Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 13:01, дипломная работа
Целью работы является исследование полномочий органов государственной власти Челябинской области в сфере земельных отношений, выявить недостатки в существующем законодательстве и разработать предложения по его совершенствованию.
Достижение поставленной цели возможно осуществить через решение следующих промежуточных задач исследования:
Исследовать правовые аспекты регулирование земельных отношений в России;
Изучить исторический аспект земельных отношений;
3. Рассмотреть отношения, регулируемые земельным законодательством;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………..
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………..
1.1 Понятие, признаки и виды полномочий органов государственной власти в сфере земельных отношений………………..
1.2 Исторический аспект земельных отношений…………………
1.3 Правовое регулирование полномочий органов государственной власти в области земельных отношений……………..
ГЛАВА 2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………………….…
2.1 Управление и распоряжение земельными участками в Челябинской области………………………………………………………
2.2 Разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах Челябинской области……………………………………………………………………..
2.3 Совершенствование государственного регулирования земельных отношений в Челябинской области ………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
В применении земельного законодательства велика роль судебной практики. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Правоприменительная функция осуществляется судами в процессе рассмотрения споров, которые возбуждаются по искам заинтересованных лиц. Вырабатываемые общие подходы, принципы, единообразные формы разрешения споров — это практика деятельности судебных органов.
Судебная практика разрешения отдельных категорий дел выражена в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации и. Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Примером тому может служить постановление № 6 Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» (в ред. от 21 декабря 1993 г., с изм. и доп. от 25 октября 1996 г.)23.
Большое значение для совершенствования практики применения земельного законодательства в части охраны земель имеют постановление № 22 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 г. «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»24 и постановление № 14 Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»25.
Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ обязательны соответственно для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Они не являются источниками права. При достаточном распространении судебная практика является основанием для ее обобщения законодателем и издания соответствующей правовой нормы, восполняющей пробел в законодательстве.
На развитие земельного законодательства и законодательства о природных ресурсах большое влияние оказывают постановления Конституционного Суда РФ. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации»26 был разрешен вопрос о федеральной собственности на лесной фонд и земли этого фонда. 8 октября 1997 г. было принято постановление Конституционного Суда РФ № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году»*.
ГЛАВА 2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Управление и распоряжение земельными участками
Правовое регулирование земельных отношений на территории Челябинской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовым актами Челябинской области.
Особенности правового регулирования земельных отношений на территории Челябинской области определяются Уставом Челябинской области, Положением и иными нормативными правовым актами органов государственной власти Челябинской области Челябинской области.
Правовое регулирование земельных отношений осуществляется в отношении всех земельных участков в границах Челябинской области с учетом требований законодательства о разграничении государственной собственности на землю.
В границах Челябинской области правовое регулирование земельных отношений осуществляется с учетом градостроительного законодательства.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками на территории Челябинской области, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством с учетом требований земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и других специальных федеральных и областных законов27.
Земельно-правовые отношения могут быть урегулированы не только земельными правовыми актами, но и нормативными правовыми актами других отраслей законодательства.
Субъектом земельных отношений выступают юридические и физические лица, наделяемые в установленном порядке правами пользования, владения, распоряжения или собственника земли.
Объект земельных отношений - земельный участок как средство производства и предмет труда, являющийся одновременно частью природной среды, среды обитания и пространственного базиса размещения недвижимости производственного и непроизводственного назначения.
Исполнение государственной функции по предоставлению в собственность за плату физическим и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности Челябинской области, занятых объектами недвижимости, осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Челябинской области.
Департамент имущественных и земельных отношений Челябинской области создан путем реорганизации комитета по управлению государственным имуществом Челябинской области для осуществления полномочий Челябинской области по:
- проведению единой
государственной политики
- осуществлению функций
уполномоченного органа по
- управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Челябинской области, в том числе земельными участками, в установленном законодательством порядке;
- приватизации областного имущества в пределах своей компетенции;
- взаимодействию в области
имущественных и земельных
Органы государственной власти Челябинской области являются одной из форм осуществления народовластия и обладают для этого необходимыми полномочиями.
В 2013 году в департамент имущественных и земельных отношений Челябинской области поступило 873 обращения граждан, в том числе:
- по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения – 456;
- по прочим земельным вопросам – 195;
- по жилищным вопросам – 161;
- по вопросам налогообложения
недвижимости и оформления
Управлением земельными ресурсами совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и другими заинтересованными службами продолжается работа по созданию на территории области условий, обеспечивающих реализацию многочисленных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе в части обеспечения их земельными ресурсами, а также по созданию системы стабильного долгосрочного землепользования в сельскохозяйственном производстве, учитывающим интересы сельского населения, сельскохозяйственных товаропроизводителей и государства.
Особое внимание в этой работе уделяется землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, как преобладающим в общей структуре сельскохозяйственных земель и наиболее вовлеченных в процесс гражданского оборота на территории области.
Одной из главных проблем является сложность оформления земельных участков в государственную собственность Челябинской области.
Данная проблема вызывает большую необходимость в формировании эффективной и целостной системы управления и распоряжения государственными землями сельскохозяйственного назначения, обеспечивающей их рациональное и эффективное использование.
Второй проблемой является поступление земельного налога в бюджеты. Чтобы увеличить наполняемость бюджета, необходимо проводить инвентаризацию земель, максимально использовать земли, передавать их в долгосрочную аренду.
В соответствии с земельным и налоговым законодательством российской федерации использование земли в российской федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Земельным налогом облагаются собственники земли, землепользователи. Арендная плата взимается за государственные земли, переданные в аренду.
Плательщиками земельного налога являются организации, предприниматели и граждане, у которых земля находится в собственности, в пожизненном наследуемом владении, в постоянном (бессрочном) пользовании.
Таким образом, уплачивать земельный налог обязаны собственники по начислениям налоговых органов, а не арендаторы (хозяйства).
Третьей проблемой является не использование долей земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. Неконтролируемая скупка земель может негативно сказаться на планах социально-экономического развития населенных пунктов Челябинской области.
При решении задач по покупке земель для нужд области, включая достижение инвестиционных целей, департамент имущественных и земельных отношений Челябинской области столкнулся с тем, что предлагаемые к выкупу участки уже проданы.
Ценность сельскохозяйственных земель в самовоспроизводстве не используется по своему целевому назначению. Для этого необходимо регулировать проведение проверок государственного земельного контроля, обеспечить эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, проводить мониторинг неиспользованных земель.
Таким образом, проанализировав практику департамента имущественных и земельных отношений Челябинской области можно сделать следующие выводы.
1. Анализ функций рассмотренных
структурных подразделений пока
2. Анализ государственного
регулирования земельных
3. Управлением земельными
ресурсами совместно с
Полномочия органов государственной власти Челябинской области в области земельных отношений представляют собой определяемую федеральными законами и законами субъектов РФ, уставом муниципального образования и договорами совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной на использование и охрану земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Представляется обоснованным закрепить в Земельном кодексе РФ и других федеральных законах, регламентирующих смежные земельным правоотношения, соответствующие обязательные полномочия органов государственной власти Челябинской области и полномочия, которые могут быть переданы дополнительно в порядке наделения отдельными государственными полномочиями, тем самым установить единые (базовые) правовые основы определения полномочий органов государственной власти Челябинской области в области земельных отношений.
2.2 Разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах Челябинской области
Отношения по использованию и охране земель на территории Челябинской области регулирует региональная Программа Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2014-2016 годы.
Принят паспорт государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2014-2016 годы».
Подпрограммы государственной программы:
«Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Челябинской области на 2014 – 2016 годы»;
«Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении „Маяк“ и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области» на 2014 – 2016 годы
Программно-целевые инструменты государственной программы отсутствуют.
Основные цели государственной программы: снижение загрязнения окружающей среды и деградации природных комплексов на территории Челябинской области.