Понятие мотивации и взаимосвязь его с понятием стимулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 21:04, контрольная работа

Краткое описание

Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие аналогичные вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми. Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации самое современное оборудование и использовать самые современные технологии. Однако все это будет сведено на нет, если члены организации не будут работать должным образом, если они не будут справляться со своими обязанностями, не будут вести себя в коллективе соответствующим образом, стремиться своим трудом способствовать достижению организацией ее целей и выполнению ею своей миссии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 2
1. Понятие мотивации и взаимосвязь его с понятием стимулирования……….4
2 Принципы мотивации. Процесс мотивационный. Мотивация индивидуального труда…………………………………………….………………8
3. Теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Главные мотиваторы и регуляторы мотивациии…………..12
4.Сравнительный анализ моделей мотивации. Технология создания мотивационной модели…………………………………………………………….17
5. Мотивация групповой деятельности. Балансирование индивидуальной и групповой мотиваций. Политика поощрений в японском менеджменте и применение ее в российской практике……………………………………………25
6.Разработка отечественных психологов в области мотивации………………33
Заключение…………………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………… ……………….39
Практическая работа………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Теории мотивации и современные формы стимулирования труда.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с двухфакторной теорией мотивации Ф. Герцберга все факторы, влияющие на работу, делятся на две большие группы: гигиенические, связанные с окружающей средой, и факторы мотивации, отражающие характер и сущность самой работы. Гигиенические факторы — это размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника. Эта группа факторов соответствует трем первым уровням потребностей по теории Маслоу. Если они удовлетворены, у работника не развивается чувство неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов, которые сопоставимы с двумя высшими уровнями мотивации по теории Маслоу. Они выражают мотивы жизни и трудовой деятельности работника: получение удовлетворенности от самой работы и ее результатов, продвижение по служебной лестнице, признание заслуг и достоинств со стороны других, самовыражение, ответственность, рост возможностей. В современных условиях большое значение приобретает также ощущение принадлежности к команде, организации и ее ценностным ориентациям.

Наряду с теориями мотивации, базирующимися на потребностях, учеными разработаны и другие подходы, которые получили название процессуальных теорий мотивации. Общим в них является то, что поведение людей в организации определяется не только их потребностями, но и восприятием и ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией и возможными последствиями выбранного типа поведения.

Теория ожиданий, например, рассматривает мотивацию как функцию ожидания вознаграждения за произведенные усилия. Мотивы, которые побуждают работника к определенному поведению, зависят от величины ожидания того, что это поведение приведет к результату, а также от того, как этот результат оценивается самим работником. В этой теории используются три переменные: привлекательность, соотношение между результатами и вознаграждением и соотношение между усилиями и результатами.

Теория справедливости исходит из того, что работники взвешивают свои усилия с вознаграждением и сравнивают полученный результат с оценкой других работников той же или других категорий. Если при этом обнаруживается несоответствие, возникает напряжение, которое является фактором мотивации.

Комплексная процессуальная теория, известная как модель Л. Портера — Э. Лоулера, рассматривает мотивацию как функцию потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в его получении.

Теоретические положения, развитые в этих теориях, нашли определенное отражение в методах мотивации работников, используемых организациями.

Анализ мотивационных моделей предприятий зарубежных стран позволил разработать свою общую мотивационную модель и ее разновидности в соответствии с приведенной классификацией мотиваторов и апробировать их на российских предприятиях. Апробация показала, что реализация систем мотивации в любом коллективе требует, как правило, больших затрат по фонду заработной платы и премиальным системам. Затраты эти должны составить до 30% объема продаж, а не 10-15%, как делается это сегодня на российских предприятиях. Исходя из предлагаемой концепции мотивации, сегодня предлагается модель мотивации, включающая в себя:

    • материальное стимулирование (оплата по труду, премиальные системы);
    • моральное поощрение, в котором проявляется объективный характер личных моральных интересов отдельного индивида, признание его значимости;
    • социально-натуральное поощрение; поощрение социально-должностной карьеры;
    • дополнительное поощрение за достижения в труде;
    • социальное.

Материальные мотивы.

  1. Повышение должностного оклада: за увеличение объема; за рост квалификации; за совмещение должностей, выполнение объема работ с меньшей численностью работников; за увеличение объема продаж.
  2. Премирование: за внедрение новых разработок и новой техники: за изготовление продукции на экспорт; за повышение качества продукции; по итогам работы за год; за внедрение хозрасчета и снижение трудоемкости работ и т.д.

Моральные стимулы:

  1. корпоративные;
  2. муниципального, городского, регионального значения;
  3. республиканского значения;
  4. государственного значения;
  5. межгосударственного значения;
  6. международные моральные стимулы.

Мотивы социальной карьеры:

  1. Стремление быть признанным в своем коллективе.
  2. Неуклонное повышение своих знаний после окончания университета, колледжа.
  3. Долгосрочное обеспечение денежного дохода.
  4. Расширение области полномочий в принятии решений.
  5. Полная реализация своего творческого потенциала.
  6. Неуклонное продвижение по службе.
  7. Избрание в руководящие органы управления (технические, экономические, социальные, управленческие, правовые).
  8. Избрание в руководящие органы управления (всей иерархии снизу доверху).
  9. Участие в работе межгосударственных органов и совместных предприятий.
  10. Избрание руководителей (фирмы, концерна, холдинга) в государственные органы управления.

Дополнительные стимулы:

  1. Стимулирование УР за участие, разработку и внедрение рационализаторских предложений и изобретений.
  2. Разовые выплаты за вклад в создание прибыли предприятия.
  3. За участие в создании акционерного капитала.
  4. Разовые выплаты из сберегательных фондов.
  5. Льготная продажа акций и облигаций своим работникам.
  6. Разовые выплаты по итогам года.
  7. Выплата дивидендов по акциям.

Социально-натуральные:

  1. Выделение работникам на заработную плату товаров, выпускаемых предприятием.
  2. Покупка для работников продукции широкого спроса других предприятий (машины, телевизоры и другая бытовая техника).
  3. Строительство и выделение в пользование работникам на бесплатной основе или с частичной оплатой дач, гаражей и т.д.
  4. Льготная покупка вышеперечисленных товаров, включая продукты питания.
  5. Выделение льготных кредитов.
  6. Представление отсрочки платежей на определенный период.

Социальные:

  1. Бесплатное пользование дошкольными учреждениями.
  2. Бесплатное питание на работе.
  3. Бесплатное медицинское обслуживание.
  4. Кредитование бесплатного получения образования.
  5. Оплата транспортных расходов.
  6. Бесплатное пользование спортивными сооружениями.
  7. Досрочный выход на пенсию за счет предприятия.
  8. Повышение квалификации за счет предприятия.
  9. Материальные гарантии по безработице.
  10. Покупка для работников жилья.
  11. Снижение норм выработки в связи с ухудшением здоровья.
  12. Скидка на покупку товаров.
  13. Выделение беспроцентных кредитов.

Подбор менеджера верхнего уровня управления для российских предприятий, можно осуществить по специально разработанной образовательной программе, предусматривающей индивидуальный характер обогащения знаниями, включающей :

  • участие в работе консультативных органов управления вышестоящего уровня (научно-практических конференциях, симпозиумах, советах директоров города);
  • реализацию целевых ориентиров в области межличностных отношений, гибкости в управлении людьми, определении своего лидерства;
  • апробацию на практике накопленного опыта в области подготовки и принятия решений с участием работников своего предприятия;
  • своевременное реагирование на ценность предлагаемых нововведений и апробацию их на практике;
  • объективную оценку своих личных качеств при достижении вершины социальной карьеры;
  • постоянное консультирование по актуальным проблемам с научными работниками, крупными специалистами, посредническими фирмами, если таковые функционируют;
  • участие в работе постоянно действующего семинара регионального уровня для менеджеров верхнего уровня (руководителей предприятий).

Модель мотивации менеджеров верхнего уровня управления должны практически полностью удовлетворять их потребности (обеспеченность комфортабельным жильем, дачными участками и коттеджами, автомашинами служебными и личными, высоким уровнем заработной платы, другими социальными благами). Более высокая модель мотивации социальной карьеры менеджеров состоит в назначении или избрании на более высокую должность в рамках района, города, региона, республики или страны в целом, а также избрание в законодательные органы власти перечисленных выше уровней управления. Общими методами работы при решении проблем социальной карьеры, т.е. при продвижении от низшей к высшей ступени иерархии управления могут быть:

  • подготовка и наличие списка резерва на конкретную должность, который утверждается руководителями предприятий;
  • уточнение критериев для назначения на конкретную должность;
  • проведение тестирования, включая интервьюирование претендующих на должность более высокого уровня управления;
  • отбор из всего списка кандидатов на должность наиболее вероятных кандидатов;
  • ознакомление с вероятными кандидатами на должность коллектива, которым им предстоит руководить;
  • обеспечение кандидатов на должность информацией о производственной и социально-психологической обстановке в коллективе, которым им предстоит руководить;
  • избрание или назначение на должность.

Таким образом, модель реализации социальной карьеры с учетом мотивационных факторов и социально-экономических потребностей включает в себя широкий круг вопросов, преимущественно не теоретического, а прикладного характера. Модель предусматривает совершенствование механизма подбора и расстановки кадров, формы повышения квалификации или квалификационных требований и будет способствовать более четкой организации этой работы на предприятиях.

Решение конкретных проблем социальной карьеры менеджера и применение мотивационных моделей усложняется по мере его перехода от низшей к высшей ступени управления, так как это связано с изменениями технико-технологических факторов, требованиями к личностным характеристикам, социально-экономическими и психологическими условиями, современными методами управления, усложнением процедуры применения мотивационных систем.

 

5. Мотивация групповой  деятельности. Балансирование индивидуальной  и групповой мотиваций. Политика  поощрений в японском менеджменте  и применение ее в российской  практике.

 

Групповое взаимодействие и групповая работа важны как для сотрудника, так и для работодателя. Специалисту групповое взаимодействие позволяет реализовать многие личностные мотивы (например, мотивы принадлежности, сопричастности, уважения и признания), а для работодателя групповая работа часто является обязательным условием реализации намеченных планов. Мотивация групповой работы имеет свои особенности.

Хорошая организация групповой работы является неотъемлемым условием мотивации на групповом уровне. Создание условий для групповой работы включает осознанный выбор группового способа работы как оптимального в конкретной ситуации. Несмотря на явную привлекательность групповой работы, она не во всех случаях обеспечивает наиболее эффективный способ достижения целей. 

Групповая деятельность является предпочтительной в следующих случаях:

  1. задание непосредственно связано с интересами многих членов группы, а проблема, решению которой посвящено задание, касается всех;
  2. для принятия оптимального решения по проблеме необходим большой объем разнообразной информации, к поиску которой подключены члены группы;
  3. эффективность выполнения задания зависит от компетентности и взаимосвязанной деятельности членов группы;
  4. последствия выполнения задания затрагивают многих членов группы, а члены группы идентифицируют себя с групповым заданием;
  5. большинство членов группы должны понимать смысл каждого этапа выполнения задания;
  6. члены группы понимают целесообразность групповой работы и ценят взаимодополняющие способности друг друга;
  7. группа имеет опыт совместной деятельности и проявляет большой интерес к развитию взаимодействия, а условия позволяют решить проблему групповым способом.

Информация о работе Понятие мотивации и взаимосвязь его с понятием стимулирования