Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:27, дипломная работа

Краткое описание

На данном этапе развития ОУ решение сложнейшей проблемы управления учебно-познавательным процессом сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий:
- пока недостаточной интеграцией усилий и взаимодействий учителей, школьного практического психолога, социального педагога, заместителя по методической и научной работе в конкретном образовательном учреждении, обеспечивающих по своему статусу базу исследовательской работы в педагогических коллективах, которая необходима в ОУ, как воздух, ибо учитель попадает, по лаконичному выражению Р. Шакурова, 1под власть трех демонов: банальности, механичности, рутинности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Сущность педагогического менеджмента и его основные принципы…..10
1.2. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы….26
1.3. Организационно-управленческая деятельность учителя – менеджера на уроке ………………………………………………………………………………………..36
Глава 2. Анализ опыта педагогического менеджмента в практике управления сельской школой


2.1. Общая характеристика МОКУ «Новокошкульская сош»…….………….47
2.2. Опыт осуществления педагогического менеджмента в МОКУ «Новокошкульская сош»………………………………………………………..57
2.3. Осуществление педагогического менеджмента в организационно-управленческой деятельности учителя на уроке истории в МОКУ «Новокошкульская сош». ………………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ЛТТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСОБЫЙ ВИД.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

5. Учет мнений о  психологической совместимости  отдельных исполнителей в группе.

6. Корректировка плана  в соответствии с исполнителями  (соответственными исполнителями).

7. Выбор руководителей  групп из числа известных в  коллективе лидеров.

8. Общий инструктаж  коллектива исполнителей.

9. Дополнительный инструктаж  лидеров групп и отдельных  исполнителей; вручение письменных  инструкций исполнителям; издание распоряжения или приказах по школе с целью закрепления данного разделения и кооперации труда исполнителей, повышения личной ответственности каждого из них.

Оценка деятельности исполнителей.

Глубокий и полный анализ деятельности исполнителей по следующим основным параметрам:

1) четкое осуществление  плана в соответствии с инструкциями  и методическими рекомендациями;

2) соблюдение трудовой  дисциплины, отсутствие фактов ее  нарушения;

3) рациональное использование  времени и возможностей исполнителей;

4) умение самоорганизоваться, рационально распределять силы в группе исполнителей, проявление самодеятельных начал в коллективе;

5) самооценка деятельности  и ее результатов, способность  к переориентации в направлениях  по реализации планируемого;

6) наличие новых рациональных форм и методов в организации труда;

7) коллегиальность в  решении задач и возникших  трудностей, организация взаимопомощи  в коллективе исполнителей;

8) способность к творчеству  и исследовательским формам работы.

Мотивационно-целевая  деятельность: мотивация деятельности коллектива и каждого его члена9

Параметры:

  • осуществление ориентации на весь спектр потребностей коллектива, их удовлетворение и развитие;
  • знакомство с результатами контроля, формирование реалистических самооценок деятельности участников педагогического процесса, потребность в  осуществлении ее рефлексии;
  • регулярность и конкретность поощрений в соответствии с оценкой результатов контролируемой деятельности;
  • стимулирующий характер контроля.

Функционал  управления - перечень обязанностей и прав руководителей и органов управления.

Примерное распределение  обязанностей между руководителями школ при осуществлении внутришкольного управления.

Директор:

- выполнение правил  внутреннего распорядка, санитарно-гигиенического  режима, охрана труда и техника безопасности;

- содержание и организация  внеклассной и внешкольной работы;

- выполнение решений  педагогического совета;

- учебно-воспитательная  работа в группах продленного  дня;

- укрепление и сохранность  учебно-материальной базы школы;

- организация и проведение работы по трудовому обучению и воспитанию, профориентации;

- ведение школьной  документации;

- работа методического  объединения... (указать конкретно);

- работа библиотеки;

- организация и осуществление  дежурства в школе;

- педагогическое руководство ученическим самоуправлением;

- организация работы  среди родителей;

- финансово-хозяйственная  деятельность.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

- состояние учебно-воспитательной  работы в школе;

- работа учителей предметников... (предметы);

- координация деятельность  заведующих кафедрами по работе  учителей в профильных классах  и классах;

- состояние успеваемости  учащихся, посещаемость;

-работа классных руководителей  по вопросам учебной деятельности  учащихся;

- работа по проведению аттестации работников школы;

- работа методического  совета;

- дозировка домашних  заданий;

- организация учебной  работы в кабинетах;

- выполнение педагогического  режима школы;

- выполнение программ, государственного образовательного  стандарта, лабораторных, обучающих и контрольных работ, проведение экскурсий;

- работа методических  объединений (кафедр);

- порядок ведения классных  журналов, ученических тетрадей  и др. школьной документации;

- организация факультативных  занятий, работы предметных кружков;

- связь с ИПК, вузами;

- учебная работа в  ГПД, профильных классах;

- работа библиотекаря  по организации внеклассного  чтения по предметам;

- работа учебной комиссии  школьного совета.

Заместитель директора по научно-методической работе:

- участие в разработке  и внедрении программы развития  школы;

- организация и поддержка  экспериментальной работы учителей;

- изучение и обобщение  передового педагогического опыта;

- руководство работой  методического совета;

- организация теоретических  и практических семинаров для  коллектива;

- координация работы  с одаренными детьми;

- контроль качество научно-методической работы ни кафедрах.

Заместитель директора по внеклассной и внешкольной  воспитательной работе:10

- организация воспитательной  работы в школе, микрорайоне;

- деятельность классных  руководителей по организации  внеклассной работы с учащимися;

- работа руководителей  кружков, клубов, секций, студий;

- организация ученического  самоуправления;

- работа ответственных  за проведение и подготовку  общественных массовых мероприятий  (вечеров, утренников, диспутов и  т.д.);

- программа радиопередач, содержание общешкольной  печати;

- работа классных политинформаторов;

- воспитательная работа  в ГПД;

- спортивно-массовая, туристическая,  краеведческая работа и др.

 Организация деятельности педагогического совета и совещаний. 11Педсовет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников

В постоянный состав педсовета входят директор школы (председатель), его  заместители, все учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной  работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председатель общешкольного родительского комитета.

В расширенный состав педагогического  совета в зависимости от обсуждаемых  вопросов могут быть приглашены представители  сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены общешкольного и классного родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).

Главные цели и задачи педагогического совета – объединить усилия коллектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Требования к планированию педагогических советов12

  • актуальность тематики педагогических советов;
  • значимость и всеобщность проблемы;
  • научность;
  • перспективность и преемственность тематики;
  • концептуальность (выход тематики на определенные философские, психологические, дидактические и социально-педагогические позиции);
  • соответствие концепции развития школы;
  • целостность системы педагогических советов.

Формы проведения педагогических советов: совет–семинар, деловая игра в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творческий отчет, презентация, конкурс, аукцион, фестиваль и др.

Совещания в практике подготовки и реализации управленческих решений. Совещание - это один из важнейших инструментов, используемых руководителями всех уровней при подготовке решений. Руководителям приходится решать дилемму: готовить решение по конкретному вопросу самому  либо выносить рассмотрение проблемы на совещание для выработки совместного решения.

Типичные задачи, которые решаются в ходе совещаний

  • распределение заданий;
  • контроль за работой подчиненных;
  • координация процесса выполнения работ;
  • обмен мнениями;
  • получение информации;
  • выявление и анализ проблем, возникающих в работе;
  • принятие решений.

Основные правила организации  совещаний.

  1. Следует заранее составить и раздать всем повестку дня совещаний.
  2. Заседания нужно начинать без опоздания с обсуждения пунктов повестки дня и после ее одобрения неукоснительно следовать ей. Возникшие в процессе работы не очень важные вопросы лучше отложить до следующего заседания.
  3. На заседании руководитель обеспечивает активное участие всех присутствующих. Сам он не должен говорить более 25% времени, отведенного на совещание.
  4. В протоколе следует отражать состояние дел, выдвинутые предложения, сроки их реализации и ответственных. Копии протоколов следует распространить среди участников совещания.
  5. Руководитель должен избегать голосования по тому или иному вопросу, при выработке решений лучше стремиться к достижению общего согласия.

Обсуждаемые  вопросы и решаемые проблемы должны быть в рамках компетенции участников совещания. Если решаемые проблемы попадают в компетенцию функциональных подразделений, представители которых не принимают участия в работе совещания, то принимаемые на совещании решения должны быть согласованы с ним.

Любое решение, принятое на совещании, должно быть оформлено в соответствии со следующими требованиями:

  • формулировка решения;
  • ресурсы, необходимые для реализации принятого решения;
  • назначение ответственных;
  • сроки исполнения;
  • контроль за ходом исполнения.

Грамотная организация педагогических советов залог успешного управления образовательным процессом.

Вступление России на путь рыночных реформ вызвало к жизни не только множество новых реалий, но и массу  новых терминов, соответствующих  этим реалиям, прежде никогда не существовавшим в России, но получившим широкое распространение во всем мире. Одной из таких реалий стало появление руководителей нового типа - менеджеров, наиболее характерной чертой которых является наличие базового профессионального управленческого образования. .  
Развивающаяся школа, особенно школа сегодняшнего дня, во многом воспринявшая передовой зарубежный опыт, нуждается в становлении нового типа руководителя как в плане стиля руководства, так и в плане профессионализма и чисто человеческих качеств. 

 

 

 

 

 

1.3. Организационно-управленческая деятельность учителя – менеджера на уроке

Учитель школы ставит цели занятия, организует проведение урока, мотивирует слушателей на глубокое изучение материала и, наконец, контролирует достижение поставленных целей. Несомненно, что каждый преподаватель занимается менеджментом. Отсюда следует, что преподаватель должен получить квалифицированную подготовку в области менеджмента.. Эффективность образовательного процесса невозможно рассматривать без учета организационной деятельности учителя на уроках.  Сегодня учитель должен понимать неразрывную связь своего предмета с целями и системой всего школьного образования. Учитель должен четко видеть вклад своей работы по обучению и воспитанию ученика в подготовку его к взрослой жизни».  
Каждый элемент школьной программы вносит свою лепту в формирование знаний, умений, навыков и качеств учащегося. Эти элементы и осуществляемые ими функции должны быть выстроены в адаптируемую к изменяющимся условиям внешней среды систему, находящуюся в гармоничном соответствии с индивидуальными возможностями учащегося. Для управления этой системой учителю необходимо владеть знаниями и умениями менеджера.

 

Трайнев В. А. выделил следующие виды управления на разных этапах педагогического менеджмента, которые можно увидеть в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2 – Виды управления на разных этапах педагогического менеджмента 

Вид управления

     

По целям 20%

 

По отклонениям 20%

 

По результатам 60%

   

 

 
   

Планирования 

и мотивации 

 

Организации выполнения принятых решений 

и планов

 

 

 

Контроля 

     

Из таблицы видно, что учитель  сегодня выполняет лишь роль координатора, тренера, в обязанности которого входит консультация учеников, контроль зы выполнением различного рода задний.

Новиков А. М. выделяет следующие критерии для эффективности управленческой деятельности на роке.  13

1) Рациональное использование времени занятия. Фактически некоторые педагоги иногда теряют примерно до 30% учебного времени, главным образом, из-за плохой организованности.

2) Целесообразное и оптимальное использование средств наглядности, учебных пособий, специального оборудования. Следует отметить, что избыток наглядности на занятии столь же вреден, сколь и ее недостаток.

3)  Выбор используемых методов и приемов обучения, их соответствие логике урока, возрасту и развитию обучающихся.

4) Контроль за результатами учебной деятельности обучающихся. Расчеты показывают, что для обеспечения эффективности проверки усвоенных знаний при четырех часах в неделю по предмету необходимо опрашивать за один урок минимально 20% общего количества обучающихся в данной группе, оптимально - около половины состава группы, максимально - всех.

5) Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности как педагогом, так и обучающимися.

Педагогический менеджмент – это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и  направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни  в новых социально - педагогических условиях. Методам организации деятельности учащихся и формирования опыта общественного поведения уделял внимание  Ю. К. Бабанский. 14Он писал: «воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем управлению деятельностью учащихся». Любое поведение должно быть поддержано и стимулировано учителем. Ю. К. Бабанский относит к методам стимулирования поведения и деятельности соревнование, поощрение как способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности. Говоря о наказании, ученый подчеркивает, что любое наказание должно сопровождаться «анализом причины и условий, породивших тот или иной поступок». При управлении, отмечает Ю. К. Бабанский, совершенно необходима обратная связь, благодаря которой мы можем судить о результативности управленческих действий. К методам, которые выполняют эту функцию, относят контроль, самоконтроль и самооценку.

Информация о работе Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности