Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 20:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка практических рекомендаций по повышению уровня корпоративной культуры в предприятии.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния предмета исследования.
2. Проанализировать методы исследования.
3. Дать общую характеристику сети спортивных магазинов «Спортмастер» и его организационной культуре.
4. Провести необходимые исследования состояния корпоративной культуры, обработать полученные результаты, описать и проанализировать их.
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция нового времени, связанная с переходом ряда стран к постиндустриальному обществу, отличительными чертами которой являются информационно-технологические революции, диктуют свои условия быстрого роста инноваций, стратегического потенциала предприятий, а также новейших технологий в области качества продукта, предоставляемого предприятиями. В современных условиях многие предприятия не могут быстро адаптироваться к новым условиям рынка и поэтому они не способны эффективно управлять работой персонала, качеством продукции и сервиса, взаимоотношениями с клиентами. Во многом это обусловлено тем, что предприятия все еще используют старую советскую систему построения производства и управления персоналом, а она не может в полной мере обеспечивать высокую эффективность.
В современной организации корпоративная культура позволяет построить работу предприятия и ее звеньев в едином направлении, достигая при этом конечной стратегической цели, а также значительно повысить конкурентоспособность организации.
Потребность в изучении корпоративной культуры обусловлено реальной ситуацией на современных российских предприятиях, многие из которых, при достижении экономической стабильности, нуждаются в укреплении и сплочении коллектива, нахождении, помимо материальных, дополнительных способов мотивации работников, а также в создании благоприятного социально-психологического климата.
Проблематика корпоративной культуры весьма перспективна, так как, она способна внести благоприятный вклад в достижение экономической и социальной эффективности предприятий. Данное направление активно развивается, но пока оно представлено в многообразии подходов и изучаемых характеристик и сталкивается с определенными трудностями методологического и методического характера. Причиной этому является то, что в отечественной науке до сих пор нет чёткого определения данного понятия, нет понимания того, каков потенциал этого явления, можно ли на него воздействовать и, если да, то с помощью каких механизмов.
Данная тема актуальна тем, что в компании самым ценным активом выступают контрагенты - сотрудники, клиенты или потребители, инвесторы и чтобы разработать успешную деловую стратегию, необходимо научиться привлекать к себе людей и заслуживать их лояльность. Менеджмент на основе лояльности - это не просто теория о будущей значимости интеллектуального капитала, это уже доказавший свою эффективность метод стимулирования объема продаж и прибыли, который является актуальным в условиях сегодняшней острой конкуренции. С корпоративным духом, лояльностью сотрудников по отношению к организации непосредственно связана корпоративная культура организации.
Объект исследования - сеть спортивных магазинов «Спортмастер».
Предметом исследования являются инструменты формирования, поддержания и изменения корпоративной культуры сети спортивных магазинов «Спортмастер»
Целью курсовой работы является разработка практических рекомендаций по повышению уровня корпоративной культуры в предприятии.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния предмета исследования.
2. Проанализировать методы исследования.
3. Дать общую характеристику сети спортивных магазинов «Спортмастер» и его организационной культуре.
4. Провести необходимые исследования состояния корпоративной культуры, обработать полученные результаты, описать и проанализировать их.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры в сети спортивных магазинов «Спортмастер».
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Категории корпоративной культуры, роль и общая характеристика
Культура является многогранным явлением, она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Предтечей идеи корпоративной культуры являются школы управления: классическая, системного анализа, эмпирическая. Изучая организации, представители этих направлений обращались к поиску социальных резервов, кроющихся в межличностных и групповых отношениях. В результате, к 1980-м годам, была подготовлена научная база, которая, легла на практические изыскания американских и японских управленцев-практиков, вылилась во многом в эклектичную концепцию корпоративной культуры.
Значительную роль в реализации потребности в культуре организаций сыграл опыт советских предприятий, которые осуществляли плодотворный поиск путей сплочения коллектива: гордость за работу на конкретном производстве, внедрение новых традиций во взаимоотношения работников в процессе трудовой деятельности.
На этой основе, практически одновременно, появились два основных подхода к изучению корпоративной культуры: рационально -прагматический и феноменологический.
Рационально-прагматический (или «прагматический») подход воплощен в исследованиях Дж. Барни, У. Бенниса, Р. Киллмана, Э. Шейна, в России А. 0Агеева, М. Грачева, В. Рудницкого. Сутью концепции является изучение корпоративной культуры как явления, поддающегося измерению и изменениям и влияющего на эффективность организации, а также рассмотрение корпоративной культуры с точки зрения функций.
Согласно феноменологическому подходу (М. Луи, Дж. Мерсье, А. Петтигрю, С. Роббинс), корпоративная культура понимается и анализируется посредством интерпретации ее проявлений. Этот подход трактует корпоративную культуру как обозначение сути организации, заключающейся в человеке - участнике организации, его внутреннем и внешнем мире.
Сравнивая эти два подхода, можно сказать, что рационально-прагматический подход предлагает более стандартизованное видение корпоративной культуры как феномена, на который можно воздействовать. Феноменологический подход рассматривает корпоративную культуру как сложное комплексное явление, результаты влияния на которое вряд ли можно с точностью предсказать. При изучении корпоративной культуры необходимо придерживаться рационально-прагматического подхода, вследствие большей степени его методологической и методической определенности.
Выделяют две ключевые характеристики, определяющие корпоративную культуру.
На основе этих характеристик предложено уточненное определение корпоративной культуры. «Корпоративная культура - это совокупность разделяемых работниками ценностных ориентаций, норм и традиций, определяющая «индивидуальность» организации и формирующая сопричастность к решению ее стратегических и тактических целей и задач» [8].
Корпоративная культура является системообразующим элементом организации и оказывает влияние практически на все стороны ее деятельности. Корпоративная культура выражает отношения между участниками организации, а также участниками и контрагентами организации, в которых отражаются ценности и базовые предположения, разделяемые участниками организации, задающие ориентиры поведения и передаваемые через «символические» средства духовного и материального внутреннего окружения организации.
По отношению к организации корпоративная культура выполняет ряд важных функций:
Культура организации сегодня считается главным фактором конкурентоспособности. Культура обычно вырабатывается как в процессе взаимодействия членов организации, так и под влиянием социального и делового окружения. Считается, что сегодня люди чаще сами формируют культуру, нормы и правила, чем пассивно их воспринимают.
1.2. Процесс создания корпоративной культуры и способы поддержания
Корпоративная культура как одна из форм проявления культуры общества создается и действует по тем же законам, что и любая другая социальная культура, но функционирует в рамках организации.
Корпоративная культура во многом подразумевает идеологию компании: ее миссия, стратегия, цели. Корпоративная культура должна идеологически помогать руководству компании проводить решения.
Корпоративная культура формируется через:
- восприятие требований рынка;
- представления о ценностях персонала и основателя;
- осознание своего предназначения в обществе.
На основании выше перечисленных моментах строятся основные составные элементы корпоративной культуры:
- миссия, философия;
- цели;
- ценности;
- нормы поведения;
- организационный климат;
- имидж.
Сформированные таким образом элементы корпоративной культуры оказывают влияние на:
- качество жизни персонала;
- удовлетворенность трудом;
- результативность труда;
- осмысление своего места в жизни.
Выделяют такие типы корпоративной культуры:
- сильная корпоративная культура. Ей свойственно наличие небольшого количества обязательных исполняемых ценностей и норм, которые сознательно корректируются в случае необходимости. Она является закрытой культурой (стремление сохранить показное единство, выносить сор из избы, нежелание видеть недостатки). Формально данная культура объединяет, но одновременно подавляет персонал, поэтому и не становится решающим моментом его мотивации;
- слабая корпоративная культура, которая практически не содержит общих ценностей и норм; каждый элемент организации имеет свои, редко противоречащие другим ценности и нормы, которые легко поддаются внешнему и внутреннему влиянию и изменяются под его воздействием. Такая корпоративная культура разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в результате приводит к ослаблению организации [22].
Культуры могут быть положительными или отрицательными. Культура организации положительна, если она способствует эффективному решению проблем и производительности. Отрицательная культура - источник сопротивления и суматохи, и может препятствовать эффективному процессу принятия решений. В отрицательных культурах преобладают равнодушие, обезличивание проблем, слепое подчинение, консерватизм, изоляционизм и антипатия.
Поддержание организационной культуры это не только привлечение в организацию нужных и увольнение ненужных людей. Существуют другие методы поддержания корпоративной культуры:
1. Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов. Своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них.
2. Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. В таких ситуациях организационная культура раскрывается совсем неожиданно. Глубина и размах кризиса могут потребовать либо усиления настоящей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере. Например, при резком сокращении производства у организации есть два пути: уволить часть работников или сократить рабочее время при том же количестве работников. В организациях, где человек является первоочередной ценностью, скорее выберут второй путь решения проблемы.
3. Моделирование ролей, обучение и тренировка. Различные аспекты организационной культуры усваиваются работниками через то, как они должны исполнять свои роли. Руководитель может сам демонстрировать подчиненным определенное отношение к клиентам и т.п. Акцентируя внимание на этих моментах, руководитель помогает поддерживать определенные аспекты организационной культуры.
4. Критерии наград и статусов. Культура может изучаться через систему наград привилегий. Привилегии обычно связаны с определенными образцами поведения и расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие большее значение для руководителей и организации в целом. Распределение привилегий (хороший кабинет, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией.
5. Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Этот способ поддержания культуры в организации один из основных. Критерии кадровых решений могут помочь, а могут и помешать укреплению существующей в организации культуры.
6. Организационные символы и обрядность. Легенды и мифы представляют собой образно-словесное отражение в нужном свете и в закодированной форме истории организации, унаследованных ценностей. Они информируют сотрудников (каков, например, главный босс, как он реагирует на промахи и т.д.), этим снижают неопределенность ситуации, советуют, учат, создают образцы для подражания. Многие ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и мифы, но и через различные ритуалы, обряды, традиции. Традиции могут быть позитивными и негативными. В качестве позитивной традиции можно рассматривать доброжелательное отношение ко всем новым сотрудникам, приходящим в организацию, а в качестве негативной - печально известную «дедовщину». К обрядам относятся стандартные, повторяющиеся мероприятия, проводимые в определенное время и по специальному поводу, например, проводы на пенсию. Ритуалы - это совокупность обрядов, оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей (работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения гимнов), усиления сплоченности, создания психологического комфорта, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений.
Информация о работе Повышения уровня корпоративной культуры в предприятии