Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель написания курсовой – изучение функции планирования в менеджменте: проблемы ее реализации и повышения эффективности.
Для достижения этой цели решены следующие задачи:
- проведено исследование сущности и специфики функции планирования;
- рассмотрены сущность и методы экономического прогнозирования;
- изучена система планов предприятия;
- рассмотрены проблемы реализации планирования на примере конкретного предприятия.
Введение…………………………………..…………………………..........……..3
Глава 1. Сущность планирования и экономического прогнозирования
в управлении. …………………………………………………………...………..5
1.1. Функция планирования в управлении. Задачи и принципы планирования…………………………………………………………………….5
1.2. Модель стратегического управления……………………………….….…..10
1.3. Сущность и методы экономического прогнозирования……………..…...14
Глава 2. Организация плановой работы на предприятии ……..…….…….….17
2.1. Система планов предприятия………………………………………………17
2.2. Отличия современного менеджмента от классического……………..…..23
Глава 3. Анализ практики реализации планирования на примере Кирпичного завода ОАО «Молот»………………………………………………………...….25
Заключение…………………………………………………….………….….….33
Список используемых источников и литературы…………….…….……...….34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
Планирование в менеджменте
Ст. преподаватель
Казань 2011
1.1.
Функция планирования в управлении. Задачи
и принципы планирования………………………………………………
1.2.
Модель стратегического
1.3. Сущность и методы экономического прогнозирования……………..…...14
Глава 2. Организация плановой работы на предприятии ……..…….…….….17
2.1.
Система планов предприятия………………………………………………
2.2. Отличия современного менеджмента от классического……………..…..23
Глава
3. Анализ практики реализации планирования
на примере Кирпичного завода ОАО
«Молот»………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Планирование – это важнейшая функция управления, осуществляется путем составления планов работы организации, ее составных частей и работников. Как отечественный, так и зарубежный опыт показывает, что недооценка планирования в рыночных условиях, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству предприятий. Поэтому грамотная экономическая политика состоит не в отрицании планирования, а в его использовании.
Спланировать деятельность предприятия — значит составить план его функционирования и развития и в дальнейшем контролировать выполнение этого плана. Планирование деятельности предприятия заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и в определении наилучших способов достижения намеченных предприятием целей.
Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др.
Согласование процесса планирования со стратегией компании особенно актуально в сегодняшнем изменчивом экономическом климате: планы и бюджеты, разработанные в соответствии с долгосрочными целями, определяют соответствие динамики развития бизнеса корпоративной стратегии.
В первой главе рассмотрено понятие планирования в менеджменте, его сущность, виды, задачи и принципы. Далее рассмотрена модель стратегического управления и сущность экономического прогнозирования.
Во второй главе проведен сравнительный анализ классического и современного менеджментов, также рассмотрена система планов предприятия.
В третьей главе рассмотрены проблемы реализации планирования на примере Кирпичного завода ОАО «Молот» и сформулированы рекомендации по его развитию и совершенствованию.
Цель написания курсовой – изучение функции планирования в менеджменте: проблемы ее реализации и повышения эффективности.
Для достижения этой цели решены следующие задачи:
- проведено исследование сущности и специфики функции планирования;
- рассмотрены сущность и методы экономического прогнозирования;
- изучена система планов предприятия;
- рассмотрены проблемы
При написании курсовой работы использовалась научная литература различных авторов, знания, полученные на лекциях, а также информация из периодической печати и интернета.
1.1.Функция планирования в управлении. Задачи и основные принципы планирования
План предприятия как продукт плановой работы представляет собой заранее разработанную систему мероприятий, предусматривающую их цели и содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации продукции и услуг. Плановые задания предполагают постановку целей и обеспечение их достижения необходимыми средствами, однако в них не регламентируются конкретные технические способы достижения этих целей. Вместе с тем план должен обеспечивать необходимые и желаемые темпы и пропорции развития производства.
План для сотрудников предприятия является руководством к действию. Поскольку современное предприятие представляет собой сложную управленческую систему, достижение плановых целей невозможно без согласованной работы всех подразделений предприятия, всего персонала — от директора до рядовых сотрудников. План используется для обоснования предпринимательских идей, а также для управления предприятием в процессе достижения установленных целей.
Разрабатывая план предприятия, предприниматель должен получить ответы на ряд вопросов:
Основная задача планирования
— разработать программу
Планирование деятельности предприятия должно осуществляться согласно следующим принципам:
1) конкретность и измеримость планов предприятия. Предприятие в целом и каждое его подразделение должно иметь четкие ориентиры для своей хозяйственной деятельности.
2) принцип маржинальности (предельных величин). План должен быть рассчитан на достижение максимально возможных результатов.
3) ориентированность во времени. Каждый план должен иметь свои строго определенные границы времени.
4) достижимость показателей плана предприятия, реалистичность плана. Если предприятие принимает заведомо невыполнимые планы, происходит сбой работы всех его подразделений, так что невозможно определить виновника нарушения плановой дисциплины.
5) гибкость — возможность приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды предприятия. Предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события;
6) комплексность. Планирование должно охватывать все стороны деятельности предприятия: производство и сбыт продукции, материально-техническое обеспечение, использование производственных фондов, наем персонала и оплата труда, деятельность вспомогательных служб и подразделений, социальные процессы в коллективе. В каждой из этих сфер устанавливаются объем планируемых работ и сроки их выполнения, выделяются необходимые ресурсы;
7) непротиворечивость (согласованность) различных видов планов предприятия. Планы предприятия должны быть взаимоподдерживающими. Выполнение плана работы одного подразделения не должно нарушать ход работы других подразделений и предприятия в целом.
8) обязательность исполнения плана. Принятый к выполнению план предприятия (подразделения) становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия. При изменении обстоятельств или по мере реализации плана руководство предприятия или его плановые органы могут в пределах своей компетенции уточнять или корректировать план путем внесения изменений (дополнений) в соответствующие показатели.[1]
Для создания и успешного функционирования системы планирования должны быть созданы следующие предпосылки:
1) кадровые, которые включают готовность руководства управлять предприятием в рамках системы планирования на основе четко сформулированных целей и принципов управления. Выбор целей и установление требуемых путей их достижения непосредственно входят в процесс планирования.
2) организационные, т.е. дееспособная организация предприятия. На предприятии необходим отлаженный организационный механизм планирования. Органы управления и организационные единицы, образующие соответственно плановую и организационную пирамиды, должны перекрывать друг друга.
3) методические, т.е. разработанная на предприятии система планов, установившаяся методика их разработки, опыт их применения.
4) информационные, т.е. наличие эффективного инструментария для сбора, переработки и передачи планово-контрольной информации. К такому инструментарию относятся система управленческого и финансового учета, прогнозно-аналитическая система, рекламно-социологическая служба, система электронной обработки данных и др.
В зависимости от сроков действия различают долгосрочное, средне- и краткосрочное планирование.
Долгосрочный план, как
правило, рассчитан на срок от 5 до 15
лет и предусматривает
Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 года до 5 лет. В сравнении с долгосрочными эти планы более подробны и содержат большее число количественных показателей, в них делают упор на распределение ресурсов. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура предприятия, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, исследования, разработки и пр.
Краткосрочное планирование рассчитано на срок до 1 года (в том числе год, полгода, месяц и т.д.). Примером краткосрочного планирования служат план товарооборота, план по сырью, производственный план, план по труду, план движения запасов готовой продукции, смета расходов.
Краткосрочное планирование выступает в форме текущих и планов. Текущий план — это план, где увязаны все направления деятельности предприятия (производство, сбыт, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, финансовый учет и др.) и работа всех его структурных подразделений (филиалов, цехов, участков) на текущий финансовый год. Такие планы детально разрабатываются для каждого функционального подразделения в форме бюджетов (для реализации плановых задач выделяются определенные ресурсы). Совокупность бюджетов находит отражение в годовом финансовом плане, где планируются денежные потоки, прибыли и убытки, состояние баланса предприятия.