Планирование в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой – изучение функции планирования в менеджменте: проблемы ее реализации и повышения эффективности.
Для достижения этой цели решены следующие задачи:
- проведено исследование сущности и специфики функции планирования;
- рассмотрены сущность и методы экономического прогнозирования;
- изучена система планов предприятия;
- рассмотрены проблемы реализации планирования на примере конкретного предприятия.

Содержание

Введение…………………………………..…………………………..........……..3
Глава 1. Сущность планирования и экономического прогнозирования
в управлении. …………………………………………………………...………..5
1.1. Функция планирования в управлении. Задачи и принципы планирования…………………………………………………………………….5
1.2. Модель стратегического управления……………………………….….…..10
1.3. Сущность и методы экономического прогнозирования……………..…...14
Глава 2. Организация плановой работы на предприятии ……..…….…….….17
2.1. Система планов предприятия………………………………………………17
2.2. Отличия современного менеджмента от классического……………..…..23
Глава 3. Анализ практики реализации планирования на примере Кирпичного завода ОАО «Молот»………………………………………………………...….25
Заключение…………………………………………………….………….….….33
Список используемых источников и литературы…………….…….……...….34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 85.54 Кб (Скачать файл)

- изъять их технологической  линии вальцы камневыделительные;

- изъять вальцы дырчатые;

- вместо этих агрегатов  установить каскад из двух  Вальцев тонкого помола и фильтр-смеситель  установить непосредственно перед  прессом;

- установить автомат  резки сырца с принципом проталкивания  заготовительного бруса при разрезке  неподвижными струпами – «брус» - «брусом»;

- организовать двухзонность движения теплоносителя в туннелях сушил;

- туннельную печь оснастить  плоским сводом из жаропрочных  панелей;

- перебить в стенах  места для горелочных камней, расположив их в шахматном  порядке, т.е. исключить размещение  горелок напротив друг друга; 

- оснастить печь скоростными  горелками для создания повышенной  турбулентности потока теплоносителя  с целью выравнивания температурного  поля канала печи по высоте.

План реализации мероприятий  рассчитан на 8 лет. При реализации всех мероприятий объем производства достигнет 18-20 млн. штук условного кирпича  в год. Производство лицевого кирпича  составит 30-35% от общего объема производства.

Сырьем для производства керамического кирпича являются глины Дидюмского участка Усадского месторождения, расположенного в 1 км от площадки завода. Доставка сырья на завод, а также отгрузка готовой продукции осуществляется автотранспортом.

В настоящее время завод  выпускает керамический кирпич по ГОСТ 530-95 марки 75-100-125, морозостойкость 15 циклов.

По внешнему виду выпускаемую  продукцию (после сортировки) можно  использовать для кладки наружных стен.

 

Основные виды производственной деятельности

    В процессе хозяйственной деятельности Кирпичный завод осуществляет 2 основные функции:

- производство керамического  кирпича и керамзитового гравия;

- реализацию (сбыт) продукции.

    Содержанием производственной деятельности является совокупность процессов и операций по изготовлению продукции, созданию материальных и нематериальных благ. Производственный процесс – прежде всего процесс движения и преобразования материальных потоков, опосредованный движением денежных средств, который можно представить как совокупность элементарных производственных и хозяйственных актов и операций. В процессе производства изготовляется новый продукт, отличный от исходных продуктов не только назначением, но и возросшей стоимостью. Участие в производстве трех основных моментов – труда, предметов труда и средств труда – приводит к образованию у предприятия соответствующих затрат. Затраты на производство и объем выпуска продукции (работ, услуг) представляют собой важнейшие показатели, отражающие производственную деятельность предприятия.

    Главной функцией в рыночных условиях является продажа (сбыт) продукции. Прогноз сбыта определяет производственную программу предприятия, что, в свою очередь, определяет потребность в заготавливаемых производственных, материальных и трудовых ресурсах. Материальные ресурсы – средства труда и предметы труда. Трудовые – наемная рабочая сила.

   Кирпичный завод  также производит:

- добычу полезного ископаемого  (глина, песок);

- транспортировку полезного  ископаемого от карьера до  глинозапасника;

- переработку сырья для  производства глиняного кирпича  и керамзитового гравия.

 

 

 

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

 

 

     Год

Объем произв-а прод-ии, тыс.руб.

Темпы роста, %

Объем реализ-ии,

тыс. руб.

   Темпы роста, %

 

Базисные

 

Цепные

 

базисные

 

Цепные

2006

50400

100,0

100,0

50150

100,0

100,0

2007

50900

101,0

101,0

51000

101,7

101,7

2008

53800

106,7

105,7

53500

105,9

104,9

2009

55150

109,4

102,5

55000

109,6

102,8

2010

55100

109,3

99,9

54000

107,6

98,2


   

Вывод: проведя расчет динамики производства и реализации продукции Кирпичного завода, мы видим, что за пять лет объем производства возрос на 9,3%, а объем реализации на 7,6%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производств выше темпов реализации продукции, что говорит о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.

Анализ  выполнения плана по выпуску и  реализации продукции

 

 

Изделие

Объем производства продукции

В плановых ценах, тыс.руб.

Объем реализации продукции в плановых ценах, тыс.руб.

план

Факт

+, -

% к плану

План

факт

+, -

% к плану

2010 год

               

Кирпич М125

Кирпич М100

Кирпич М75

Керамзит

16100

19800

9600

7200

14300

19632

11088

10080

-1800

-168

+1488

+2880

-11,2

- 0,8

+15,5

+40

16950

19800

9450

7125

14825

18900

10675

9600

-2125

-900

+1225

+2475

-13,3

-4,54

+13 +34,7

ИТОГО

52700

55100

+2400

+4,5

53325

54000

+675

+1,26

2009 год

               

Кирпич М125

Кирпич М100

Кирпич М75

Керамзит

16200

19800

10000

8000

16000

18982

11088

9080

-200

-818

+1088

+1080

-1,2

- 4,1

+10,9

+13,5

16250

19800

9450

7125

15150

20000

10850

9000

-1100

+200

+1400

+1875

- 6,8

+1,01

+14,8

+26,3

ИТОГО

54000

55150

+1150

+ 19,1

53325

55000

+2375

+35,3

2008 год

               

Кирпич М125

Кирпич М100

Кирпич М75

Керамзит

15000

20900

9600

7200

17800

18632

9800

7568

+2800

-2268

+200

+368

+18,7

- 10,8

+2,08

+5,1

16950

19800

9450

7125

17200

18900

8800

8600

+250

-900

-650

+1475

+1,5

-4,54

-6,9

+20,7

ИТОГО

52700

53800

+1100

+15,0

53325

53500

+175

+10,7


 

Вывод: проведя оценку выполнения плана по производству и реализации продукции за 2008-2010 г.г. мы видим, что за 2010 год план по выпуску кирпича и керамзита перевыполнен на 4,5%, а по ее реализации – только на 1,26%. Это говорит о том, что на Кирпичном заводе произошел рост остатков нереализованной продукции.  За 2009 год план по выпуску кирпича и керамзита перевыполнен на 19,1%, а по реализации – на 35,31%; за 2008 год план по выпуску кирпича и керамзита перевыполнен на 15,08%, а по реализации – на 10,76%. Следовательно,  можно сделать вывод : 2010 год- наблюдается рост остатков нереализованной продукции и не оплаченной покупателями, а в 2009 году план по реализации продукции опережает план по выпуску, т.е. наблюдается большой спрос на продукцию. Возникает необходимость увеличения объемов производства продукции. 2008 год - наблюдаем перевыполнение плана по выпуску продукции и по ее реализации. На складах предприятия существуют остатки нереализованной продукции.

Наиболее положительная  тенденция по выполнению плана по выпуску и реализации продукции  наблюдается в 2009 году. На складах  предприятия не существуют остатки  залежалой продукции на складе и продукция оплачена покупателями.

Мероприятия по стратегическому планированию и  их эффективность

Сейчас, несмотря на тяжелое  материальное положение руководство ОАО «Молот» от планирования не отказывается.

Создано специальное структурное  подразделение – отдел по исследованию перспектив развития предприятия, который  сотрудничая с отделом маркетинга и PR, планово-экономическим отделом, производственно-диспетчерским отделом, занимается стратегическим планированием.

Итак, основой всего стратегического  планирования является годовой план производства. Конечно, это спорный  вопрос, т.к. план производства должен являться составной частью стратегического  плана, который на предприятии формально  не составляется.

План производства ОАО  «Молот» представляет собой информацию о наименовании продукции, ее стоимости  и график производства продукции  по месяцам. На основе этого плана  составляются все текущие планы  выпуска готовой продукции, потребности  в материалах и т.д.

Также составляется и план реализации продукции для отдела сбыта.

В период выживания предприятия  затраты на нововведения уменьшены  до минимума.

 

 

 

Рекомендации по развитию стратегического планирования

Первые шаги по созданию системы стратегического планирования на ОАО «Молот» уже сделаны. Есть много недостатков и недоработок, что открывает свободу действий по налаживанию системы.

Стратегический план должен учитывать план развития предприятия, разрабатываемый высшим руководством.

План разработок и исследований должен включать в себя планирование фундаментальных исследований, план исследования и разработок новой  продукции, планирование маркетинга, финансовый план сферы исследований и разработок, административно-управленческий план сферы исследований и разработок.

Важной частью стратегии  маркетинга является бюджет. Необходимо сначала узнать, что предприятие  потянет одну из альтернатив (финансовый лимит на маркетинг), а потом уже  принимать решение о самой  стратегии.

Конечно, необходимо включить стратегию товара, каналов распределения, продвижения товара и ценообразование.

Стратегия производства –  основа для создания продукции, реализация которой дает возможность авансировать средства в инновации, маркетинг. В  плане необходимо учитывать планирование и контроль, повышение производительности труда (связано с анализом факторов и разработкой программы ее роста, улучшение системы и структуры  управления) и человеческий фактор в производстве (влияет на производительность труда).

Даже после того, как стратегический план начал успешно воплощаться в жизнь, всегда имеются возможности для совершенствования. Этот процесс постоянного совершенствования включает анализ того, что можно сделать лучше, какие меры сработали лучше и какие не дали ожидаемого результата. Нужно сделать так, чтобы команда не была настолько жестко зациклена на стратегическом плане, что это не будет оставлять пространства для маневров и изменений. Например, стратегия может меняться, если изменилась внешняя среда в виде появления новых конкурентов или изменений в экономическом законодательстве. Изменения могут производиться через механизм постоянной оценки деятельности предприятия. Рекомендуется проводить собрания, посвященные обсуждению результатов не реже раза в месяц и выработке мероприятий по корректировке курса. Успешная стратегия включает в себя концентрацию, структуризацию, дисциплину, разумный подход, движущую силу, обязательность, оцениваемость, компенсации, обмен информации, финансирование, цели и среду, поддерживающую реализацию стратегического плана.

Чтобы расти, компания должна менять ассортимент. В этих целях  отбираются продукты, обладающие максимальным потенциалом расширения выпуска и обеспечивающие высокую долю на рынке.

Стратегическое планирование как обособившийся вид управленческой деятельности требует четкого распределения функций и ответственности между структурными подразделениями предприятия и отдельными руководителями в процессе разработки и реализации стратегии предприятия.

В качестве средства повышения  эффективности стратегического планирования может быть признана координация планов в форме общефирменного согласования. Важный аспект обоснования эффективности такого согласования заключается в инновационном характере самого стратегического планирования. Это выражается, в частности, в том, что оно не только исходит из сложившихся условий работы предприятия, но и влияет на них и даже создает новые предпосылки успешной деятельности. [15]

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Динамичный процесс планирования является  тем  зонтиком,  под  которым укрываются  все управленческие   функции.  Не   используя   планирования, организации в целом и отдельные люди будут  лишены  четкого  способа  оценки цели  или  направления  корпоративного  предприятия. Процесс   планирования является инструментом, помогающим в  принятии  управленческих  решений. Его задача — обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени и обеспечить основу для управления членами организации.

Анализ деятельности завода ОАО «Молот» позволяет сделать  выводы о возможности успешной реализации теории стратегического менеджмента  на практике.

Возвращаясь к цели работы - изучение функции планирования в менеджменте: проблемы ее реализации и повышения эффективности, можно сделать вывод о том, что на современном этапе, существует возможность, доказанная деятельностью реального предприятия, разработать и реализовать стратегию развития деятельности в соответствии с теоретическими основами менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М., 1995.

2. Албастова Л.М., Игнатов В.Г. Теория управления. Ростов-на-Дону: Изд-во МаРТ, 2006.

3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 248с.

4. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1999.

5. Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 5.

6. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. - М., 1997.

7. Веснин В.Р. Менеджмент. ТД Элит, 2003.

8. Воскобойникова Т.Н. Основы планирования деятельности предприятия. Новосибирск. НГАВТ. 1999, 54с.

9.Глухов В. Менеджмент. СпецЛит. - 2000. - №3.

10. Губарев В.Г. Основы экономики и предпринимательства. Серия "Учебники Феникса". Ростов н/Д: "Феникс", 2003.

11. Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб: Питер, 2002.

12.Дубровин И.А. Организация и планирование производства на предприятиях. М., 2000. – 236с.

13. Егоров Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 176с.

Информация о работе Планирование в менеджменте