Планирование как основа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 03:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.
Задачи исследования:
раскрыть сущность функции планирования в условиях рыночной экономики
рассмотреть виды планов и их содержание
проанализировать систему планирования деятельности торгового предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНДЖМЕНТА 5
1.1 Сущность и функции планирования в условиях рыночной экономики 5
1.2 Виды планов и их содержание 10
1.3. Значение планирования в процессе управления организацией в современных условиях 14
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 18
2.2. Виды планов, разрабатываемых на предприятии, их направления 23
2.3.Анализ эффективности реализации основных планов организации 26
2.4.Развитие системы планирования с использованием информационных технологий 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Вложенные файлы: 1 файл

планирование как основа управления.docx

— 155.86 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПЛАНИРОВАНИЕ  КАК ФУНКЦИЯ МЕНДЖМЕНТА 5

1.1 Сущность  и функции планирования в условиях  рыночной экономики 5

1.2 Виды планов  и их содержание 10

1.3. Значение  планирования в процессе управления  организацией в современных условиях 14

2. АНАЛИЗ  СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 18

2.1. Организационно-экономическая  характеристика объекта исследования 18

2.2. Виды планов, разрабатываемых на предприятии,  их направления 23

2.3.Анализ  эффективности реализации основных  планов организации 26

2.4.Развитие  системы планирования с использованием  информационных технологий 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

ПРИЛОЖЕНИЯ 35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Планирование – это  одна из основных функций менеджмента. В широком смысле планирование это деятельность, направленная на определение целей и задач организации, а также распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач.

В узком смысле – это процесс составления специальных документов, цель которых состоит в сочетании и координации работы, организации и повышении ее эффективности.

Планирование дает основу для принятия решений и развития предприятия в целом. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий.

Планирование, поскольку  оно служит для формулирования установленных  целей, помогает создать единство общей  цели внутри организации.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном  этапе руководителям российских предприятий и организаций необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций  в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Тема организации управления на предприятии, а также выполнение функции планирования чрезвычайно  насущной на сегодняшний день. В  последнее время в прессе, на многочисленных конференциях, в неформальном общении  специалисты все чаще обсуждают  задачу перехода от тактического планирования к стратегическому. Однако создать только оптимальные системы управления такими структурами недостаточно для эффективного развития компаний. Необходимо построить корпоративную культуру, соответствующую структуре и целям организации и полностью сформировать мировоззрение всех сотрудников, ориентированные на стратегическое развитие.

Цель исследования – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.

Задачи исследования:

  1. раскрыть сущность функции планирования в условиях рыночной экономики
  2. рассмотреть виды планов и их содержание
  3. проанализировать систему планирования деятельности торгового предприятия.

Объектом исследования является сущность, принципы и факторы, влияющие на организацию планирования на торговом предприятии.

Предметом исследования являются планирование как основа управления.

Разработанность данной темы: вопросы организации планирования описаны в работах таких авторов, как Н.Н. Герчикова, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, Е.П. Михалева, а также работа американского классика М. Мескона и др.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

 

1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНДЖМЕНТА

1.1 Сущность и функции планирования в условиях рыночной экономики

 

Планирование – одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей  и путей их достижения. В ходе планирования разрабатываются планы. Планирование – первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных  фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для  их выполнения персонала, контроль результатов  и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять – это предвидеть», а «предвидеть – это уже почти действовать» [17,с.193].

Планирование – это  не просто умение предусмотреть все  необходимые действия. Это также  способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить  риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.

Планирование – «это разработка плана, определяющего то, чего нужно  достичь и какими рычагами, сообразуясь  со временем и пространством» [4, с.185].

Планирование является важнейшим  этапом процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач [15, с.86].

План – это намеченная на определенный период работа с указанием  ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования ставит организации в такое положение, когда они:

  1. не понимают поставленных целей, будущих задач;
  2. хозяйствование не рассматривают как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;
  3. теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;
  4. оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.

Применение планирования:

  1. улучшает координацию действий в организации;
  2. позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;
  3. делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;
  4. улучшает информационный обмен в организации;
  5. способствует оптимальному распределению ресурсов;
  6. четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;
  7. симулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а менеджеров – к большей обоснованности и реализации своих решений;
  8. улучшает контроль в организации [24, с.160].

По сути своей, функция  планирования отвечает на три следующих  вопроса:

1. Где мы находимся  в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.

2. Куда мы хотим  двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.

3. Как мы собираемся  сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Процесс планирования является инструментом, способствующим принятию управленческих решений (рис. 1).

Рис. 1. Классификация решений, вырабатываемых и принимаемых при планировании 
         Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Процесс планирования включает в себя четыре этапа:

  1. выработку общих целей предприятия;
  2. детализацию и конкретизацию целей;
  3. определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
  4. контроль за достижением целей.

Эффективность планирования во многом определяется тем, насколько соблюдены  следующие его принципы (табл. 1).

 

Таблица 1 – Принципы планирования

Принципы

Краткая характеристика

Единство научно-технических, социальных и экономических задач  развития организации

Находит выражение в  составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых  планов, в критериях оценки плановых решений

Научная обоснованность и  оптимальность решений

Обеспечивается применением  современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов  осуществления производственных процессов, использованием методов оптимального планирования экспериментов, оптимизации  плановых решений, построения интегрированных  систем подготовки и обработки данных

Доминирование стратегических аспектов в планировании

Требует обязательного  использования специфических форм стратегического планирования на предприятии  и подчинения ему всех других видов  оперативного планирования

Комплексность планирования

Означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии  планов

Ресурсная сбалансированность планов

Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях  предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов

Гибкость и эластичность планирования

Требует динамичной реакции  планов на отклонения в ходе работ  или изменения внутренних и внешних  факторов, а также способности  сохранять необходимые резервы  и предусматривать плановые альтернативы

Непрерывность планирования

Находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего  планирования, в которой благодаря  периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием


 

Можно выделить четыре основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение  ресурсов, адаптация к внешней  среде, внутренняя координация и  организационное стратегическое предвидение [24, с.161].

Распределение ресурсов – включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.

Адаптация к внешней  среде – охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Планирование преуспевающих предприятий имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

Внутренняя координация есть координация деятельности организации учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, – больших или малых, – является неотъемлемой частью деятельности менеджеров.

Осознание организационных  стратегий – деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.

1.2 Виды планов и их содержание

 

Следует различать планирование и планы. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий  и их исполнителей. План является результатом  процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.

По мнению специалистов, качество планирования является одним из важнейших  факторов успешности работы хозяйствующего субъекта, а недостатки в системе  планирования могут снижать его  потенциал на 20—30% [Сорокина, с. 68].

Планирование входит в число общих функций управления, имманентно присущих любой функционирующей социально-экономической системе. Необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим четыре из них, являющиеся, по нашему мнению, основными: неопределенность будущего, координирующая роль плана, оптимизация экономических последствий, ограниченность ресурсов.

Смысл тезиса о неопределенности будущего довольно очевиден: любая социально-экономическая  система в процессе своего функционирования находится под постоянным и не всегда прогнозируемым влиянием множества  факторов. Для того чтобы уменьшить  ожидаемое негативное влияние одних  факторов и, наоборот, увеличить ожидаемое  позитивное влияние других факторов, применяется планирование, в рамках которого эти факторы идентифицируются, а их влияние оценивается и по возможности регулируется. Очевидно, что факторов неопределенно много, а действие их нередко хаотично и разнонаправленно, поэтому главная цель составления любого плана — не задание точных цифр и ориентиров (поскольку сделать это невозможно в принципе), а идентификация по каждому из важнейших направлений определенного «коридора», в границах которого может варьировать тот или иной показатель.

Информация о работе Планирование как основа управления