Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:35, курсовая работа
Самое простое определение переговоров говорит о том, что они представляют собой обмен мнениями с самыми различными целями. Вместе с тем специфичность переговоров в том, что участники обмена мнениями, как правило, стремятся прийти к согласию между собой при той посылке, что каждый из них располагает ключами к такому согласию. Этим люди занимаются испокон веков, и с давних времён переговоры способствуют пониманию ими друг друга, решению бесчисленного множества дел, начиная от самых обыденных и кончая такими, от которых зависят судьбы войны и мира, будущее государств и народов, всего человечества.
Введение……………………………………………………………………………
1. Переговоры - форма делового общения…………………………………….
1.1 Сущность и классификация переговоров……………………………………
1.2 Элементы переговорного процесса и их детерминанты……………………
1.3 Модели переговоров…………………………………………………………..
2. Использование механизма переговоров в организации……………………
2.1 Общая характеристика организации……………………………………….
2.2 Подготовка и предъявление предложений на переговорах………………
2.3 Применение переговорных стилей взаимодействующими сторонами…..
2.4 Рекомендации по преодолению трудностей в переговорах……………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………
Приложения……………………………………………………………………….
Титульный Лист далее Оглавление…
ТЕМА 50 «Переговоры в управлении организацией»
Введение…………………………………………………………
1. Переговоры - форма делового общения…………………………………….
1.1 Сущность и классификация переговоров……………………………………
1.2 Элементы переговорного
процесса и их детерминанты…………
1.3 Модели переговоров………………………………
2. Использование механизма
переговоров в организации……………
2.1 Общая характеристика организации……………………………………….
2.2 Подготовка и предъявление
предложений на переговорах…………
2.3 Применение переговорных
стилей взаимодействующими
2.4 Рекомендации по преодолению
трудностей в переговорах………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………
Приложения……………………………………………………
Переговоры - одна из важнейших форм человеческого общения.
Самое простое определение переговоров говорит о том, что они представляют собой обмен мнениями с самыми различными целями. Вместе с тем специфичность переговоров в том, что участники обмена мнениями, как правило, стремятся прийти к согласию между собой при той посылке, что каждый из них располагает ключами к такому согласию. Этим люди занимаются испокон веков, и с давних времён переговоры способствуют пониманию ими друг друга, решению бесчисленного множества дел, начиная от самых обыденных и кончая такими, от которых зависят судьбы войны и мира, будущее государств и народов, всего человечества.
В наше время переговоры во все большей степени составляют прочную ткань государственной, общественно-политической и социальной жизни, равно как и всей торгово-экономической сферы. Возрастает их роль и в жизни международного сообщества. Переговоры - одно из важнейших средств формирования мировой политики. Все более широкое обращение к переговорам способствует росту взаимопонимания между государствами, политическими и социальными силами, различными структурами и отдельными людьми. Достоинство переговоров в том, что они позволяют участникам приходить к договоренности. Из этого вытекает и их главное предназначение. Сделаем вывод: переговоры - это совместный поиск соглашения между двумя или более сторонами.
1 Переговоры как форма делового общения
1.1 Сущность и классификация переговоров
В современной литературе проблема переговоров разрабатывается в разных аспектах: от истории и глубоких теорий до литературы практического применения. В зависимости от жанра в большей или меньшей степени прослеживаются стремления и приоритеты авторов. В одних источниках мы находим высокий уровень абстракций и теоретические модели, что, как правило, влечет за собой ограничения для практики. Много работ посвящено описанию житейского опыта, конкретных инструкций, правил и тактических приемов. Эти работы претендуют на широкое практическое применение, развитие возможности добиваться успеха и становиться победителем при любых обстоятельствах. Однако когда практика выдвигает определенную проблему для переговоров, вполне конкретных участников, реальные условия и обстоятельства, то и эти конкретные рекомендации применить бывает затруднительно.
Для подготовки и практического ведения переговоров весьма полезно прежде всего иметь ввиду теоретические и практические разработки, выбирать стратегию и тактику, проводить тщательную предварительную подготовку и оперативно реагировать на динамику конкретного переговорного процесса.
Историю переговорных умений связывают с именем французского дипломата XVII в.Франсуа де Каллере . Хотя искусство вести переговоры рассмотрено В. Мастенбруком на примере лишь дипломатической деятельности, им описаны некоторые стили поведения, необходимые в переговорах, даны практические рекомендации по содержательности, эмоциональной стороне, дисциплине и личностным особенностям переговорников. Вообще феномены, характеризующие поведение, деятельность и эмоциональный контроль, использование силы, отражают их сущностные характеристики и занимают важное место и в современных моделях переговоров.
Семантическое поле для описания переговоров достаточно широко, и поэтому для определения их сущности используемые понятия целесообразно объединить и классифицировать по ряду оснований. Например, в основу классификации могут быть положены: взаимодействие и содержание деятельности на переговорах, поведенческие паттерны и эмоциональное реагирование, межличностные отношения и способы оперирования ими, стратегия и тактика, фазы и процедуры переговоров, власть и сила на переговорах.
Прежде всего, переговоры по сути своей представляют процесс взаимодействия двух или более сторон в условиях их взаимозависимости для достижения интересов каждой.[3]Таким образом, непосредственным источником переговоров является взаимозависимость субъектов. Сама природа взаимозависимости, ее сила и вектор направленности определяют тот процесс, который может происходить между взаимодействующими субъектами.
Каждая организация представляет собой совокупность, сеть подразделений, отделов, служб, департаментов и отдельных работников, которые связаны между собой, с одной стороны, взаимной зависимостью, а с другой – стремлением к независимости и автономии. [3] В связи с названным переговоры в организации представляют собой важный механизм повышения ее эффективности. Прежде всего, это относится к развитию организационной структуры, стратегии, культуры, системы информации и взаимоотношений.
Вообще переговоры как стратегию отношений целесообразно рассматривать наряду с другими стратегиями, порождаемыми взаимозависимостью и образующими полярный профиль «сотрудничество – борьба». Переговоры занимают промежуточное положение между указанными полюсами. В данном случае феномены «сотрудничество» и «борьба» рассматриваются не просто как механизмы межличностных отношений и широко используемые в самих переговорах, а как принципиально возможный подход в отношениях сторон, обусловленный соответствующими причинами, с вытекающими отсюда последствиями. Основополагающими здесь являются сила взаимозависимости, а также характер и направленность взаимодействия. Так, в случае сильной взаимозависимости и при наличии общих целей и интересов с необходимостью возникает такая стратегия отношений, как сотрудничество. При постановке же вопроса одной из сторон о возможности удовлетворения собственных интересов за счет другой без учета ее интересов, либо с минимальным учетом возникают отношения борьбы, выживания. Использование каждой из сторон указанных стратегий отношений определяется ее возможностями и собственным выбором. В. Мастенбрук сравнивает различные тактики, характеризующие ту или иную стратегию отношений. Эти данные приводятся в табл. 1.
Таблица 1. Тактики, характеризующие стратегии отношений взаимодействующих субъектов |
Сотрудничество |
Переговоры |
Борьба |
1 |
2 |
3 |
Стороны относятся к конфликту как к общей проблеме |
Конфликт рассматривается как столкновение разных, но взаимозависимых интересов |
Конфликт рассматривается только, как способ выиграть, победить |
Партнёры формулируют свои цели достаточно чётко |
Партнёры излишне |
Партнёры подчёркивают превосходство собственных интересов |
Слабые места и личные проблемы обсуждаются открыто |
Личные проблемы маскируются |
На личные проблемы вообще не обращают внимания |
Вся предоставляемая информация правдива |
Факты, полезные для одной из сторон, приукрашиваются |
Распространяется ложная информация, если с её помощью можно подчинить себе оппонента |
Вопросы для обсуждения представляются в терминах реальных проблем |
Вопросы для обсуждения формулируются в терминах альтернативных решений |
Вопросы несогласия формулируются в терминах собственного решения |
Предложение собственного решения откладывается настолько, насколько это возможно |
Предпочтение отдаётся собственному решению, но границы дозволенного, и возможность уступок воспринимаются как должное |
Абсолютное предпочтение отдаётся собственному решению, которое выражается и навязывается всеми возможными методами |
Угрозы, использование ошибок партнёра рассматриваются как вредные явления |
Умеренное использование тщательно просчитанных угроз, путаницы, уловок |
Угрозы, неразбериха, могут быть использованы в любое время с целью подчинения оппонента |
Используется любая |
Иногда используется сила для того, чтобы повлиять на расстановку сил с целью извлечения преимущества |
Обе стороны постоянно используют силу в борьбе, увеличивая взаимозависимость |
Люди пытаются войти в положение оппонента, поставить себя на его место |
Заинтересованность в
проблемах оппонента |
Никому нет никакого дела до интересов и проблем другой стороны |
Раздражение используется для того, чтобы разрядить атмосферу напряжённости, которая может негативно повлиять на будущее сотрудничество |
Раздражение обычно подавляется либо выражается скрыто, например, при помощи юмора |
Раздражение используется для нагнетания враждебной напряжённой атмосферы, для подавления другой стороны |
Выводы из табл. 1:
Для понимания сущности переговоров важно представлять также, что отношения между переговаривающимися сторонами, кроме взаимозависимости, определяются и тем обстоятельством, что у каждой стороны имеется совершенно определенный собственный интерес, к достижению которого она стремится.
Однако кроме возможности удовлетворения собственных интересов взаимозависимость, в свою очередь, предоставляет возможность сторонам в той или иной форме применить свою власть на переговорах. Правильное использование силы позволяет строить стратегию и тактику переговоров, достигать успехов и быть эффективными. Так, слишком большое увлечение собственными интересами приводит к более жесткой стратегии, за которой может последовать недоверие, снижение эффективности, а то и срыв переговоров. Работать «в лоб» на переговорах, видя только себя, невозможно. Подробнее мы остановимся на этом при рассмотрении моделей и тактики переговоров. Вместе с тем бесконтрольное стремление к сотрудничеству зачастую идет в ущерб собственной предосторожности. Страдает собственное потенциальное положение. А иногда получается результат, совершенно противоположный ожидаемому: резко возрастает недоверие, стремление применить силу или сдаться. Вместо развития процесса и дальнейшей работы утверждаются отношения обвинения оппонента.
Борьба за престиж, разрушительные конфликты на переговорах – следствие именно такого поведения: чрезмерного увлечения собственными интересами или слишком большого одностороннего доверия, гипертрофированного сотрудничества. Таким образом, переговоры – это процесс балансирования между указанными полюсами: сотрудничеством и борьбой.
Выясняя сущность переговоров, я определила пока их источники, которыми являются взаимозависимость сторон и наличие собственных интересов у каждой из них. Что же такое сами переговоры? Какие элементы образуют этот процесс?
Безусловным фактом является то, что главное в переговорах – решение конкретной проблемы. Кроме того, этот динамичный процесс включает в себя множество других составляющих. Так, в ходе переговоров вырабатываются и развиваются отношения между сторонами, определяются возможные доли сторон, происходит влияние личных интересов и потребностей.
Переговоры - одна из наиболее сложных и ответственных форм деловой коммуникации.[3]Их проведение инициируется в тех случаях, когда существует или может возникнуть взаимный интерес и необходимо принять согласованное решение. Деловые переговоры можно определить как обмен мнениями с целью достижения взаимоприемлемого соглашения. К переговорам как явлению деловой жизни следует относить не только определенным образом согласованные и организованные контакты заинтересованных сторон, но встречу, беседу, телефонные переговоры. К переговорам обычно приступают, когда имеется обоюдное желание найти взаимовыгодное решение проблемы, поддерживать деловые контакты и дружественные отношения, когда отсутствует ясная и четкая регламентация для решения возникших проблем, когда по тем или иным причинам правовое решение не представляется возможным, когда стороны осознают, что любые односторонние действия становятся неприемлемыми или невозможными.
Деловые переговоры - это не только сфера расширения
бизнеса, но и важнейшая часть PR-деятельности
организации, формирующая и эффективно
поддерживающая ее имидж.[3]Успешное и
профессиональное ведение переговоров
расширяет положительное информационного
поля о фирме, способствует привлечению
к ней внимания потенциальных клиентов
и партнеров. К сожалению, роль деловых
переговоров в современном отечественном
предпринимательстве пока еще не высока.
Очевидно и то, что в деловом сообществе
растет осознание важности переговоров
в развитии любого бизнеса и понимание
роли и значения совершенствования культуры
их ведения. Любые переговоры - это процесс осуществления
эффективных межличностных коммуникаций,
это использование наработанных навыков
коммуникативной риторики, с поправкой
на характер личности партнера.