Потенциал туристских территорий, особенности его оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Одним из видов туризма является рекреационный туризм, целями которого являются отдых, лечение или спорт.
Для рекреационного туризма характерны большая продолжительность поездки, меньшее количество посещаемых мест назначения и, соответственно, большая продолжительность пребывания в одном месте (как правило – курорт на морском побережье). Другая особенность – широкое использование авиационного транспорта и чартерных рейсов.
Рекреационный туризм смещается в сторону реабилитации при определённых климатических условиях и средствах туризма в виде дозированной ходьбы и других занятий, способствующих лечению некоторых заболеваний, их профилактике, повышению иммунитета и общего тонуса организма.

Содержание

Введение
Часть №1
1. Сущность туристского потенциала территорий
2.Основные этапы процесса оценки туристско-рекреационных ресурсов
3.Типы оценок природных рекреационных ресурсов
4. Оценки туристско-рекреационного потенциала субъектов России Заключение
Список литературы
Часть №2
Задание №1. PEST анализ Италии
Задание № 2.SWOT-анализ Италии
Задание № 3.Конкуретноспособность Италии
Задание №4.Анализ информационных ресурсов Италии
Задание №5.Туристический дайджест Италии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 67.23 Кб (Скачать файл)

Районы с положительным балансом туристских потоков

Территории с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями, с широким спектром индустрии отдыха и относительно развитой производственной и социальной инфраструктурой (Краснодарский край).

Территории с благоприятными природно-климатическими условиями, со специализацией на бальнеологических услугах, с развитой социально-производственной инфраструктурой (Ставропольский край).

Территории с благоприятными в летний сезон природно-климатическими условиями, имеющие выход к морскому побережью и развитые в социально-экономическом плане (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская область).

Территории европейской части России с относительно благоприятными природно-климатическими условиями в летний сезон и имеющие высокие показатели социально-экономического развития (Москва и Московская область, Башкортостан, Татарстан, Челябинская, Самарская, Нижегородская, Свердловская, Новосибирская, Саратовская, Воронежская области). Здесь можно особо выделить столичный регион, который имеет значительные финансовые ресурсы для развития рекреации, а также отличающийся инновационными разработками в индустрии отдыха.

Районы с отрицательным балансом туристских потоков

Территории с благоприятными природно-климатическими условиями, но с низким уровнем социально-экономического развития (республики Северного Кавказа, Калмыкия, Астраханская область, Сахалинская и Амурская области, Приморский край).

Территории России с относительно благоприятными природно-климатическими условиями в летний сезон, но со средним и низким уровнем качества жизни населения (все остальные субъекты европейской части, за исключением северных районов, а также регионы южной Сибири и Дальнего Востока).

Территории с неблагоприятными природными условиями для рекреации (регионы России, включающие субъекты Федерации на севере и северо-востоке страны).

Таким образом, можно говорить о значительной дифференциации территорий Российской Федерации по степени туристско-рекреационного потенциала, а также направлений и возможностей его использования в сочетании с уровнем качества жизни населения.

Оценка перспектив развития туристско-рекреационной сферы региона

Что необходимо учитывать при определении перспектив туриндустрии в том или ином регионе? При проведении подобных исследований методически верным является выделение следующих аспектов:

выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала,

оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала,

оценка современного состояния использования туристско-рекреационного потенциала,

оценка возможностей интенсификации использования туристско-рекреационного потенциала,

оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе,

подготовка перспективной модели территориальной организации туристско-рекреационной сферы региона.

Выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала является далеко не самой сложной задачей, так как в настоящее время практически для любой старо-освоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, имеются подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т.п.

Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала. Она должна учитывать:

1)           уникальность имеющихся объектов;

2)           различия в доступности объектов;

3)           различия в плотности размещения объектов в пределах региона;

4)           разнообразие и комплексность имеющихся объектов;

5)           физическое состояние объектов.

Необходимо отметить, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристско-рекреационных объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К субъектам РФ, потенциал которых может быть признан высоким, возможно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москву и Санкт-Петербург. Во всех других субъектах РФ имеются особенности, которые затрудняют его использование или ухудшают качественные характеристики, что означает и уменьшение его обшей оценки.

Оценка современного состояния использования объектов туристско-рекреационной сферы вполне осуществима на основе имеющихся показателей посещаемости данных объектов и сопоставление их с возможностями приема туристов.

 

 

 

 

 

Заключение

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной.Помимо значительной статьи дохода туризм является еще и один из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества.

Туризм – не только крупнейший, но и один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.

Потенциальный динамизм развития туризма обусловлен целым рядом объективных факторов:

- это важная сфера притяжения  рабочей силы, фактор обеспечения  занятости населения;

- мощный стимул развития  таких отраслей экономики, как  транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство  сувенирной и сопутствующей продукции;

- это условие для развития  социальной и производственной  инфраструктуры;

- это возможное средство  увеличения валютных поступлений  в регион;

- это фактор развития  национальных и народных промыслов, самобытной культуры коренных  народов;

- условие для развития  международных контактов и обмена  культур.

Актуальность данного исследования: в последние десятилетия туризм и рекреация вышли на позиции одной из ведущих отраслей мирового хозяйства и стали важной частью национальной экономики и источником благосостояния самых разных стран мира.

Список используемой литературы

1. Еделев Д.А. Развитие  рекреационного потенциала в  региональной экономике: теория, перспективные  подходы, модели - Ростов н/Д: , 2009.   218 с.

2. Климова Н.И. Инвестиционный  потенциал региона - Екатеринбург: Изд-во  РАН, 2009. 196 с.

3. Овчаров А.О. Туристический  комплекс России: тенденции, риски, перспективы - М.: Инфра-М, 2009.208 с.

4. Слепаков С.С., Катренко  В.С. Конкурентоспособность экономики  курортно-рекреационного региона: детерминанты  и перспективы - Пятигорск: Вестник  Кавказа, 2010. 214 с., 246 с.

6. Туристский терминологический  словарь / под ред, В.А. Квартальнова - М.: Сов.спорт, 2010. 664 с.

 

Часть №2

 

Задание №1. PEST анализ Италии

Для всестороннего исследования туристского продукта Италии воспользуемся таким инструментом маркетинговой деятельности, как PEST-анализ. Он предназначен для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию региона. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду региона и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности региона. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов .

PEST-анализ Италии приведен в таблице 1.

Таблица 1. PEST-анализ Италии

Политические факторы

1. Политически стабильный  регион.

2. Президент – является  сильным авторитетным лидером. Как  папа Римский.

3. Продуманная национальная  политика, направленная на формирование  максимально выгодных условий  для привлечения инвестиций

4. Поддержка туристской  индустрии со стороны правительства.

5. Наличие широкого диапазона  международных и внутригосударственных  связей

Экономические факторы

1. Высокоразвитая экономика

2. Италия по уровню  развития экономики 6-ое место  в мире.

3. Доля в ВВП – торговли, финансов и сферы услуг – 56.9%, промышленности – 31.7%, сельского  хозяйства – 4.9%.

4. Денежная единица - евро.

5. Важнейшим источником  доходов является туризм. Ежегодно  Италию посещают свыше 50 млн. чел.

6. Италия — родина банков, в 67% ее населенных пунктов есть банковские учреждения.7Около 80% территории Италии занимают горы, их предгорья и холмы. Вытянутость территории Италии с севера на юг дает большие климатические различия между отдельными районами — от умеренно теплого климата Паданской равнины (с жарким летом, но холодной и туманной зимой) до ярко выраженного субтропического в Сицилии. Собственно средиземноморским является климат полуостровной и островной Италии.

8. Несмотря на добычу  энергоносителей, их крайне недостаточно  и Италия сильно зависит от  их импорта на 80%.

9. По производству стали  и проката страна занимает 2-е  место в Западной Европе после  Германии.

10. Положительное сальдо  туристского баланса 

Социальные факторы

1. Численность населения  – свыше 60, 99 млн. человек. 94% населения составляют итальянцы. Другие национальности: немцы (в области Трентино-Альто-Адидже), французы (в области Валле-д'Аоста), словенцы (в области Триесте-Гориция).

2. В современной Италии проживает довольно большое число беженцев из стран третьего мира, в основном арабы и албанцы.

3. Наблюдается динамика  превышения денежных доходов  над расходами населения

4. Положительный имидж  Италии улучшается из года  в год

5. Развитость инфраструктуры  и высокий уровень жизни в  регионе 

Технологические факторы

  1. Содействие правительства страны развитию рынков наукоемкой продукции, защита интеллектуальной собственности, стимулирование взаимосвязанности инвестиций с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками
  2. Высокий инновационный потенциал действующих образовательных учреждений.

3. Развитая сеть транспорта


 

 

Задание № 2.SWOT-анализ Италии

Для того чтобы тщательнее исследовать туристский продукт Италии, воспользуемся таким инструментом маркетинга, как SWOT-анализ. SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

Это легкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения региона. SWOT - анализ подчеркивает, что стратегия развития объекта исследования должна как можно лучше сочетать внутренние возможности территории (ее сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (частично отраженную в возможностях и угрозах) .

SWOT- анализ Италии представлен в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. SWOT-анализ Италии

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Уникальный природный, экологический и ресурсный потенциал

2. Уникальное культурно-историческое наследие

3. Наличие различных курортов, как горнолыжных, так и морских.

4. Наличие накопленного инфраструктурного потенциала

5. Позитивные ассоциативные представления об Италии

6. Поддержка правительства развития туризма

7. Растущий из года в год поток туристов (в том числе наличие внутреннего спроса)

8. Хорошая транспортная доступность

9. Быстрое развитие речного круизного туризма

10. Продуктивная маркетинговая стратегия страны

11. Наличие широкого диапазона международных и внутригосударственных связей

12. Наличие правительственных стимулирующих  программ 

13. Наличие множества памятников  и достопримечательностей международного  масштаба и значения.

14. Уникальное разнообразие флоры  и фауны 

1. Ярко выраженный горный рельеф

2. Высокие экологические нагрузки в некоторых регионах страны

3. Дороговизна размещения и сервиса в некоторых регионах страны

4. Высокие транспортные тарифы

5. Многие потенциально привлекательные туристические объекты расположены на значительном удалении от аэропортов и железнодорожных магистралей и недостаточно подготовлены для приема туристов

Возможности

Угрозы

1. Возможность для развития широкого диапазона видов туризма

2. Строительство и ввод в эксплуатацию новых горнолыжных трасс.

3. Инвестиционные проекты инфраструктуры туристской отрасли и гостиничного комплекса

4. Благоприятные институциональные условия развития предпринимательской инициативы в индустрии туризма

5. Финансирование туризма со стороны правительства страны.

6. Развитие игорного бизнеса

7. Повышение уровня жизни населения, следовательно, увеличение платежеспособного спроса

8. Развитие сотрудничества с другими странами Европы.

1. Угроза существования объектов культурного наследия из-за бурного роста объемов строительства на объектах туристической инфраструктуры.

2. Стремительное истощение ресурсов 

6. Большое количество сильных  конкурентов: страны Европы.

Информация о работе Потенциал туристских территорий, особенности его оценки