и любая  другая отрасль народного хозяйства, в состоянии нормально функционировать, если будет обеспечена высококвалифицированными подготовленными кадрами специалистов, преподавателей.

Решающая роль в развитии образования  принадлежит педагогическим работникам. Именно на долю их квалифицированного интеллектуального труда приходится преобладающая масса работы с  обучающимися.

Отрасль образования – единственная сфера, которая готовит квалифицированные кадры для всех остальных отраслей народного хозяйства, а также для самой себя.

Для полного анализа кадровой политики любого предприятия необходимо выделить критерии оценки.  Для  оценки кадровой политики МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» были использованы следующие критерии:

1. Количественные и качественные  характеристики состава персонала:

- соотношение ученик / педагог;

- соотношение приезжих и местных  преподавателей;

- соотношение работников, имеющих  высшее, средне-специальное и среднее  образование;

- коэффициент выбытия кадров (Кв.к.);

- коэффициент  приема кадров (Кп.к.);

- коэффициент  стабильности  кадров (Кс.к.);

2. Уровень текучести кадров;

3. Гибкость проводимой политики;

4. Степень учета интересов работника  / производства и т.д.

 

1. Количественные и качественные характеристики состава персонала:

В составе работников учреждений и  органов образования можно выделить четыре основные группы: административный, педагогический, учебно-вспомогательный  и обслуживающий персонал.

Рассмотрев штатное расписание, можно сделать вывод, что штат укомплектован полностью. Соотношение ученик / педагог составляет 8:1. Это отношение  выигрышно для учащихся, но влечет большие расходы на оплату столь обширного штата педагогов. Хотя, у большого числа педагогов педагогическая нагрузка выше нормы.

Соотношение местных и приезжих сотрудников составляет 1:0, то есть все сотрудники проживают в городе Самара.

Качественный состав сотрудников  представлен в таблице.

Таблица 1

Качественный состав сотрудников  МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга»

Уровень образования

Административный персонал

Педагогический персонал

Учебно-вспомогательный  персонал

Обслуживающий персонал

Всего

Высшее образование

5

115

3

1

124

Средне-специальное образование

 

5

1

 

6

Среднее образование

1

   

7

8

Всего

6

120

4

8

138

Информация о работе Оценка эффективности кадровой политики организации