Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа
Проблема человеческого фактора обсуждается на самых разных уровнях, включая правительственный, в большинстве стран мира. На поиск путей ее решения направлены усилия как теоретиков менеджмента, так и многих практиков. Сегодня теоретический менеджмент в качестве научной дисциплины, имея в своем арсенале все необходимые методы планирования и организации труда, нацелен на поиск практических методов и механизмов эффективного управления персоналом. Основная цель - обеспечение максимально высокого уровня эффективности труда. Пока конкретных путей решения этой задачи не найдено. Важно заметить, что управление людьми в организациях в большей степени строится не на знании, не на основе эффективного способа управления, а на интуиции и личном опыте руководителя.
4. Кадровая служба предприятия.
Предприятие можно сравнить с организмом, а все службы с органами, работа которых обеспечивает его жизнедеятельность. Кадровая служба также играет свою роль в деятельности предприятия, как жизненно важный орган в организме. Кадровая служба предприятия - это совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами (руководители, специалисты, исполнители), призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики. Главное назначение кадровой службы состоит в том, чтобы не только руководствоваться в осуществлении кадровой политики интересами предприятия, но и действовать с учетом трудового законодательства, реализации социальных программ, принятых как на федеральном, так и на территориальном уровне. Функции, структура и задачи кадровой службы тесно связаны с характером развития экономики, пониманием руководством предприятия (организации) роли персонала в выполнении целей и задач, стоящих перед производством (организацией). Численный состав и структура кадровой службы зависят в основном от масштабов организации. В зависимости от размеров конкретной организации выделяются следующие организационные формы осуществления кадровой работы:
- самостоятельное структурное подразделение с непосредственным подчинением руководителю организации или его заместителю;
- выполнение функций службы персонала отдельным сотрудником организации;
- выполнение функций службы персонала по совместительству с выполнением другой работы.
В структуру
современной кадровой службы может
включаться или не включаться отдел
кадров. Должность руководителя службы
персонала в различных
Большая разобщенность всех этих узко специализированных структурных подразделений снижала эффективность работы с кадрами, не позволяла комплексно решать задачи формирования и тем более эффективного использования кадров. Большую работу, особенно связанную с подбором, расстановкой и использованием кадров, выполняли линейные руководители (начальники цехов, мастера), часто не располагая ни необходимыми знаниями, ни временем, поскольку их главная задача состояла в обеспечении своевременного и качественного выполнения производственных заданий. Их общение с отделом кадров, отделом подготовки кадров носило больше оперативный характер и напоминало систему "дежурного обслуживания" - оперативное исполнение отделом кадров заказов конкретного производства по набору кадров со стороны. Кадровая служба не была наделена функциями планирования, организации, координирования, стимулирования, контроля, не участвовала в выработке кадровой политики, ограничиваясь текущей работой с кадрами. По сути дела, на большинстве отечественных предприятий и самой кадровой службы как совокупности взаимосвязанных структурных подразделений, участвующих в управлении персоналом, не было. Появление в последние годы должности заместителя генерального директора по кадрам не исправило ситуацию, так как ему, как правило, подчинялись лишь отдел кадров, отдел подготовки кадров и помощник директора по быту. Вне поля его деятельности оставались другие отделы предприятия, занятые выполнением порученных им функций в соответствии с собственным пониманием задач управления персоналом. С изменением задач и ориентиров в управлении персоналом изменились и задачи кадровой службы, ее функции и структура. Речь идет о формировании на предприятиях многофункциональной кадровой службы как единого целого, об организации (координации) всей работы структурных подразделений в системе управления производством, в той или иной мере занятых работой с людьми, под единым руководством. Лишь в этом случае возможно комплексное решение не только вопросов кадрового обеспечения производства, но и главной задачи кадровой службы в новых экономических условиях - соединить цели развития производства с потребностями работников, реализующих эти цели, сбалансировать стратегию развития предприятия (организации, фирмы) и занятых на нем кадров. Как уже отмечалось, управление персоналом - функция не только кадровой службы. По тому или иному направлению в рамках своей компетенции непосредственное участие принимают и другие субъекты управления - линейные руководители производственных подразделений вместе с подчиненными им специалистами. В высших эшелонах управления (дирекции) решаются вопросы стратегического порядка: формируются кадровая политика, стратегия и тактика ее реализации, задания на разработку методических и нормативных материалов (документов), осуществляются контроль над их выполнением и общее руководство всеми подразделениями по работе с кадрами. На уровне отдельных производств в объединении работа по управлению персоналом носит в основном оперативный характер. Разделение функций управления кадрами между аппаратом дирекции и руководителями отдельных производственных структур должно быть достаточно четким, исключающим параллелизм в работе, что повышает ответственность за результаты. Можно выделить три основные организационные формы осуществления кадровой работы на любом предприятии:
- самостоятельное
структурное подразделение с
непосредственным подчинением
- выполнение
функций кадровой службы
- выполнение
функций кадровой службы
Классическая форма организации кадровой службы на предприятии - создание отдела кадров. Его численный состав и структура во многом зависят от масштабов предприятия и способов достижения поставленных перед ним целей. Организация любого предприятия начинается с составления положения, в котором перечисляются задачи, функции, права и обязанности подразделения.
Положение об отделе кадров состоит из следующих разделов:
- общие положения;
- задачи;
- структура;
- функции;
- взаимоотношения
с другими подразделениями
- права;
- ответственность.
В разделе «Общие положения» закреплены подчиненность отдела кадров директору предприятия.
Раздел
«Задачи» содержит четко сформулированные
направления деятельности отдела кадров,
важнейшими из которых являются организация
работы по обеспечению подбора, расстановки,
использованию рабочих и
В разделе
«Структура» указан порядок разработки
и утверждения структуры
В разделе
«Функции» рассмотрены
Раздел «Взаимоотношения с другими подразделениями предприятия» содержит перечень документов, которые поступают в отдел кадров, и документов, которые направляются из отдела кадров в другие подразделения.
От производственных подразделений отдел кадров получает заявки на прием рабочих и служащих, представления о поощрении, графики отпусков.
Из отдела кадров в производственные подразделения направляются сведения:
- о нарушителях трудовой дисциплины;
- копии приказов о приеме, перемещении внутри предприятия;
- увольнение рабочих и служащих;
- изменение правил внутреннего трудового распорядка;
- сведения, относящиеся к вопросам трудовой дисциплины.
От бухгалтерии отдел кадров получает штатное расписание, расчеты потребности в рабочей силе, справки о заработной плате для оформления пенсий по возрасту и инвалидности. В бухгалтерию отдел кадров представляет сведения о списочной численности работников, прогулах, текучести кадров, табель учета рабочего времени, проекты приказов о приеме, перемещении и увольнении материально ответственных лиц, листы временной нетрудоспособности для оплаты, сведения о приеме, перемещении, увольнении и очередных отпусках работников предприятия.
В разделе
«Права» указаны основные полномочия,
которыми наделен отдел кадров, в
частности: право требовать от всех
подразделений предприятия
В разделе
«Ответственность» установлена
ответственность начальника отдела
кадров за выполнение возложенных на
отдел функций и
Любая должностная инструкция работника предприятия имеет три раздела: должностные обязанности, требования к знаниям и требования к квалификации по разрядам оплаты.
Обязанности начальника кадровой службы - к основным должностным обязанностям начальника отдела кадров относится осуществление следующих функций:
- руководство работой службы;
- разработка необходимой документации, предложений, рекомендаций, инструкций и т.п.;
- проведение
работы по защите информации,
составляющей государственную,
- обеспечение
рационального распределения
- создание условий для роста и повышения квалификации персонала;
- осуществление контроля над соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и противопожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины;
- внесение
предложений о поощрении
- контроль над своевременным составлением отчетности;
Начальник кадровой службы должен знать:
- постановления,
распоряжения, приказы, другие руководящие
и нормативные документы
- нормативные
акты и методические
- основы экономики, организации труда и управления;
- законодательство о труде и охране труда в РФ;
- правила
внутреннего трудового
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Теперь поговорим подробнее о задачах и функциях и структуре организации.
Кадровая служба решает следующие задачи:
-осуществление
работы по подбору,
-формирование
стабильно работающего
-создание кадрового резерва;
-организация системы учета кадров;
Кадровая служба выполняет следующие функции:
- работка
планов комплектования кадров
в соответствии с программой
развития конкретной
- оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством РФ;
- учет личного состава;
- хранение
и заполнение трудовых книжек,
ведение документации по
- контроль над исполнением руководителями подразделений приказов и распоряжений по работе с личным составом;
- изучение движения кадров, анализ текучести кадров, разработка мероприятий по ее устранению;
- анализ деловых качеств - специалистов организации с целью рационального использования кадров;
- создание
условий для повышения
- работа
по созданию резерва на
- подготовка
предложений по улучшению
- подготовка
и систематизация материалов
для аттестационной комиссии
подготовка материалов для
- принятие
мер по трудоустройству
- организация контроля над состоянием трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;