Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 02:54, курсовая работа
Планирование это логика, методы и принципы разработки планов. Планирование подразумевает под собой формирование комплекса мероприятий, показывающих тактику достижения конкретных целей и задач организации при эффективном использовании её ресурсов.
Планирование как технологический процесс включает в себя обоснование:
- принципов функционирования организации;
- способов достижения задач организации;
- миссии организации;
- последовательность действий по развитию организации;
- планирования показателей эффективности и т.п.
Введение 5
1. Теоретическая часть 7
1.1 Сущность и задачи планирования 7
1. 2 Система планов на предприятии и их взаимосвязь 10
1. 3 Принципы и методы планирования 15
1.4 Технология планирования: этапы и последовательность 18
2. Практическая часть 23
2.1 Общая характеристика ОАО «Уральский завод химических
реактивов» 23
2.2 Характеристика ОАО «Уральский завод химических реактивов»
как объекта производственного менеджмента 26
2.3 Современные подходы к планированию химического
производства на примере ОАО «Уральский завод химических реактивов» 28
Заключение 31
Глоссарий 33
Список использованных источников 35
Рассмотрим основные классификационные признаки система планов в организации:
- финансовые,
- социально-трудовые,
- организационно-технические,
-бизнес-планирование,
- технико-экономические,
- снабженческо-сбытовые,
- программное и другие;
2) по уровню управления:
- высший уровень (корпоративное и заводское),
- средний уровень (цеховое),
- нижний уровень (производственное);
3) по методам обоснования:
- рыночного,
- индикативного,
- административного,
- централизованного;
4) по периоду охвата:
- краткосрочное,
- текущее,
- среднесрочное,
- долгосрочное или перспективное;
5) по области применения:
- межцеховое,
- внутрицеховое,
- бригадное,
- индивидуальное;
6) по стадиям исследований:
- предварительное,
- окончательное;
7) по стeпeни точности:
- уточненное
- укрупненное;
8) по видам целей:
- оперативное,
- нормативное,
- тактическое,
- стратегическое.
Тактическое планирование состоит в разработке средств и задач, требуемых для достижения установленных целей (повысить доход, прибыль, занять долю рынка и др).
Стратегическое планирование содержит подбор и подтверждение средств, целей и задач для получения результатов. [2, с. 156]
Нормативное планирование основывается на открытом и аргументированном подборе средств, целей и задач. Оно не имеет определенных границ. В данном планировании главную роль играет верный выбор идеала предприятия.
В иностранной практике планирование будущего организации принято разделять на четыре основных типа ориентации либо технологии формирования планов.
Рассмотрим четыре типа планирования:
1. Реактивное планирование основывается на анализе предыдущего опыта и истории становления производства, и чаще всего базируется сложившихся устоях и традициях. Подобное планирование анализирует производственные трудности по отдельности, а никак не систему, и вследствие этого не принимает во внимание взаимодействие целого и отдельных элементов. Кроме того, оно базируется на ошибочном понятии, что если освободиться от ненужного, то получится необходимый результат.
Данное планирование начинает руководитель низшего звена с реестра того, что нужно рассчитать и предвидеть для будущих изменений. Далее разрабатывается план поиска и ликвидации причины изъянов, выполняется анализ расхода ресурсов и результатов по каждому плану и расставляются приоритеты. Затем отбирается план, предусматривающий, как правило, использование крупных ресурсов, чем необходимо в настоящих условиях. Выбранный план передается непосредственному руководителю, который после своих подправок отправляет его на следующий этап управления.
Передача плана длится до тех пор, пока сводные проекты не достигнут высшей степени управления, где происходит конечный выбор варианта, значащий завершение процесса разработки плана. Реактивное планирование, направленное на прошлое, нередко приводит к вытеснению товаров и услуг данной компании, потому что другие компании оптимально рассчитывают и осваивают конкурентоспособную продукцию.
2. Инактивное планирование основывается на имеющееся состояние компании и никак не учитывает ни возврата к прежнему состоянию, ни продвижения в будущее. Его ключевыми целями считаются выживание и устойчивость производства. Собственный образ, устои и принципы, инактивные компании оценивают выше, чем результативность плановой деятельности. Наиболее благополучно существуют те компании с инактивным стилем, у которых выживание компании не зависит от производительности труда.
Немало образцов инактивного планирования возможно обнаружить на муниципальных предприятиях, бюджетных государственных организациях. Инактивное планирование, направленное в сегодняшний день, не содействует экономическому росту российских предприятий. [3, с. 143]
3. Преактивное планирование ориентировано на реализацию непрерывных модификаций в различных областях деятельности компаний. В собственном стремлении к наилучшему преактивисты полагаются на достижения науки и техники, но мало используют нажитый опыт. Подобное планирование заключается в моделировании будущего и подготовки к нему и реализуется в компаниях «сверху вниз». Наступает оно с моделирования наружных обстоятельств, далее разрабатываются важные цели компании и политика их достижения.
4. Интерактивное планирование состоит в конструировании желаемого будущего и поиске путей его осуществления. Данное планирование особенно концентрируется на увеличении результативности, его задача максимизировать собственное умение приспосабливаться и совершенствоваться.
Интерактивное планирование, направленное на связь прошлого, настоящего и будущего, ориентировано на увеличение уровня индивидуального, координационного и социального развития компании и целого государства и усовершенствование качество жизни людей.
Обучение и умение приспосабливаться к ситуации являются основными факторами интерактивного планирования. Ни одну проблему невозможно решить раз и навсегда, потому что после решения одной проблемы возникают новые, порой еще более сложные. Улучшение экономической науки обусловливаются переходом от простых решений к сложным и от простых проблем к сложным.
Сущность рыночного планирования в компаниях обусловливается подобными взаимозависимыми внутренними и наружными факторами, такими как покупатели и поставщики, способы и метод разработки планов и т.п. [1, с. 116]
Любое планирование как процесс фактической деятельности содержит, как правило, ряд стадий, главное предназначение которых заключается в следующем:
- построение состава будущих плановых проблем, диагностирование системы прогнозируемых возможностей становления компании;
- подтверждение определяемых стратегий, целей и задач, которые есть намерение реализовать в грядущий период;
- расчет необходимости ресурсов, составление плана объемов и структуры требуемых ресурсов;
- конструирование и внедрение проектов;
- контролирование исполнения проектов.
На российских предприятиях используется также технология планирования, включающая три главных стадии фактической деятельности:
1) формирование проектов, утверждение решений о предстоящих целях организации и методах их достижения;
2) учреждение исполнения плановых решений, оценка характеристик деятельности компании;
3) контролирование и анализ окончательных результатов, исправление реальных показателей и улучшение работы компании.
Правильный подбор типа, содержания и стратегии планирования на отечественных предприятиях влияет на повышение результативности производства.
Впервые принципы планирования были сформулированы А. Файолем. Рассмотрим пять принципов планирования: [8, с. 147]
- принцип необходимости планирования обозначает повсеместное и непременное использование планов. Данный принцип в особенности существенен в обстоятельствах независимых рыночных отношений, так как его выполнение отвечает современным экономическим условиям оптимального использования ограниченных ресурсов во всех компаниях;
- принцип единства планов учитывает исследование всеобщего либо консолидированного проекта социально-экономического становления компании. Целостность проектов подразумевает совокупность экономических целей и связь разных подразделений компании в горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;
- принцип непрерывности планов состоит в том, что в каждой компании процессы планирования считаются взаимозависимыми между собой и обязаны реализоваться регулярно и без остановок;
- принцип гибкости планов непосредственно объединен с непрерывностью планирования и подразумевает шанс исправления определенных характеристик и координации планово-финансовой работы компании;
- принцип точности планов обусловливается многочисленными условиями, как наружными, так и внутренними. Однако в критериях рыночной экономики корректность проектов тяжело исполнить. Следовательно, каждый проект оформляется с таковой буквальностью, какую хочет добиться сама компания, с учетом её финансового положения и иных условий.
В настоящее время в практике планирования обширной популярностью обладают общеэкономические принципы:
1. Принцип комплексности. В любой компании итоги экономической деятельности ее подразделений в значительной мере зависят от уровня развития производства, применения трудовых ресурсов, мотивации оплаты труда, доходности предприятия и других условий. Все это формирует целостную единую концепцию плановых характеристик, таким образом, что любое количественная или качественная перемена хоть одного из них приводит, к надлежащим переменам многочисленных экономических характеристик.
2. Принцип эффективности основан на исследованиях такого вида изготовления продуктов и услуг, какой при имеющихся ограничениях применяемых ресурсов гарантирует приобретение большего экономического результата. Установлено то, что каждый результат в окончательном итоге состоит в экономии разных ресурсов на изготовление одной единицы продукта. Первым признаком предполагаемого результата способен быть избыток результатов над расходами.
3. Принцип оптимальности предполагает потребность подбора наилучшего варианта на абсолютно всех стадиях планирования из некоторых вероятных альтернатив.
4. Принцип пропорциональности, т.е. уравновешенный подсчет ресурсов и способностей предприятия.
5. Принцип научности, т.е. подсчет последних достижений науки и техники.
6. Принцип детализации, т.е. уровня глубины планирования.
7. Принцип простоты и ясности, т.е. соотношения степени представления создателей и потребителей проекта.
Таким образом, ключевые принципы планирования направляют компанию на результат лучших экономических характеристик. Большинство принципы взаимосвязаны между собой. Некоторые действуют в одном направлении (оптимальность и результативность), другие в разных направлениях (точность и гибкость)
Кроме того существуют также такие принципы планирования:
- централизованный,
- децентрализованный,
- комбинированный,
- экспериментальный,
- нормативный,
- балансовый,
- расчетно-аналитический,
- программно-целевой,
- отчетно-статистический,
- экономико-математический и другие.
Технология планирования - это комплекс способов, методов и приемов в их связи и взаимообусловленности согласно развитию подходящих плановых решений, нацеленных на результативность установленных целей развития компании с наименьшими расходами ресурсов. Технология планирования содержит:
- организацию планирования как в
- регулирование планирования между подразделениями предприятия для обеспечения подходящих сроков исследования системы планов.
Технология разработки планов включает в себя следующие этапы:
Анализ нацелен на перспективу. Прошлое предполагает интерес только если оно в той или иной мере проявляет какое-либо воздействие на будущее либо содействует наилучшему осуществлению будущего. Осознание взаимосвязи между прошлым и грядущим может означать, что при помощи рассмотрения отклонений решается задача - накапливание познаний об экономических действиях внутри компании, так и воздействие внешних факторов на работу предприятия. Такого рода исследования предполагает благоприятный толчок с целью развития будущего как результат обучения на прошлых ошибках. [14, с. 121]
Анализ в планировании основывается на проведении следующих действий:
- анализ ресурсных возможностей компании и эффективности применения ресурсов;
- анализ наружной среды и способностей развития компании;
- установление условий, оказывающих наиболее значимое воздействие на развитие компании и результативность его деятельности;
- обнаружение настоящих возможностей формирования компании;
- установление наиболее значимых проблем в развитии компании, а также наружных и внутренних опасностей;
- обнаружение запасов формирования и оценка источников пополнения ресурсных возможностей, который обеспечивает данное формирование.