Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:46, курсовая работа
Задачи исследования
Исследовать сущность внутрифирменного планирования.
Определить методы планирования.
Проанализировать методы формирования целей организации.
Провести практический анализ плана.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. Планирование как важнейшая функция
внутрифирменного управления………………7
1.1 Функция планирования……………………………………….7
1.2 Методы планирования………………………………………..10
ГЛАВА 2. Определение цели организации……………………………….17
2.1. Функция формирования целей………………………………17
2.2. Методы формирования целей………………………………..20
ГЛАВА 3. Практические основы исследования
внутрифирменного планирования……………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..33
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………36
В соответствии с различными сценариями развития, а также при неустойчивой конъюнктуре можно разрабатывать «альтернативные» бюджеты.
Бюджетный метод планирования обеспечивает:
2. Оптимизацию распределения и расходования ресурсов, предупреждение бесхозяйственности.
3. Надежный контроль
и оценку их движения и
Но этот метод сложен, требует перестройки системы управления, индивидуализации ответственности, больших затрат.
Балансовый метод планирования основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода.
Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит (как на стороне, так и за счет рационализации внутренних процессов). Невозможность решить проблему дефицита принуждает фирму снижать потребление (либо также на основе его рационализации, либо путем механического сокращения с соответствующим уменьшением конечных результатов).
Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема – расширение на их базе производства или избавление от излишков (последнее целесообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится затрачивать значительные средства; кроме того, соответствующие объекты разрушаются, а также морально стареют и обесцениваются).
Балансовый метод реализуется через составление системы балансов, которые бывают:
Баланс представляет собой двустороннюю (в отличие от предыдущего случая) бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой – их распределение.
В основе баланса лежит балансовое уравнение, смысл которого заключается в том, что сумма остатка ресурсов на начало периода и их поступление из внутренних и внешних источников должна равняться сумме их расхода (текущего потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода.
В то же время достижение равенства как такового между ресурсами и их распределением не является единственной целью составления балансов. Важную роль здесь играет оптимизация структуры, обеспечивающая наибольшую эффективность деятельности организации.
В балансе ресурсы обычно даются с выделением основных поставщиков, что позволяет контролировать их движение. Распределяются же они с учетом того, чтобы обеспечить выполнение производственных планов, обязательств по экспорту, создать необходимые запасы, реализовать программы, связанные с развитием организации.
Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Его основой являются нормы и нормативы.
Нормой называется периодически пересматривающаяся с учетом достижений НТР предельно допустимая затрата различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.) на единицу продукции или работы.3
Под нормативом понимаются:
По особо важным ресурсам ограниченной номенклатуры могут разрабатываться перспективные нормы. Если же условия деятельности организации постоянно меняются, используются текущие нормы, пересмотр которых происходит регулярно по мере необходимости (наиболее распространенными являются годовые, составляющие основу соответствующих планов и балансов материальных ресурсов).
С помощью нормативного метода формируется, например, нормированное задание, которое предусматривает необходимый ассортимент продукции и объем работы, который работник или группа должны выполнять за данный период с соблюдением определенных требований к качеству.
К графическим методам прежде всего необходимо отнести метод сетевого планирования. Он был разработан для прогнозирования, управления реализацией и контроля крупномасштабных проектов, оптимизации затрат на них.
Исходным моментом применения указанного метода является определение продолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели.
Работы связывают между собой события, представляющие собой итог какой-то деятельности. События могут быть исходными, которым не предшествуют никакие работы; промежуточными, представляющими собой результат одной или нескольких работ, за которыми следуют другие; завершающими, свидетельствующими о достижении поставленной цели (за ними уже никаких работ не следует). Таким образом, события и цель оказываются связанными друг с другом работами.
Все события и работы объединяются в календарный сетевой график, имеющий вид цепной диаграммы. Любая последовательность работ в сети, при которой конечное событие одной работы совпадает с начальным событием следующей за ней, получила название «путь».
На сетевом графике удобно отражать:
Это дает возможность составить наиболее рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, организовать их контроль и в целом облегчает управление сложными хозяйственными системами. В ее основе лежит анализ сети, состоящей в проверке целесообразности выполнения запланированных работ; выявление лишних и необязательных; определение возможности параллельных действий и целесообразности существующей степени детализации.
С помощью сетевого графика также контролируется фактическое выполнение работ, выявляются и анализируются изменения в процессе их осуществления, корректируются сроки выполнения и перераспределяются ресурсы.
Математические методы планирования сводятся к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относят статистические, например, корреляционная, отражающая взаимосвязь между двух переменных величин. С ее помощью можно с определенной степенью вероятности предсказать (а соответственно, и запланировать) наступление события Б, если происходит связанное с ним событие А.
Наиболее
широкое распространение
Методы
линейного программирования дают возможность
путем решения системы
Чаще всего методы линейного программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или иных ресурсов, и позволяют:
Универсальным методом комплексного планирования деятельности сотрудников является управление по целям. Он предусматривает определение менеджерами целей для каждого подразделения и сотрудника и состоит из следующих этапов:
В
качестве метода календарного планирования
работ и операций можно назвать
линейные графики Гранта. График достаточно
нагляден и отражает в масштабе времени
действия каждого сотрудника. Однако при
большом количестве операций график не
обеспечивает эффективного решения задач
календарного планирования, поскольку
весьма чувствителен к внесению изменений.
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. ФУНКЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ
Цель отражает определенные намерения организации, которые ведут к достижению этой организацией некоторых результатов в ее деятельности. Намерения ориентируются на некоторые желаемые состояния организации, которых она пытается достичь.
Таким образом, можно определить цель как некоторое желаемое состояние, которого организация намерена достичь.
Цель
и результат соотносятся как
намерение и фактическое
Философия организации определяется в рамках нормативного менеджмента, но оказывает решающее воздействие на формирование стратегических целей организации. В рамках философии организации вырабатывается ее миссия. Большинством авторов она определяется как смысл существования организации, или как ее роль в стране и в мире и значение для общества, или как качественно выраженная совокупность основных целей и руководящих установок организации. Синонимами понятия «миссия» являются такие термины, как «стратегический облик» и «руководящая картина».
Декларация о миссии – документ, в котором приводится сама миссия, цель коммерческой деятельности, ценности, которыми руководствуется фирма. У топ-менеджмента организации через некоторое время ее существования формируется мечта, или видение. Под мечтой следует понимать некую воодушевляющую панораму будущего фирмы, надежды, перспективы, которые менеджер связывает со своей фирмой и которые дают его коллегам силы пройти через трудности сегодняшнего дня во имя будущих результатов. Мечта – это представление о том, какой станет фирма, ее желаемый облик. Например, Г.Форд мечтал «демократизировать» автомобиль, чтобы он стал не роскошью, а транспортным средством, доступным всем и каждому. Его мечта сбылась: знаменитая модель Т стоила примерно столько, сколько рабочий на заводах Форда зарабатывал за три месяца. В современной России об этом можно только мечтать!