Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:04, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в необходимости совершенствования процесса управления карьерой в организации, что обусловлено ситуацией в отрасли, современным состоянием кадрового вопроса, проблемой рационального использования кадрового потенциала, а значит – новыми требованиями, которые организации выдвигают к своим сотрудникам и которым необходимо соответствовать.
Практическая значимость работы заключается в следующем: управление карьерой организации и оптимизации работы кадровых служб представлены с позиции систематического подхода, что позволяет наиболее полно охватить все стадии (этапы) процесса управления карьерой.
Введение………….3
Глава 1. Теоретические основы планирования карьеры……..4
1.1. Сущность и виды карьеры.…………4
1.2. Цели и задачи деловой карьеры. Этапы управления деловой карьерой……6
1.3.Управление служебно-профессиональным продвижением персонала организации…………9
Глава 2. Оценка планирования и управления карьерой в организации (на примере ОАО «Газпром»)…………17
2.1. Краткая характеристика ОАО «Газпром»………....17
2.2.Анализ кадровой политики предприятия………………..18
2.3. Оценка планирования и подготовки кадров на предприятии……..21
Глава 3. Перспективы планирования и развития деловой карьеры в ОАО «Газпром» ……..25
Заключение…………………….……….29
Использованная литература……………...30
Обобщенно определение карьеры
работника можно представить
как осознанные собственные суждения
работника о своем трудовом будущем,
ожидаемые пути самовыражения и
удовлетворения трудом. Это поступательное
продвижение по служебной лестнице,
изменение навыков, способностей, квалификационных
возможностей и размеров вознаграждения,
связанных с деятельностью
Главной целью планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер.
Это взаимодействие предполагает выполнение ряда задач, а именно:
♦ достижение взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;
♦ обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника в целях учета его специфических потребностей и ситуаций;
♦ обеспечение открытости процесса управления карьерой;
♦ устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;
♦ повышение качества процесса планирования карьеры;
♦ изучение карьерного потенциала сотрудников;
♦ обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников в целях сокращения нереалистических ожиданий;
♦ определение путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.
Процесс карьерного роста сотрудника начинается в момент его найма. Новому сотруднику необходимо определить перспективы его развития в данной организации, возможности карьерного роста. Это и есть первый этап управления его деловой карьерой.
Вторым этапом является составление
плана индивидуального развития
карьеры сотрудника. Другими словами,
составляется перечень тех позиций,
которые сотрудник может
Стоит отметить, что карьера в
организации – это не обязательно
непрерывное восхождение вверх.
Она подразумевает и возможные
горизонтальные перемещения сотрудника
из одного структурного подразделения
в другое. Поэтому на этом этапе
происходит сопоставление возможностей
сотрудника с теми требованиями, которые
предъявляются к той или иной
должности. Нельзя забывать о том, что
каждый сотрудник–личность. В связи
с этим при составлении планов
карьерного роста следует учитывать
индивидуальные особенности каждого.
И здесь требуется самое
Следующим этапом управления деловой карьерой сотрудника является реализация плана развития карьеры. Внедрение плана подразумевает ротацию по должностям, различные стажировки и индивидуальное наставничество (коучинг).
Реализация этого этапа
Оценку можно проводить
Периодическая оценка продвигаемого сотрудника позволяет понять, какие дополнительные знания и навыки ему необходимы. Следовательно, более эффективным становится и формирование учебных программ. Главное при формировании программ обучения – четко сформулировать его цели. Иначе трудно избежать неоправданных затрат времени персонала и денег организации. Существует множество методик и форм обучения. Главным критерием выбора здесь является их соответствие поставленным ранее целям.
Каждый процесс в организации должен оцениваться с точки зрения его эффективности и управление карьерой не исключение. Значит, последний этап управления деловой карьерой сотрудника – оценка эффективности процесса карьерного роста сотрудника.
Оценивать эффективность управления
деловой карьерой сотрудника можно,
используя следующие
• повышение эффективности управления компанией;
• повышение производительности;
• снижение текучести персонала;
• соотношение сотрудников, принятых на ключевые должности извне, с теми, кто «вырос» до такой должности в стенах организации;
• работа над новыми проектами, как фактор создания инновационной атмосферы в организации.
1.3. Управление
деловой карьерой и служебно-
Организации, которые осознают важность
управления деловой карьерой своих
сотрудников, делают важный шаг на пути
к собственному процветанию. Управление
карьерой дает возможность «вырастить»
специалиста или руководителя организации
в ее собственных стенах. Поэтому
управление деловой карьерой является
одним из важнейших направлений
в управлении персоналом организации.
Грамотно и последовательной организованный
процесс управления деловой карьерой
так же служит и корпоративным
целям, так как повышает преданность
работника интересам
Обычно, мероприятиями по планированию организации, мотивации и контролю служебного роста работника занимаются кадровые службы организаций, которые в настоящее время называются подразделениями по управлению персоналом. Отсюда вытекают повышенные требования к менеджерам, работающим с человеческими ресурсами. В области производства они должны обладать достаточными знаниями в сфере технологии производственного процесса, маркетинга, финансирования, администрирования. Из знаний, относящихся к непроизводственной сфере, существенное значение имеют такие области, как основы хозяйства, экономика, политика, социология, трудовое право и социальное обеспечение. Так же они должны обладать достаточными знаниями электронных систем обработки данных, методов анализа, средств и способов коммуникации, методов планирования и прогнозирования, статистики, организации конторских работ; систем организации заработной платы и мотивации; методов управления, социологии и психологии.
Длительное пребывание работника
в одной должности снижает
его трудовую мотивацию, сотрудник
ограничивает кругозор рамками одного
участка, свыкается с недостатками,
перестает обогащать свою деятельность
новыми методами и формами. Поэтому
при организации процессов
По определению, данному в энциклопедическом словаре, под ротацией кадров (от лат. rotatio – круговое движение) понимаются горизонтальные перемещения работников с одного рабочего места на другое, предпринимаемые с целью ознакомления работников с различными производственными задачами организации. То есть ее особенностью является то, что перестановки производятся в пределах только одного иерархического уровня, причем одним работодателем и в пределах одной организации.
Ротация – это плановое служебное перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника.
В теории менеджмента утвердилась позиция, согласно которой оптимальный период для занятия одной должности руководителем составляет 5 лет, для специалиста 3–5 лет. Однако нельзя устанавливать общий срок для всех однородных должностей. В каждом конкретном случае следует учитывать обстоятельства, влияющие на период занятия работником должности.
Основными факторами, определяющими оптимальный срок пребывания человека в одной должности, являются следующие признаки:
Интенсивное применение ротации считается положительным фактором и благотворно влияет на конечный результат. Смена мест дает возможность сравнить ситуации, быстрее адаптироваться к новым условиям. Однако всех переместить в порядке ротации невозможно. Поэтому, как и любой процесс перемещения, ротация имеет свои сильные и слабые стороны.
Из положительных черт ротации можно выделить следующие:
• снижение текучести кадров;
• высокий показатель числа рационализаторских предложений со стороны работников;
• большая преданность организации и, как следствие этого, снижение утечки информации, являющейся коммерческой и иной тайной;
• снижение уровня стрессов, вызываемых монотонностью (рутинностью) работы;
• ротация позволяет работникам, не увеличивая числа должностей, сменить обстановку, включиться в процесс развития ввиду необходимости адаптации к новым условиям;
• взаимозаменяемость работников в случае болезней, отпусков и других ситуаций нестабильности;
• на «рабочих» должностях, связанных с риском для здоровья и жизни, снижается производственный травматизм, рабочие становятся более внимательными и осторожными вследствие того, что их внимание переключается и уменьшается мышечная утомляемость;
• устраняется чувство несправедливости, вызываемое тем, что одни люди должны выполнять более трудную работу, другие – более легкую или «прибыльную»;
• повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом;
• в случае осуществления «рокировки», «пары» общаются друг с другом по вопросам, связанным с работой, взаимоотношения между ними улучшаются и это способствует дальнейшему развитию взаимопомощи, в целом любые ротационные мероприятия усиливают коммуникации между людьми;
• передача опытными рабочими (специалистами) и руководителями своего опыта и знаний более молодому поколению работников способствует быстрому распространению рациональных приемов труда в организациях;
• если работник пройдет через все должности в своем отделе (цехе), он считает себя ответственным за все задачи, стоящие перед отделом (цехом) – достижение необходимых уровней качества и количества труда, снижение издержек производства, а также снижение уровня безопасности труда;
• в случае возникновения или угрозы возникновения конфликта его можно «погасить» или предотвратить путем грамотно произведенных кадровых перестановок;
• работники имеют возможность сравнить между собой должности, администрация организации имеет возможность сравнить между собой людей по производительности, качеству труда и т.п.
• снижение числа «тупиковых» должностей для лиц, ориентированных на «вертикальный» рост;
• если перемещения производятся систематически на основании официально существующей схемы, у людей возникает ощущение, что о них заботятся, снижается степень отчуждения между работниками и руководством, улучшается социально-психологический климат в организации;
• при функционировании политики интенсивных ротаций коллектив организации становится сплоченным, формируется принцип «чем я могу помочь?», каждый знает проблемы и людей других отделов, поэтому легче прийти к согласию по любому вопросу;
• ротация является хорошим методом обучения сотрудников без отрыва от производства.
Слабые же черты ротации состоят в следующем:
• падение производительности ввиду длительности периода адаптации людей к новым должностям;
• необходимы значительные средства для обучения перемещаемых людей, а также реализации самой системы перемещений;
• при неправильном перемещении могут возникнуть конфликты;
• никто не будет знать одну свою область так досконально, как при ситуации отсутствия ротаций;
• появление «плановости» при решение деловых вопросов;
• при реализации программы перемещений могут возникнуть проблемы, вызванные отказом людей, занимающих «хорошие» должности, перейти на «плохие».
В зависимости от того, кто является
инициатором, ротации могут осуществляться:
по инициативе администрации организации;
по инициативе работника; по инициативе
отдела по управлению персоналом. В
российских бюджетных организациях
руководители высшего и среднего
звеньев в подавляющем
По масштабу перемещений ротации делятся на:
1) внутренние – в пределах одного предприятия или его подразделения. Они могут быть внутриотдельскими (внутрицеховыми), межотдельскими и т.д.;
2) внешние – между филиалами
и подразделениями организации,
3) межрегиональные – перемещение
со сменой места жительства
в другой регион на филиал
или структурное подразделение
организации. Они применяются
крупными корпорациями, имеющими
филиалы в разных частях
4) международные – применяется
транснациональными компаниями, когда
работники перемещаются в
Информация о работе Перспективы планирования и развития деловой карьеры в ОАО «Газпром»