Планирование цен на услуги туристической фирмы «Трэвел» как одна из функций менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно употребляться термин «менеджмент», который используется как синоним управления организацией.
Менеджмент - это элемент рыночной культуры, системы ценностей и убеждений. Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность, поэтому он относится к особому типу управления, характеризующегося [13, c.14]:
рыночным механизмом развития экономики (наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционных механизмов при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования);
гибкостью и адаптацией в поведении фирмы на рынке (ориентация на человеческий фактор, высокий профессионализм, творчеством менеджера, реформированием сознания работодателя и работников).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА 5
2 ЭВОЛЮЦИЯ, ПРОЦЕДУРЫ И ОПЕРАЦИИ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 9
2.1 Природа и состав функций менеджмента 9
2.2 Общие и конкретные функции менеджмента 15
2.3 Эволюция функций управления и их конкретизация 18
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ «ТРЭВЕЛ» 25
3.1 Краткая характеристика компании «Трэвел» 25
3.2 Планирование цен на услуги туристической фирмы «Трэвел» как одна из функций менеджмента 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

2Природа и состав функций менеджмента .doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 

Функция менеджмента  выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (Рисунок).

 

Рис. 2.1.1 Место категории  «функции управления» в управленческом процессе [10, с. 147].

Функция прогнозирования. Необходимость в прогнозировании  вытекает из самой природы государственного управления, ибо оно должно решать как повседневные задачи, так и  перспективные проблемы. Прогнозирование — это научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов, присущих субъекту и объекту управления. Прогнозирование обусловлено также характером объекта управления, который отличается значительной динамичностью. Нельзя осуществлять управленческие действия без знания их последствий. Поэтому управленческая система должна быть прогнозируемой. Государственное управление призвано решать долгосрочные, перспективные задачи. Если органы исполнительной власти не будут иметь прогнозов, решение этих задач будет осуществляться в условиях соответствующей неопределенности. В управленческом процессе прогнозирование используется и как функция, и как принцип, и как метод управления. Поэтому органы исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы, управлять ими, решать на их основании свои задачи [20. c.200].

Функция планирования присутствует на всех уровнях иерархии управления. Она состоит в определении  цели, направлений, задач, способов реализации тех или иных процессов (социальных, экономических, политических, культурных и др.), разработке программ, с помощью которых должна быть достигнута цель. Путь реализации функции планирования имеет такой схематический вид: необходимость — задачи — функция — решение (цель). Методика планирования основывается на принципах научности, комплексности, много вариантности решений, выборе оптимального варианта, нормативности и др.

Функция организации  связана с созданием организационного механизма. Цель этой функции — сформировать управляющие и управляемые системы, а также связи и отношения между ними. Особенность функции организации относительно иных самостоятельных функций состоит в том, что это единая функция, которая обеспечивает взаимосвязь и эффективность всех иных функций управления. Содержание функции организации включает создание органов управления, построение структуры аппарата управления, формирование управленческих подразделений, звеньев, разработку положений об органах управления, установление взаимосвязей между управленческими структурами, подбор и расстановку кадров и др. Организация означает также реорганизацию и ликвидацию органов управления, предприятий, учреждений.

Благодаря функции регулирования  достигается необходимое состояние  упорядочения и устойчивости системы управления. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по любым отклонениям от задач и заданных программ. С помощью регулирования осуществляются непосредственное руководство, поведение управляемых объектов. Под влиянием регулирования управленческие процессы происходят в заданном направлении и в соответствии с установленной программой. Необходимость оперативного регулирования обусловлена исключительно мобильностью самого управления. Способность управленческой системы самостоятельно сохранять равновесие относительно возбуждающих влияний (отклонений) является результатом осуществления функции регулирования.

Координация как функция  обеспечивает согласование деятельности систем управления. Благодаря координированию  согласовываются действия не только руководителей внутри управленческого звена, но и действия руководителей иных управленческих структур.

Функция учета связана  со сбором, передачей, хранением и  обработкой данных, регистрацией и  группированием сведений о деятельности системы управления, наличии и затратах ресурсов и т. п. Учет является предпосылкой контроля.

Функция контроля имеет  свои особенности относительно всех иных функций. Так, если планирование ставит задачу, организация приводит систему  управления в состояние возможности выполнения этой задачи, то контроль характеризуется универсальностью относительно управленческой системы. Контроль призван постоянно представлять информацию о действительном состояния дела относительно выполнения задач.

Контроль начинается с получения информации о действительном состояния управляемого объекта и заканчивается принятием решений, которые предусматривают соответствующую коррекцию в системе управления для достижения запланированной цели. Контроль основывается на принципе обратных связей, которые существуют при любом взаимодействии субъекта и объекта в системе управления. Каждая общая функция управления взаимосвязана с другими [20, c.203].

Рассмотренные общие  функции управления необходимы для  осуществления государственного управления, как на общегосударственном, так и на региональных, местных, отраслевых уровнях [15, с. 429-433].

Специальные функции  характеризуют особенности конкретного  субъекта или объекта управления.

Дальнейшая дифференциация функций, обусловленная особенностями  объектов управления, происходит внутри этих сфер управления благодаря вспомогательным функциям. Основное их назначение — обеспечение обслуживания процессов общих и специальных функций. С их помощью создаются необходимые условия для нормальной деятельности управленческих структур.

Все функции менеджмента  подразделяются на общие и конкретные. Так, далее необходимо их более детальное  изучение.

    1. Общие и конкретные функции менеджмента

 

 

Общее управление предприятия  состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем [16, с. 286].

Существует ряд классификация  функций менеджмента.

Так, выделяют общие и  конкретные функции менеджмента.

Все основные (общие) функции управления выполняются в каждом подразделении на любом уровне управления любой социально-экономической системы.

Конкретные функции  управления - функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления: конструкторская подготовка производства, технологическая подготовка производства, управление материально-техническим снабжением и др.

Также выделяют внешние  и внутренние функции менеджмента.

Внешние функции управления направлены на реализацию связей организации со смежными и вышестоящими органами.

Внутренние функции  управления возникают внутри и между  управленческими подразделениями  организации как одного, так и  разных уровней.

Главная функция управления - функция, для осуществления которой создан объект управления (подразделение, организация).

Основные функции управления - функции, необходимые для реализации главной функции управления.

Вспомогательные функции - способствуют осуществлению основной функции управления.

Полезная функция - отражает сущность объекта, его назначение, определяет его работоспособность и направлена на обеспечение эффективного функционирования объекта.

Бесполезная функция - излишнее звено, не отражает сущности объекта, не влияет на его работоспособность, ведет к увеличению затрат на содержание аппарата управления.

Вредная функция управления - отрицательно влияет на деятельность объекта, повышает управленческие затраты, снижает эффективность функционирования объекта.

Несвойственная функция - не отражает сущности объекта, его назначения, подлежит передаче другому объекту - носителю функции.

Дублируемая функция - излишняя функция, по сущности и назначению принадлежит  одному из выполняющих ее объектов, ведет к увеличению затрат на содержание управленческого аппарата, так как выполняется несколькими подразделениями.

Конкретные функции  управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами  его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

Признаки функций менеджмента подразделяются по [4. c.301]:

  • сфере производственно-хозяйственной деятельности - функции управления собственно производством и функции управления непроизводственной деятельностью;
  • элементам производственного процесса - функции управления трудовыми ресурсами (функции управления кадрами); функции управления техникой и технологией производства; функции управления материальными ресурсами; функции управления финансовыми ресурсами;
  • стадиям производства - функции управления подготовкой производства (научно-технической, экономической, социальной), функции управления производственной стадией (основным и вспомогательным обслуживающим производством);
  • уровням иерархии управления - функции управления участком, цехом, предприятием, объединением;
  • характеру функций управления - основные, специфические, вспомогательные функции управления;
  • содержанию целей управления - общие (основные) функции управления (планирование, организация, координация, стимулирование, контроль) и конкретные (специфические и частные) функции управления (управление конструкторской подготовкой производства, управление технологической подготовкой производства, управление ремонтным обслуживанием, управление капитальным строительством, управление охраной труда и техникой безопасности, управление реализацией продукции (услуг), управление трудом и заработной платой, управление финансовой и бухгалтерской деятельностью, оперативное управление производством, управление кадрами, управление подготовкой кадров, управление техническим обеспечением системы управления, совершенствование системы управления и т.д.).

В настоящее время  последний признак классификации  функций менеджмента имеет наибольшее значение.

 

    1. Эволюция функций управления и их конкретизация

 

Разработка идеи управленческих функций началась А.Файолем в  начале ХХ века («Школа человеческих отношений» (или поведенческая). Социолог Э.Мэйо выдвинул основные принципы менеджмента (управления).

В 80-е годы ХХ века –  теория «организационной культуры»  как мощного элемента управления. В конце ХХ - начале ХХ1 века развитие получили теории достижения успеха, как  двигателя мотивации к труду.

Современное научное  управление предполагает разделение всего процесса управления на самостоятельные, обособленные, но взаимосвязанные виды деятельности, каждой из которых помимо общих функций присущи свои, конкретизированные, т.е. каждый вид такой деятельности носит название функции. Таким образом, распределение обязанностей между органами управления и отдельными работниками получила название функционального разделения обязанностей. Необходимость функционального подхода к управлению вытекает из объективных условий разделения труда, а также из сложностей и многообразия специализированной деятельности аппарата управления. В современной концепции управления такое распределение должностных обязанностей ближе всего подходит к понятию управления как к процессу, т.е. это понимается как выполнение повторяющихся операций и процедур в определенной последовательности и с соответствующим обеспечением современными средствами управления и компьютерными технологиями.

В своих научных трудах сторонники процессного подхода  пытались описать каждую функцию  менеджера, однако из-за ошибки, которая заключалась в том, что они рассматривали каждую функцию отдельно, а не в единстве, они не могли создать стройной теории. Современная научная концепция предполагает рассматривать управление как непрерывный процесс, потому что это не единичное и не единовременное действие, а непрерывно повторяющиеся операции и процедуры, которые выполняют в определенной последовательности взаимосвязанные между собой и которые имеют свои специфические направления. По этой концепции подобные действия управленческих работников называются функциями. Каждая функция в свою очередь разбивается на более мелкие и представляет собой в конечном итоге серию взаимосвязанных функций. Изначально подразделение на функции обязано А.Файолю. Он выделил 5 функций менеджмента [11, с. 251-254]:

  • предсказывать и планировать,
  • организовывать,
  • распоряжаться,
  • координировать,
  • контролировать.

Другие авторы и сторонники этой концепции выделяют другие функции: распорядительство, мотивация и  руководство, коммуникацию, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров.

В современных зарубежных учебниках по менеджменту выделяются 4 функции:

  • планирование,
  • организация,
  • контроль,
  • мотивация.

Информация о работе Планирование цен на услуги туристической фирмы «Трэвел» как одна из функций менеджмента