Планирование как основа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 03:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.
Задачи исследования:
раскрыть сущность функции планирования в условиях рыночной экономики
рассмотреть виды планов и их содержание
проанализировать систему планирования деятельности торгового предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНДЖМЕНТА 5
1.1 Сущность и функции планирования в условиях рыночной экономики 5
1.2 Виды планов и их содержание 10
1.3. Значение планирования в процессе управления организацией в современных условиях 14
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 18
2.2. Виды планов, разрабатываемых на предприятии, их направления 23
2.3.Анализ эффективности реализации основных планов организации 26
2.4.Развитие системы планирования с использованием информационных технологий 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Вложенные файлы: 1 файл

планирование как основа управления.docx

— 155.86 Кб (Скачать файл)

Смысл координирующей (системообразующей) роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет хозяйствующему субъекту работать ритмично, без существенных сбоев.

Смысл тезиса о плане как инструменте  оптимизации экономических последствий  заключается в том. что любое рассогласование деятельности социально-экономической системы требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на его преодоление. Вероятность наступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осуществляется по плану; кроме того, негативные финансовые последствия обычно менее значительны.

Тезис об ограниченности ресурсов как  одной из причин составления планов не следует понимать буквально. Безусловно, в физическом плане практически  все ресурсы ограничены, однако в  рыночной экономике наличие ресурсов и их доступность для пользователей  регулируются с помощью ценовой  политики на основе известной модели «спрос — предложение». Поскольку  бесплатных ресурсов практически не бывает, привлечение очередного дополнительного  объема ресурсов чаще всего связано  с необходимостью дополнительных финансовых расходов, которые в любом предприятии  не безграничны. В данном случае речь идет о двух аналитических оценках  в процессе планирования: каков объем  дополнительных ресурсов может быть вовлечен в оборот и какую структуру привлекаемых ресурсов выбрать (например, купить станок или нанять бригаду малоквалифицированных работников).

В теории менеджмента разработаны  общие подходы к планированию. Отметим некоторые. Во-первых, план должен обладать рядом очевидных  характеристик, таких как разумная простота и наглядность, структурированность, точность, практическая полезность и  др. Во-вторых, наличие плана, как  бы плохо он ни был составлен, все  же более предпочтительно, нежели его  отсутствие. Вместе с тем следует  отдавать себе отчет в том, что  план не панацея; никакой план не может  дать точные ответы на вопросы, предусмотреть  фактическое развитие событий. Поэтому  плановые задания — это ориентиры, которых надо придерживаться. В-третьих, любой план хорош настолько, насколько профессионально подготовлены люди, его составлявшие.

В общем виде логику планирования и ее функционирование на предприятии  можно представить следующим  образом (рис. 2).

Рис. 2. Логика планирования основной (рутинной) деятельности фирмы

На схеме выделено три замкнутых  контура, соответствующих трем видам  планирования — стратегическому, тактическому и оперативному. В каждом из контуров наличествует определенная система  анализа, причем результаты анализа  из одной системы последовательно  попадают в другую. Можно выделить основные функции каждой системы  анализа: во-первых, оценить степень  выполнения плановых заданий, выявить  отклонения, факторы и сформулировать мероприятия по снижению негативного  влияния регулируемых факторов; во-вторых, внести оперативные изменения в  основные параметры деятельности предприятия; в-третьих, уточнить систему планирования и прогнозирования, включая состав дерева целей. Регулярность выполнения аналитических расчетов в системах стратегического, тактического и оперативного планирования, естественно, различна, различны критерии, показатели и аналитические методы. Схема задает естественную последовательность разработки планов — от общего к частным.

В любой компании разрабатывается  множество планов, однако основными  являются стратегический, производственный и финансовый; первый разрабатывается  в системе стратегического планирования, два других — в системе оперативного планирования. Что касается системы  тактического планирования, то здесь, как правило, речь идет о локальных  бизнес-планах по развитию действующих  и разработке новых производственных линий и производств. И в стратегическом плане, и в локальном бизнес-плане  тем не менее присутствуют более  или менее детализированные финансовые разделы, включающие данные о предполагаемых инвестициях, объемах реализации в  стоимостном выражении, основных параметрах расходов и затрат, рентабельности и др. Целесообразность обособления  такого раздела в самостоятельный  финансовый план зависит от различных  факторов.

 

1.3. Значение планирования  в процессе управления организацией  в современных условиях

 

Для российских предприятий  можно очертить две сферы, нуждающиеся  в применении планирования.

1. Вновь возникшие частные  фирмы. Главная проблема, связанная  с применением планирования в  этой сфере, – недоверие к  формальному планированию, основанное  на мнении, что бизнес – это  умение «крутиться», правильно  ориентироваться в текущей обстановке.

2. Государственные и бывшие  государственные, ныне приватизированные,  предприятия. Имеющийся у них  опыт планирован и относился  в основном к периоду централизованно  управлявшейся экономики, а, следовательно, не предполагал серьезного умении анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития.

К основным факторам возрастающей роли планирования в современных  рыночных условиях можно отнести  следующие [17, с. 196].

1. Увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности. Несмотря на возрождение и успешное развитие малого и среднего бизнеса, лидирующее положение на современном рынке занимают крупные фирмы.

Так, по подсчетам специалистов, около половины потребностей западного  мира удовлетворяют чуть более двухсот  крупных компаний. В российской экономике  исторически сложилось преобладание очень крупных предприятий почти  во всех сферах хозяйства. Конечно, такой  гигантизм имеет немало отрицательных  последствий, однако он является реальностью  отечественной экономики наряду с закономерным укрупнением большого числа вновь возникших частных  фирм. С другой стороны, усложняется  структура деятельности коммерческих организаций. Причинами этого являются стремление к росту и необходимость  перераспределения риска, а значит, инвестирование в новые сферы  бизнеса. Масштабы, сложность и разнообразие направлений деятельности фирмы требуют от нее особого внимания к предварительному определению:

    1. видов выпускаемых товаров;
    2. источников финансирования;
    3. технологических ресурсов, таких, например, как комплекс специализированного оборудования и т.д.

Предвидение будущего без  преувеличения требует научного подхода.

2. Подвижность внешней среды.

Современная внешняя среда  бизнеса характеризуется высокой  скоростью изменений. В западной экономике подвижность среды  объясняется в первую очередь  высокой насыщенностью потребительского спроса, его индивидуализированным  и быстроизменяющимся, разнообразным  характером.

Постоянно меняющиеся требования со стороны спроса диктуют сдвиги других факторов внешней среды: технологий, средств связи – коммуникаций, социальных отношений и т.д. Следовательно, такие же быстрые и глубокие изменения вынужден совершать бизнес.

В российской экономике подвижность  среды обусловлена прежде всего переходным характером отечественного хозяйства и, как следствие, нестабильностью социально-политической сферы.

3. Новый стиль руководства персоналом.

Фирма индустриального периода  относилась к работнику как к  простому исполнителю, элементу общего механизма управления. Такой стиль  руководства предполагал, что работники  получают развернутые, детализированные инструкции действий, рассчитанные на короткий отрезок времени (не более  чем на неделю).

Новый стиль управления предоставляет  работнику гораздо большую свободу действий, высвобождает его инициативу и творческие возможности. Теперь инструкции имеют более общий характер, чем раньше, а задание рассчитано на более длительный период (до одного месяца). Такой подход к определению рабочих задач требует от управляющего полного и точного представления о будущем, ясного осознания целей хозяйственной деятельности, что повышает значимость планирования.

4. Усиление центробежных сил в организации.

Чтобы лучше приспособиться к сложной и неопределенной внешней  среде, лучше реагировать на запросы  различных секторов рынка, которые  обслуживает фирма, осваивать новые  прибыльные виды деятельности, коммерческая организация предоставляет высокую  степень автономии и самостоятельности  своим отдельный подразделениям и менеджерам фирмы.

Такая организация деятельности увеличивает гибкость и предпринимательскую  активность подразделений.

Автономия подразделений  находит свое выражение в моделях, которые называют плоскостным и  венчурным менеджментом. Положительные  качества таких моделей управления объясняются высокой степенью адаптации  к изменяющейся среде. Но одновременно плоскостный и венчурный (рисковый) менеджменты создают целый ряд проблем, отрицательных эффектов

Например:

    1. потеря центром контроля за работой подразделений: иногда подразделения настолько приобретают вкус к свободе и самостоятельному руководству собственными действиями, что нередки случаи или попытки выхода их из состава фирмы и организации собственного дела;
    2. дробление фундаментальных целей фирмы на множество частичных, большая часть из которых не может быть выполнена или же полное размывание общих целей.

Существует ряд апробированных на практике способов преодоления отрицательных  последствий центробежных тенденций. Среди них следующие технологии менеджмента:

    1. матричная форма организации и назначение менеджера, ответственного за проект;
    2. общие бюджетные программы;
    3. модели (в том числе компьютерные) экономической организации.

Наиболее общий подход к интеграции всех частей организации  – внутрифирменное планирование, выработка единой корпоративной  стратегии и механизма ее реализации.

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Организационно-экономическая  характеристика объекта исследования

 

ООО  «Май» (в дальнейшем Общество) создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998. Местонахождение Общества: 394006 г. Воронеж, ул. Острогоржская, д.73

Особенности ООО (общества с ограниченной ответственностью):

  1. в учредительном документе содержатся сведения о размере доли 
    каждого участника, а также о порядке внесения вкладов, их 
    состав;
  2. уставный фонд разделен на доли, но акции на них не выдаются 
    (ООО их не выпускают);
  3. участникам выдается свидетельство, которое не является ценной 
    бумагой;
  4. ответственность     участники      несут     только      в      пределах 
    принадлежащего им имущества.

Устав   ООО   «Май»   был   утвержден   общим собранием  участников  и  зарегистрирован  21.09.2007г.   (в  новой редакции).     ООО     «Май»     учреждено     на неопределенный  срок  согласно  учредительному договору.

 Общество   является   юридическим   лицом   по   законодательству Российской  Федерации,       имеет       обособленное       имущество, самостоятельный   баланс,   вправе   от   своего   имени   приобретать имущественные    и   личные    неимущественные    права    и    нести обязанности, иметь счета в учреждениях банков, печати и штампы со своим наименованием, товарные знаки, фирменные бланки и иные реквизиты.

Основной целью Общества является осуществление хозяйственной  деятельности, направленной на извлечение прибыли. Виды деятельности Общества:

    1. Производство мебели;
    2. Организация и ведение складского хозяйства;
    3. Комплектация, хранение, транспортировка товаров народного потребления;
    4. Оказание транспортных, экспедиторских услуг, услуг по охране грузов;
    5. Сдача в аренду имущества (часть имущества), принадлежащего фирме;
    6. Внешнеэкономическая деятельность.

Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых  определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании  специального разрешения (лицензии).

Уставный  фонд  общества сформирован  Участниками  в  размере  1.000.000 рублей в денежной форме за счет денежных средств. Максимальный размер Уставного капитала не ограничен. Увеличение Уставного капитала за счет его имущества осуществляется по решению общественного собрания общества, принятому большинством (не менее 2/3 участников Общества).

Ответственность участников и общества: Общество отвечает по 
своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве 
собственности имуществом. Общество не отвечает по 
обязательствам Участников, а Участники не отвечают по обязательствам Общества, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, также Общество не отвечает 
по обязательствам государства, а государство – по обязательствам 
Общества.

Права     предприятия     -     самостоятельно     планировать     свою 
деятельность, определять перспективы развития. Имущество Общества составляют основные и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе.

Источниками формирования имущества  Общества являются:

    1. денежные и не денежные вклады Участников;
    2. доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг;
    3. доходы от ценных бумаг, кредиты банков;
    4. безвозмездные или благотворительные взносы; 
    5. иные источники, не запрещенные законодательными актами РФ.

Информация о работе Планирование как основа управления