Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:12, реферат
Структура управления организацией или организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Введение
1. Понятие организационной структуры управления, требования к построению оргструктуры
2. Факторы, влияющие на формирование оргструктуры организации
3. Типы оргструктур, их содержание, преимущества и недостатки, границы использования
4. Нормы управляемости как фактор формирования структур
5. Проектирование оргструктур, основные этапы
6. Интеграционные процессы в оргпроектировании
7. Делегирование полномочий и ответственность
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Экономики и управления
на предприятии
Контрольная работа
по дисциплине «Менеджмент»
на тему: «Построение организационных структур»
Выполнила: Вигант О. С.
студентка 2 курса экономического факультета, специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Проверила: к.э.н., доцент Ягупа Е.Г.
Кемерово 2012 г.
Содержание
Введение
1. Понятие организационной структуры управления, требования к построению оргструктуры
2. Факторы, влияющие на формирование оргструктуры организации
3. Типы оргструктур, их содержание, преимущества и недостатки, границы использования
4. Нормы управляемости как фактор формирования структур
5. Проектирование оргструктур, основные этапы
6. Интеграционные процессы в оргпроектировании
7. Делегирование полномочий и ответственность
Заключение
Список литературы
Введение
Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.
Структура управления организацией или организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Цель данной работы - исследование эффективности различных видов организационных структур. Объектом исследования в работе выступает эффективность структуры организации. Предметом исследования - совокупность характеристик.
Задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.
1. Понятие организационной структуры управления, требования к построению оргструктуры
Организационная структура управления - это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Оргструктура определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Элементы организационной структуры управления - это либо отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), либо службы и органы аппарата управления.
В процессе исследования оргструктур был выработан ряд требований, которым они должны удовлетворять, чтобы деятельность организации была эффективной:
Оптимальность. Установление рациональных связей между звеньями управления на всех его уровнях и в каждой системе управления на основе соответствия количества структурных звеньев управления количеству конкретных функций системы.
Оперативность. Все распоряжения выполняются оперативно. Одно из условий этого - минимальное количество посредников между руководителем, отдающим распоряжения, и их непосредственным исполнителем.
Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных.
Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
Экономичность. Нужный эффект от управления достигается при минимальных затратах на управленческий аппарат.
2. Факторы, влияющие на формирование оргструктуры организации
Кроме вышеуказанных требований на разработку структуры управления оказывают влияние внутренние и внешние факторы.
Внутренние факторы:
- технические (масштаб и сложность производства, уровень механизации и автоматизации производства и управления и др.);
- организационные (тип производства, производственная структура, уровень специализации и кооперирования и т.д.);
- экономические (хозрасчетные отношения, система планирования и оценки деятельности, система материального стимулирования и др.);
- социально-психологические (психологический климат, авторитет руководства, неформальные отношения и др.).
Внешние факторы:
- территориальное размещение (объем и характер внешних связей и т.д.);
- климатические условия.
3. Типы оргструктур, их содержание, преимущества и недостатки, границы использования
В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную, дивизиональную и матричную.
Линейная организационная структура управления
Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения любого уровня стоит руководитель-единоначальник, который осуществляет все функции управления и осуществляет единоличное руководство подчиненными ему работниками.
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов.
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.
Как видно из рис. 1, в линейной структуре управления каждый подчиненный (А1, А2, А3, Б1, Б2, Б3) имеет начальника (А, Б), а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада, отдел и т.д.).
Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества |
Недостатки |
- единство и четкость распорядительства; - согласованность действий исполнителей, простые иерархические коммуникации; - простота управления и контроля; - оперативность в принятии решения; - четко выраженная ответственность; - личная ответственность руководителя. |
- высокие профессиональные требования к руководителю; - концентрация власти в управляющей верхушке (у руководителя); - ярко выраженный авторитарный стиль руководства; - отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; - затруднительные связи между инстанциями, между исполнителями. |
Рис. 1 - Линейная оргструктура
Функциональная организационная структура управления
Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
Исполнители находятся в двойном подчинении. Так, рабочий обязан выполнять одновременно указания своего линейного начальника и функционального специалиста (рис. 2). При функциональной структуре управления линейный руководитель имеет возможность больше заниматься вопросами оперативного управления, т.к. функциональные специалисты высвобождают его от решения специальных вопросов. Но команды управления поступают от многих функциональных служб в одно производственное подразделение или к одному исполнителю, и поэтому возникает проблема взаимного согласования этих команд, что создает определенные трудности. Кроме того, снижается ответственность исполнителей за выполнение своих обязанностей.
Функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества |
Недостатки |
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; - освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов; - стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов; - исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций; - уменьшение потребности в специалистах широкого профиля. |
- чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений; - трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами; - появление тенденций чрезмерной централизации; - длительная процедура принятия решения; - относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения. |
Рис. 2 - Функциональная оргструктура
Линейно-функциональная (комбинированная или штабная) структура управления
Специалисты образуют при линейном руководстве штаб, который готовит для них данные в целях компетентного решения специальных вопросов. В этом случае функциональные органы находятся в подчинении линейного руководителя (рис. 3). Их распоряжения отдаются производственным подразделениям только после согласования с последним. Это дает возможность решать вопросы более компетентно. Но при линейно-функциональной структуре управления резко увеличивается нагрузка на линейного руководителя, который должен исполнять роль посредника между функциональными службами и подчиненными ему производственными подразделениями. Он воспринимает потоки информации от подчиненных подразделений, дает задания функциональным службам, вырабатывает решения, отдает команды сверху вниз.
В настоящее время штабная структура в промышленности играет ведущую роль. Основу этой структуры составляет линейное управление. Роль же функциональных органов меняется в зависимости от уровня управления. Чем выше уровень, тем большую роль играют функциональные органы. На уровне управления участком влияние функциональных служб незначительно, но на уровне управления предприятием они выполняют огромную работу по планированию, технической подготовке производства, выработке управленческих решений.
Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные и отрицательные стороны:
Преимущества |
Недостатки |
- более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; - освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем; - возможность привлечения консультантов и экспертов. |
- отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями; - недостаточно четка ответственность, т.к. готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации; - чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно - подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации. |
Рис. 3 - Линейно-функциональная оргструктура
Дивизиональная (филиальная) организационная структура управления
Основная фигура - менеджер, руководящий подразделением (рис. 4). В его подчинении находится ряд помощников, которые выполняют функцию координации отдельных функциональных служб. Благодаря такому сочетанию обеспечивается достаточно успешный компромисс между вертикальными и горизонтальными отношениями внутри подразделения или организации в целом. Подразделения выделяются на основании одного критерия; это может быть или производство определенного вида товара, или обслуживание региона, или работа с определенным типом потребителя, или иной признак. Руководители функциональных служб зависят от менеджера, руководящего подразделением, и отчитываются перед ним.
Дивизиональная структура также имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества |
Недостатки |
- простота коммуникационных сетей и самостоятельность структурных единиц; - высокая гибкость и адаптивность системы; - высокие конкурентные качества; - четкое разграничение ответственности; - разгрузка высшего менеджера. |
- повышенные затраты за счет дублирования функций; - руководитель подразделения вынужден планировать процесс производства от начала до конца; - сложная координация; - высокая потребность в руководящих кадрах; - разобщенность персонала; - сложность осуществления единой политики. |