Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 05:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование персонала фирмы (предприятия, организации), его состава, профессионально-квалификационных характеристик и определение путей улучшения использования персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты, исследования особенностей анализа персонала предприятия как объект менеджмента.
- Провести анализ персонала как объект менеджмента ООО « Комплекс ».
- Разработать пути улучшения использования персонала как объект менеджмента ООО «Комплекс ».
Введение……………………………………………………………….. 3
1 Теоретические подходы к анализу персонала предприятия……. 5
1.1 Персонал предприятия: понятие, состав, структура……………. 5
1.2 Профессионально-квалификационная характеристика
персонала предприятия ………………………………………………… 8
1.3 Пути улучшения использования персонала предприятия…….. 13
2 Анализ персонала ОАО « Комплекс »…………………………… 20
2.1 Количественный состав и показатели движения персонала….. 20
2.2 Профессионально-квалификационный уровень работников…. 21
2.3 Использование фонда оплаты труда…………………………… 23
2.4 Выводы по анализу персонала предприятия ОАО «Комплекс » 25
2.5 Разработка мероприятий по улучшению использования
персонала предприятия ………………………………………………. 27
Заключение……………………………………………………………. 32
Глоссарий……………………………………………………………… 34
Список использованных источников……………………………….. 36
Мотивация труда и стимулирование персонала. Оценка рабочих показателей, будучи органично связана с системой оплаты труда и с программами, направленными на повышение уровня трудовой мотивации персонала, позволяет поддерживать на должном уровне заинтересованность работников в достижении высоких рабочих результатов. Как уже отмечалось, эффективность системы стимулирования труда находится в прямой зависимости от того, насколько размер оплаты увязан с вкладом работников в достижение целей организации (подразделения), насколько справедливой считают ее те, чей труд подвергается оценке.
Еще одна важная задача, стоящая перед
действующей в организации
Оценка работы подчиненных позволяет руководителю решить широкий круг задач. С одной стороны, это производственные задачи: выполнение планов, достижение поставленных целей, обеспечение нормального функционирования подразделений и всей организации или обслуживание производственных процессов, возможно проведение диагностики организации по выявлению недостатков кадровой и дисциплинарной политики,4 а с другой - это задачи, связанные с более эффективным использованием потенциала работников за счет того, что система оценки позволяет повышать уровень их мотивации, определяя направления их развития и стимулируя потребность в обучении и
Для создания в организации системы оценки рабочих показателей необходимо соблюдение ряда условий, среди которых наиболее важными являются следующие:
- заинтересованность и
-наличие в организации
-подготовка документов, регламентирующих работу системы (положения, инструкции, формы и т.п.);
-своевременное информирование
персонала о целях и
-установление четкой связи в работе системы оценки рабочих показателей с системой оплаты труда.
Традиционно ответственность за проведение оценки работы персонала лежит как на непосредственных руководителях оцениваемых работников, так и на специалистах кадровых служб5 (отдел кадров или отдел персонала) и отделов труда и заработной платы. В их обязанности входят следующие задачи, решение которых может решить задачу создания эффективной системы оценки персонала:
1.Разработка системы оценки
предполагает выявление
2. Разработка методов и процедур,
которые будут использоваться
для оценки рабочих
3.Разработка соответствующей
4.Обучение руководителей.
5.Контроль за надлежащим
6.Сбор и хранение информации, полученной в результате проведения оценки работников.
7.Анализ полученной
2.1 Количественный состав и показатели движения персонала
"После На предприятии работает 785 человек: АУП составляет –54 человек, водители, крановщики, экскаваторщики,– 586 человек и обслуживающий персонала - 145 человек. Структура численности приведена в таблице 2.1.
Категория персонала |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Изменения 2013 г. к 2011 г. | |
Чел. |
% | ||||
1. Водители , крановщики, экскаваторщики. |
586 |
517 |
485 |
-101 |
-17,25 |
2. АУП |
54 |
64 |
75 |
11 |
39 |
3. Обслуживающий персонал |
145 |
144 |
140 |
-5 |
-11,1 |
Всего персонала |
785 |
725 |
700 |
-85 |
-5,07 |
Как мы видим из таблицы, что количественный состав водителей, крановщиков и экскаваторщиков за последние три года снизилась на 101 человек. Количественный состав обслуживающего персонала также снизился на 5 человека.
Количественный состав административно-
Рассмотрим показатели движения и текучести персонала. Исходя из табличных данных. Анализ показал, что на предприятии существует текучесть кадров. Особенно среди водителей, крановщиков и экскаваторщиков. Основными причинами текучести кадров являются:
1.Тяжелые условия труда. Из-
2.Непродуманная социальная
Руководство предприятия не практикует в своей деятельности обеспечение персонала путевками в дома отдыха, санатории, детские лагеря. Не достаточно уделяется внимание для поддержания здоровья женщин и всех работников предприятия: отсутствие гигиенической комнаты, комнаты отдыха. Отсюда у персонала возникают перенапряжения и стрессы.
2.2 Профессионально-
Рассмотрим профессиональный уровень руководителей, специалистов и служащих.
Состав работников по образованию характеризуется следующими данными: большая часть руководителей предприятия имеют высшее образование – 51 человека. Высшее образование имеют 34 специалистов. Среди них: ведущий бухгалтер, бухгалтер, Гл. Механики, ведущий специалист по маркетингу, инспектор отдела кадров, Остальные специалисты имеют либо среднетехническое образование или среднее.
Среди водителей, крановщиков и экскаваторщиков в 2011 году – 9 человек, в 2013году – 10 человек. В основном водителей, крановщиков и экскаваторщиков имеют среднее образование – в 2011 году 23 человека, в 2013 году – 21 человек.
Негативным моментом является то, что большинство руководителей и специалистов не имеют экономического, управленческого образования, а также товароведческого образования (см. таблицу 2.2).
Таким образом,
Проведем анализ исполнения должностных
обязанностей адиминистративно-
Главным источником недостатков в системе управления предприятием является высшее руководство предприятия директор ОАО « Комплекс ». Наиболее существенными причинами в проявлении недостатков выступают ошибки в организации планово-экономической деятельности, определении стратегии развития предприятия, текущем планировании и оперативном учете, оценке обоснованности и принятия решений, а также в организации их исполнения.
Первый зам. директора – коммерческий директор ведет работу с поставщиками строительных материалов, на него возложено заключение договоров.
Главный бухгалтер предприятия осуществляет учет средств и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности. Основным недостатком в деятельности главного бухгалтера является то, что не ведется текущий анализ финансового состояния предприятия.
Специалист по маркетингу осуществляет снабженческо-сбытовые функции: занимается обеспечением управления, складов и магазинов необходимыми товарно-материальными ценностями.
Экономист предприятия осуществляет функции статиста: ведет статистическую отчетность. На предприятии отсутствует как текущий анализ, так и прогнозирование финансовой деятельности предприятия. В ОАО « Комплекс » не формируется смета накладных расходов предприятия, следствием этого торговая наценка предприятия не пересматривается в течение последних пяти лет.
Специалист по кадрам осуществляет только прием на работу, увольнение работников. На предприятии не ведется обучение и повышение квалификации персонала. Не задействована система адаптации персонала.
Офис-менеджер выполняет функции секретаря. Среди продавцов-консультантов наблюдается отсутствие торгового опыта. Это связано с тем, что на работу принимаются случайные люди из-за большой текучести среди этого персонала.
Проанализируем возрастной состав работников ОАО « Комплекс », представленный в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Возрастная структура работников ОАО « Комплекс »
Возраст |
22-30 лет |
30-40 лет |
40-50 лет |
50-60 лет |
Численность всего, чел. |
39 |
164 |
334 |
163 |
В т.ч. руководители |
0 |
3 |
51 |
6 |
Специалисты |
4 |
7 |
38 |
10 |
Водители |
25 |
81 |
140 |
60 |
Крановщики |
0 |
24 |
40 |
67 |
Экскаваторщики |
0 |
14 |
25 |
20 |
Обслуживающий персонал |
10 |
35 |
40 |
0 |
По данным таблицы видно, что
возраст работников предприятия
колеблется в пределах от 40 до 55 лет.
Средний возраст руководителей
и специалистов 50 лет. А это является
пред пенсионным возрастом, их профессиональные
качества оставляют желать лучшего. Поэтому
на предприятии часто возникают конфликтные
ситуации. Неумение и нежелание
административно-
2.3 Использование фонда оплаты труда
Эффективность использования кадров зависти от эффективного использования фонда оплаты труда. Рассмотрим формирование и использование фонда оплаты труда на предприятии в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Анализ формирования и эффективности использования фонда оплаты труда ОАО « Комплекс » за 20011– 2013 годы, чел.
Категория персонала |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Динамика изменения 2013 г. | |
2011 г. |
2012 г. | ||||
Всего персонала |
785 |
725 |
700 |
93,4 |
89,2 |
В т.ч. руководители, специалисты |
54 |
64 |
75 |
18,5 |
39 |
водители |
300 |
273 |
257 |
9,2 |
14,6 |
крановщики |
150 |
140 |
133 |
6,8 |
11,3 |
экскаваторщики |
136 |
104 |
95 |
23,5 |
30 |
Обслуживающий персонал |
145 |
144 |
140 |
0,5 |
3,5 |
Фонд оплаты труда, тыс.руб. |
8500 |
9350 |
10752,5 |
10 |
15 |
В т.ч. руководителей и специалистов |
900 |
2065 |
3827,5 |
125,2 |
324 |
водители |
2556 |
2504 |
2480 |
105,5 |
107,7 |
крановщики |
2444 |
2333 |
2158 |
114,0 |
107,4 |
экскаваторщики |
1763 |
1663 |
1612 |
114,0 |
99,7 |
Обслуживающий персонал |
837 |
785 |
675 |
116,4 |
125,0 |
Среднегодовой уровень оплаты труда на одного работника, тыс.руб. |
57,8 |
62,9 |
69,7 |
120,6 |
110,8 |
В т.ч. руководителей и специалистов |
57,8 |
62,9 |
102,8 |
177,9 |
163,4 |
водители |
56,8 |
62,6 |
67,4 |
118,7 |
107,7 |
крановщики |
60,1 |
63,8 |
68,5 |
114,0 |
107,4 |
экскаваторщики |
60,1 |
63,8 |
68,5 |
114,0 |
107,4 |
Обслуживающий персонал |
42,0 |
44,0 |
55,0 |
131,0 |
125,0 |
Выручка от реализации строительных материалов |
1172066 |
1174104 |
1170593 |
98,0 |
95,3 |
Производительность труда всего |
713,5 |
756,2 |
735,3 |
103,1 |
97,2 |
в т.ч. Руководителей и специалистов |
4239,2 |
4116,9 |
3921,8 |
92,5 |
95,3 |
водители |
1601,5 |
1852,6 |
1764,8 |
110,2 |
95,3 |
крановщики |
18016,5 |
18526,0 |
17648,3 |
98,0 |
95,3 |
экскаваторщики |
2771,8 |
2646,6 |
2715,1 |
98,0 |
102,6 |
Индекс среднегодовой заработной платы |
1,09 |
1,11 |
|||
Индекс производительности труда |
1,06 |
0,97 |