Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 18:29, курсовая работа
Целью данной работы является исследование понятия лидерства в организации и разграничение понятий «лидер» и «руководитель». В соответствие с целью можно выделить следующие задачи:
1. исследование понятия лидерства в управлении современной организацией,
2. анализ лидерства на примере предприятия
Объектом исследования является ООО «Ватрушкин».
Введение
Глава 1. Понятия лидерства в управлении современной организацией
1.1. Сущность лидерства
1.2. Стили лидерства компанией
1.3. Современные модели лидерства
Глава 2. Лидерство как основа взаимодействия руководителя и подчиненных в ООО «Ватрушкин»
2.1Характеристика ООО «Ватрушкин»
2.2 Оценка личности руководителя и психологических критериев
2.3. Рекомендации по усовершенствованию стилей лидерства
Заключение
Список используемой литературы
Оглавление
Введение |
3 |
Глава 1. Понятия лидерства в управлении современной организацией |
4 |
1.1. Сущность лидерства |
4 |
1.2. Стили лидерства компанией |
7 |
1.3. Современные модели лидерства |
10 |
Глава 2. Лидерство как основа взаимодействия руководителя и подчиненных в ООО «Ватрушкин» |
15 |
2.1Характеристика ООО «Ватрушкин» 2.2 Оценка личности руководителя и психологических критериев 2.3. Рекомендации по усовершенствованию стилей лидерства Заключение Список используемой литературы |
15 16 24 27 28 |
Введение
Предприятия, которые добиваются успешных результатов, отличаются от неэффективноых и убыточных предприятий, прежде всего тем, что в компании осуществляется общее руководство более эффективно. В большинстве случаев происходит отождествление понятий «руководитель» и «лидер».
В большинстве случаев, сущность понятия «лидер» лучше раскрывается при сравнении лидера и руководителя. Однако быть руководителем и лидером - это не тождественные понятия. Руководитель при оказании влияния на деятельность сотрудников и выстроении взаимоотношении с ними, должен использовать и полагаеться на власть, как на должностную основу деятельности, и ее источники. Тогда как лидер, в качестве специфического типа отношений при управлении, должен основываться, прежде всего, на процесс воздействия в социальном плане. Данный процесс, по своей сути, гораздо более сложный, требующий от участников процесса очень высокой взаимозависимости. Лидерство, в отличие от непосредственного управления, располагает, прежде всего, последователями лидера в организации, а не подчиненными. В данном случае отношения «начальник-подчиненный», которые свойственны традиционному взгляду на управление, заменены на отношения «лидер–последователь». Этим обусловлена актуальность темы исследования.
Целью данной работы является
исследование понятия лидерства
в организации и разграничение
понятий «лидер» и «
В соответствие с целью можно выделить следующие задачи:
1. исследование понятия
лидерства в управлении
2. анализ лидерства на примере предприятия
Объектом исследования является ООО «Ватрушкин».
Глава 1. Понятия лидерства в управлении современной организацией
1.1. Сущность лидерства
Понятие «лидер» является многозначным по своей сути, имеет следующий перевод с английского языка на русский язык:
1) Ведущий, руководитель;
2) Корабль, который возглавляет группу, караван судов;
3) Спортсмен или спортивная команда, которые идут первыми в соревновании;
4) Едущий впереди велосипедиста
мотоциклист (гонка за лидером)
В контексте менеджмента лидерство представляет собой ключевую ситуационную переменную, что в свою очередь определено качествами руководителя и подчиненных, а также сложившейся на предприятии ситуацией.
Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Можно выделить две формы лидерства: формальное и неформальное. При формальном лидерстве влияние оказывается с точки зрения должностной ситуации. В случае, если влияние на последователей оказывается с помощью личных способностей, умений и других ресурсов – можно говорить о неформальном лидерстве.
Принято считать, что идеальная ситуация для лидера возникает при сочетании двух основ власти: личностная и организационная.
Решением проблем, которые возникают перед организацией (подразделением), как перед группой людей, при достижении общих целей, может стать сплочение вокруг одного конкретного человека - лидера. Для предпринимательства данный тип лидерства представляется основным. Это позволит решить многие сложные задачи функциолнирования предприятия на рынке. Но нужно заметить, что данный способ взаимодействий в рамках предприятия может иметь некоторые слабые стороны:
Можно отметить, что лидерство руководителя сотрудники признают только в случае, если руководитель может доказать свою компетентность и ценность для отдельного сотрудника, группы лиц и предприятия целиком. К самым важнейшим характеристикам эффективного лидера относяться:
Подводя итог, можно сделать следующий вывод, лидер - это доминирующее лицо любого сообщества, организованной группы людей, предприятия. Лидер отличается рядом качеств, которые характеризуют данный тип людей.
Лидерство в противоположность руководству, делает акцент на таких ценностях, как творчество, интеллект, рассудительность и т.д. Иными словами в практике лидерства представлены философские ценности. Они становятся важными для существования современных организаций и составляют сущность взаимоотношений, в которые мы вовлечены на производстве.
Поскольку лидерство имеет личностную природу, постольку мы сталкиваемся с двумя важными проблемами в попытках рассмотреть его в современном организационном контексте. Во-первых, определить черты или характеристики лидера очень трудно. Внешние же его характеристики, такие как харизма, особенности личного правления и другие, тоже до конца не исследованы современной наукой, их трудно интегрировать в комплексную организацию. Во-вторых, лидерство как явление трудно контролировать, прогнозировать и предписывать. Современные же большие, хорошо структурированные организации нуждаются именно в контроле за индивидуальным и групповым поведением, необходимым для достижения желаемого результата и для обеспечения нормального функционирования организации. Деятельность по контролю, учету и управлению в рамках определенных правил должна быть объективной, бесстрастной, внеличностной.
Многие исследователи в нашем столетии рассматривали лидерство как составную часть руководителя. В лучшем случае они определяли его как «хороший руководитель». В худшем, как высший уровень, на котором менеджер демонстрирует свою компетентность. Проводя параллель между лидерством и руководством, можно легко и просто свести их к следующему утверждению, что хороший руководитель и лидерство - это синонимы или две стороны одной монеты. Отсюда логично предположить, что успех в руководстве одновременно означает и успех в лидерстве. Многие учебные пособия подчеркивают тесные взаимоотношения между лидерством и руководством. Они рассматривают лидерство как процесс влияния, который ведет членов группы к согласию с желательными для организации целями и методами. Лидерство, согласно этой концепции, становится еще одним (наряду с менеджментом) работающим инструментом в общем процессе управления обществом, его социальными институтами и организациями.
В последнее десятилетие
некоторые авторы работают над изменением
этой концепции. Все меньше теоретиков
и практиков сегодня
Итак, лидерство - не есть руководство. Классический руководитель имеет дело с такими явлениями как производительность, системность, контроль, нормативность. Главная задача процесса классического руководителя - сделать любую систему, деятельность, программу или политику просчитанной, нормированной, предписываемой и контролируемой. Лидерство же устанавливает другие ценности.
Мы отходим от определения
лидерства как деятельности по координации
и подходим к его определению
как структурно-ограниченного
Можно коротко отметить, лидерство - это вид социального действия и психологического сотрудничества между лидером и последователями, основой которого является добровольность.
Современные большие, хорошо структурированные организации нуждаются в двух видах управляющих. Им нужны как компетентные, преданные делу руководители для обеспечения процесса жизнедеятельности организации, поддержания оптимальной производительности труда, для контроля и распределения материальных ресурсов, необходимых для производства, обслуживания и снабжения, так и люди, которые объединяют других вокруг общих ценностей, определяют лицо и характер организации, обеспечивают ее существование в более широком социальном контексте и определяют перспективы развития, а значит и долгое ее существование.
В первом случае нужна техническая компетентность, но она по существу отличается от того, что необходимо во втором случае, то есть организаторской, лидерской, философской компетентности.
Итак, лидерство отличается от классического руководства.
Основные различия между ними приведены в таблице 1.
Таким образом, лидеры интегрируют цели и ценности отдельных людей с целями и ценностями организации, определяют цели организации, планируют ее деятельность, приспосабливая ее к намеченным результатам.
Таблица 1
Разграничение понятий «лидер» и «руководитель»
Руководители |
Лидеры |
размышляют в категориях сегодняшнего и вчерашнего дня, решают сегодняшние проблемы |
должны думать о завтрашнем и послезавтрашнем дне |
отвечают за стабильность организации, ее работу в рамках установленных правил |
отвечают за развитие, определяют ценности, философию и политику организации |
представляют процесс |
представляют направление истории, перспективу развития организации |
ориентированы на средства |
ориентированы на конечный результат |
поддерживают баланс действий, операций |
создают новые подходы и представляют новую арену для исследований |
предсказуемы, так как придерживаются протокола |
непредсказуемы, потому что изменчивы |
в чистом виде - технологи |
в чистом виде - философы |
Лидерство можно определить
как вид социального действия
и психологического сотрудничества
между лидером и
Классическое руководство - есть управление-принуждение внутри организации на основе протокола, правил, распорядка, основанное на формальных взаимоотношениях между людьми и направленное на сохранение существующего порядка.
Идеальным условием развития любой организации является, совпадение лидерства и администрирования, лидерства и руководства и появление соответственно лидеров-администраторов, лидеров-менеджеров, выполняющих формальные управленческие функции, но обладающих лидерскими чертами и признаваемые в качестве лидера со стороны последователей.
1.2. Стили лидерства компанией
Рассмотрим основные стили лидерства.
Диктаторский стиль чаще всего
оказывается самым
Информация о работе Понятия лидерства в управлении современной организацией