Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:27, дипломная работа

Краткое описание

На данном этапе развития ОУ решение сложнейшей проблемы управления учебно-познавательным процессом сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий:
- пока недостаточной интеграцией усилий и взаимодействий учителей, школьного практического психолога, социального педагога, заместителя по методической и научной работе в конкретном образовательном учреждении, обеспечивающих по своему статусу базу исследовательской работы в педагогических коллективах, которая необходима в ОУ, как воздух, ибо учитель попадает, по лаконичному выражению Р. Шакурова, 1под власть трех демонов: банальности, механичности, рутинности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Сущность педагогического менеджмента и его основные принципы…..10
1.2. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы….26
1.3. Организационно-управленческая деятельность учителя – менеджера на уроке ………………………………………………………………………………………..36
Глава 2. Анализ опыта педагогического менеджмента в практике управления сельской школой


2.1. Общая характеристика МОКУ «Новокошкульская сош»…….………….47
2.2. Опыт осуществления педагогического менеджмента в МОКУ «Новокошкульская сош»………………………………………………………..57
2.3. Осуществление педагогического менеджмента в организационно-управленческой деятельности учителя на уроке истории в МОКУ «Новокошкульская сош». ………………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ЛТТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСОБЫЙ ВИД.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

                                              МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования

Кафедра управления развитием образования

 

                                                                                Допущена к защите

«____»________________2012 г.

      Зав. кафедрой:

                                                                       к. х. н., доцент

                                                                                 Шелонцев Владимир 

                                                                       Александрович

__________________ (подпись)

Педагогический  менеджмент как особый вид управленческой деятельности

Выпускная работа по специальности 

080504.65 – Государственное  и муниципальное управление                                                                                                               

 

                                                                                                           Выполнил: слушатель                                                                                                                                              

                                                                                    группы МО 11/1

                                                                                               Костюченко Екатерина        

                                                                              Геннадьевна

                                                                                               _____________ (подпись)  

                                                                                              

                                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                                         к.п.н., доцент                                                      Медведицков Александр

                                                                     Павлович                     

__________________( подпись)

Выпускная работа защищена

«____»______________ 2012 г.

Оценка ___________________

Председатель ГАК _________

 

Омск 2012

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1. Сущность педагогического менеджмента и его основные принципы…..10

1.2. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы….26

1.3. Организационно-управленческая  деятельность учителя – менеджера   на уроке ………………………………………………………………………………………..36

Глава 2.  Анализ опыта  педагогического менеджмента в  практике управления сельской школой

 

 

2.1. Общая характеристика МОКУ  «Новокошкульская сош»…….………….47

2.2. Опыт осуществления педагогического менеджмента в МОКУ «Новокошкульская сош»………………………………………………………..57

2.3. Осуществление педагогического  менеджмента в организационно-управленческой  деятельности учителя на уроке  истории в МОКУ «Новокошкульская  сош». ………………………………………………………66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69

СПИСОК ЛТТЕРАТУРЫ……………………………………………………….72

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Актуальность темы исследования обусловлена проблемами развивающейся системы образования в Российской Федерации:  положениями Закона «Об образовании» РФ, который сегодня находиться на стадии разработки,  необходимостью обновления содержания образования на основе государственного образовательного стандарта второго поколения, который определил новые требования как к выпускнику образовательного учреждения, так и к учителям,  внедрил  в практику обучения инновационные  технологи, ориентированных на личность школьника.

В условиях личностно-ориентированного обучения образовательный процесс  приобрел конкретное смысловое значение и технологическое очертание. Проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения относятся к числу тех, разработка которых требует системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

 На наш взгляд,  системообразующий фактор педагогической  системы - управление, а искусство управления процессом обучения и, в частности, учебно-познавательной деятельностью учащихся - это педагогический менеджмент, т. е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества.

Процесс обучения - это целенаправленная гуманистическая система взаимодействия педагога и учащихся, обеспечивающая усвоение человеком общественного опыта, ценностей мировой цивилизации и культуры. Организатором учебно-познавательной деятельности выступает учитель - менеджер педагогического процесса.

Свою задачу учитель  видит в мотивированном управлении личностно- ориентированным процессом обучения, в ходе которого осуществляется духовное и физическое развитие учащихся, обеспечивается овладение способами познания реальной действительности. Закрепление в педагогической науке понятия «управления», а на данном этапе развития образования и понятия «педагогический менеджмент», связано, прежде всего, со становлением управления как самостоятельной области знания. Потребность изучения теории менеджмента в педагогике и практике продиктована жизнью, ростом запросов общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования, становлением системы платных услуг (ст. 45 Закона «Об образовании» РФ).

Выделяют два уровня педагогического менеджмента в  учебном заведении.   Первый уровень – это руководитель учебного заведения и его заместители. Второй уровень – это педагоги и учителя.  Именно этой структуры мы придерживались при изучении педагогического менеджмента, так как, считаем, что это системное понятие,  которое должно включать себя не только исследование деятельности директора учебного заведения, но и деятельность каждого учителя в отдельности.  

На данном этапе развития ОУ решение сложнейшей проблемы управления учебно-познавательным процессом сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий:

- пока недостаточной  интеграцией усилий и взаимодействий  учителей, школьного практического психолога, социального педагога, заместителя по методической и научной работе в конкретном образовательном учреждении, обеспечивающих по своему статусу базу исследовательской работы в педагогических коллективах, которая необходима в ОУ, как воздух, ибо учитель попадает, по лаконичному выражению Р. Шакурова, 1под власть трех демонов: банальности, механичности, рутинности;

- отсутствием в арсенале  учителя дидактических средств, набора диагностических методик для изучения индивидуальных особенностей и уровня обученности учащихся. К сожалению, далеко не во всех образовательных учреждениях отработана система мониторинга, непрерывного и системного отслеживания результативности учебного процесса, без чего невозможно управление процессом обучения. Не отработана техника партнерского, неавторитарного общения, что является необходимым условием в управлении организацией личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся;

- недостатком управленческой  культуры в педагогической работе;

- противоречием между потребностью и необходимостью управлять учебно-познавательным процессом в классе и непониманием в течение долгого времени отдельными теоретиками подобного вида деятельности в развивающей и развивающейся школе на уровне учителя, который не опосредованно, а непосредственно обеспечивает управление процессом обучения и внедрение инноваций в практику;

- противоречием между  сложившейся традиционной субъектно-объектной  системой управления и необходимостью  изменения взаимоотношений между  участниками педагогического менеджмента на уровне субъектно-субъектных отношений, обеспечивающих новых характер управления: сотрудничества, партнерства;

- противоречием между  наличием современных технологий  обучения и отсутствием механизмов, определяющих способы их применения в практике личностно-ориентированного обучения и др.

Преодоление вышеназванных  трудностей и противоречий позволяет  учителю перейти от эпизодического, недостаточно пока управляемого и малоэффективного учебного процесса в образовательном учреждении к осуществлению этой деятельности как управляемому процессу в каждом конкретном учебном классе.

Управлять учебно-познавательном процессом (УПП) - это значит непрерывно познавать, исследовать процесс обучения, вносить коррективы в процедуры познавательной деятельности учащихся, отслеживать результаты по каждому компоненту и звену учебного процесса, выявлять закономерности, видеть прогрессивные тенденции в развитии интеллектуальных и познавательных возможностей учащихся.

На смену философии  воздействия в управлении ОУ идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления. Важным этапом в развитии образования является разработка технологий обучения, раскрытие их сущности и поиск механизмов реализации в педагогической практике в соответствии с парадигмами современного образовательного процесса. Без их познания и использования в практике не может быть поступательного движения, перехода процесса обучения в качественно новое состояние.

В своих научно-теоретических  исследованиях мы опирались на результаты фундаментальных теорий, методологию и методы обучения, которые были раскрыты в отечественной и зарубежной педагогике, психологии и теории менеджмента: Ю.К.Бабанского, В.Д.Белилов|жого, Е.В.Бондаревской, К.Я.Вазиной, Б.С.Гершунского, В.В.Давыдова, В.И.Загвязинского, Л.В.Занкова, В.И.Зверева, В.С.Ильина, Л.Де Калувэ, А.Р.Каньковской, М.В.Кларина, Б.И.Коротяева,

В.В.Краевского, ВАКрутецкого, В.В.Крыжко, Г.Ю.Ксензовой, В.С.Лазарева, О.Т.Лебедева, ИЯ.Лернера, Э.Маркса, М.И.Махмутова, Н.Н.Мельниковой, Л.Ф.Николина, Е.М.Павлютенкова, М.Петри, Ю.Н.Петрова, А.В.Петровского, Д.М.Полева, М.Л.Портнова, И.П.Раченко, Г.К.Селевко, И.Б.Сенновского, В.В.Серикова, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, В.Т.Фоменко, Е.Н.Шиянова, Е.А.Ямбурга и др. Публикации перечисленных авторов отражают сущность и особенности процесса обучения, инновации в моделировании образовательных систем, значимость и содержание новых технологий обучения в школе, специфику управления развитием школы, научные основы менеджмента и концепции личностно-ориентированного образования.

Вопросы педагогического  менеджмента и конструкции модулей  управления УПД, к сожалению, остаются до сих пор недостаточно разработанными. Подходы к их решению мы нашли в концепции личностно-ориентированного образования и его механизмах, в профессиональной управленческой культуре учителя, в концептуальных идеях развития педагогических систем и теории менеджмента. Таким образом, актуальность проблемы менеджмента в процессе обучения подтверждается также и ее недостаточной разработанностью как в теории, так и в практике.

Теория менеджмента  привлекает прежде всего своей личностной направленностью и строится на основе подлинного взаимодействия в системе «учитель -учению) уважения, доверия, создания ситуации успеха. Именно этот момент существенно дополняет и обогащает теорию педагогического менеджмента в российском образовании.

Все это послужило  основанием для выбора темы выпускной  работы: «Педагогический менеджмент  как особый вид управленческой деятельности».

 

Цель выпускной  работы: выявить особенности педагогического менеджмента, как особого вида управленческой деятельности в образовательном учреждении.

 

Объект исследования  - педагогический менеджмент

 

Предмет исследования – особенности педагогического менеджмента на примере МОКУ «Новокошкульская сош» Тюкалинского района.

 

Реализации поставленной цели поможет  решение следующих задач:

1. Дать основные характеристики  педагогического менеджмента: понятие, цели, задачи, функции, принципы;

2. Выделить особенности  организации управленческой деятельности в  общеобразовательном учреждении.

3. Охарактеризовать организационно-управленческую  деятельность учителя - менеджера   на уроке;

4.Описать  опыт осуществления  педагогического  менеджмента в МОКУ «Новокошкульская  сош»;

5. Проанализировать  осуществление педагогического менеджмента в организационно-управленческой  деятельности учителя на уроке истории в МОКУ «Новокошкульская сош».

Основными методологическими  принципами работы  выступают системно-структурный, деятельностный, синергетический и личностно-ориентированный подходы. В процессе исследования осуществлен теоретический анализ философской, историко- и психолого-педагогической литературы по избранной проблеме. В качестве методов исследования для реализации задач  исследования были выбраны сочетания эмпирических (наблюдение, обобщение педагогического опыта, интервьюирование, анализ содержания педагогических документов и тд.) и теоретических (анализ и синтез, индукция и дедукция в их диалектической взаимосвязи, моделирование, мысленный эксперимент и тд.).

Информация о работе Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности