Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, доклад
Любое предприятие сталкивается с необходимостью найма персонала. Какие существуют правила оформления работников?
Начнем с приема на работу обычного сотрудника, то есть человека, не претендующего на должность руководителя и не являющегося иностранцем. Если работник прошел все этапы собеседования, его приглашают на работу и в первый же день просят предоставить необходимые для его оформления документы, а именно:
- паспорт - трудовая книжка - страховое свидетельство государственного пенсионного страхования - для военнообязанных лиц и лиц, подлежащих призыву – документы воинского учета
Обучение бывает краткосрочное и долгосрочное. Краткосрочное обучение — это профессиональные тренинги и семинары (эффект от краткосрочного обучения персонала заметен в течение трех-четырех месяцев, максимум — полгода). В нем больше заинтересована компания для решения своих бизнес-задач, поэтому его обычно целиком оплачивает организация.
В долгосрочном обучении (длительных программах, получении второго образования, программах повышения квалификации)Оно повышает стоимость работника на рынке труда, поэтому в этом случае хорошим решением будет паритетная оплата обучения персонала. В этом случае повышается и мотивация персонала, и его лояльность. С другой стороны, компания имеет компенсацию части затрат, и, заключая договор с сотрудником, получает определенные гарантии его работы в организации и использование полученных им знаний.
Формирование маркетингового подхода к работе с персоналом. Понятие «маркетинг персонала»
Маркетинг персонала
– это вид управленческой деятельности,
направленной на долговременное обеспечение
организации человеческими
Маркетинг персонала означает содержательное расширение функции производственного маркетинга в область управления человеческими ресурсами. Он включает следующие понятийные элементы:
маркетинг как основной принцип управления, ориентированного на рынок;
маркетинг как метод
систематизированного поиска решений.
Через использование
маркетинг как средство
достижения конкурентных преимуществ.
Ориентированная и
Маркетинг персонала трактует рабочее место как продукт, который продается на рынке труда. С этой точки зрения понятийные элементы маркетинга персонала могут быть представлены следующим образом: он выступает направлением стратегического и оперативного планирования персонала; создает информационную базу для работы с персоналом с помощью методов исследования внешнего и внутреннего рынка труда; направлен на достижение привлекательности работодателя через коммуникации с целевыми группами (сегментами рынка).
Правовое регулирование расторжения трудового договора в РФ
Ст. 63 ТКРФ – трудовым договором признается соглашение между работодателем и работником в соответствии которого работодатель обязуется:
- предоставить работнику работу по обусловленным трудовым функция
- обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами содержащие нормы трудового права
- своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату
А в сваю очередь работник обязуется:
- лично выполнять определенные этим соглашение трудовую функцию
- соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового договора
Трудовые договора могут заключатся на определенный срок ( не более 5 лет) и бессрочно
В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации главными основаниями прекращения трудового договора являются:- истечение срока его действия, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
- соглашение работника и работодателя на основании инициативы любого из них;
- перевод работника по его
просьбе или с его согласия
на работу к другому
- смена собственника имущества организации, изменение ее подведомственности (подчиненности) либо реорганизация, не устраивающие работника;
- изменение существенных
- другие предусмотренные
Сотрудник вправе расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом администрацию письменно за две недели, чтобы она могла подобрать нового работника (по взаимному соглашению договор расторгается и в более короткий срок).
Виды и формы трудовых перемещений. Цели ротации кадров.
Перемещение персонала -
изменение места сотрудников
в организационной структуре
управления. Перемещение персонала:
- способ повышения эффективности
использования персонала; - позволяет
покрыть потребность в персонале, не прибегая к внешним
источникам; - осуществить структурирование
рабочего процесса. Трудовые перемещения
работников - изменение места приложения
труда, характеризующее изменение социального
положения работника. Трудовые перемещения
могут быть индивидуальными и групповыми
(связанные с освоением новых земель, крупными
новостройками и др.). По содержанию трудовые
перемещения различают: 1. Профессионально-
Ротация кадров (от лат. rotatio
— круговое движение) — метод
формально-номенклатурного
Ротация персонала подразумевает плановое служебное перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника. В целом интенсивное применение ротации считается положительным фактором и благотворно влияет на конечный результат. Перемещать людей по «горизонтали» необходимо вследствие того, что длительное пребывание в одной должности снижает трудовую мотивацию, сотрудник ограничивает кругозор рамками одного участка, свыкается с недостатками, перестает обогащать свою деятельность новыми методами и формами. Смена мест дает возможность сравнить ситуации, быстрее адаптироваться к новым условиям.
Ротацию часто используют для обучения выпускников вузов, которые только начинают свою профессиональную карьеру. В западных корпорациях ротационный этап деловой карьеры менеджера может продолжаться несколько лет, в течение которых он переходит с одного отдела в другой или с одного офиса в другой, который порой расположен на другом конце земного шара.
Правовые аспекты сокращения штатов и высвобождения работников. Задачи менеджера по персоналу при сокращении штатов.
При сокращении численности и штата компании в связи с реструктуризацией или слиянием компании или ликвидации компании в целом вы обязаны действовать по следующей схеме.
1. Письменно уведомить работников о готовящихся преобразованиях не позднее чем за 2 месяца.
2. Предложить им перейти на вакантные должности (если таковые есть) внутри компании.
3. При отказе работников
от предложенных должностей
Если на вашем предприятии
действует профсоюзное
С письменного согласия сотрудника работодатель имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока, указанного в уведомлении, выплатив работнику дополнительную компенсацию в размере среднего заработка за время, оставшееся до истечения данного срока.
Планирование мероприятий по сокращению штата или численности сотрудников менеджмент компании должен начать не менее чем за 2 месяца до предполагаемой даты их проведения, а если на предприятии существует первичная профсоюзная организация, то за 4–6 месяцев. За 2–3 месяца до даты предполагаемого сокращения необходимо уведомить профсоюз и орган занятости населения, а затем, не менее чем за 2 месяца, непосредственно самого работника (штатную единицу). Несоблюдение таких сроков является основанием для восстановления работника в прежней должности, с оплатой временного простоя по вине работодателя.
Работодателю необходимо учесть категории работников, которые не могут быть уволены по сокращению штата: беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида – до 18 лет), и другие лица, воспитывающие детей из указанных групп без матери (ст. 261 ТК РФ).
Часть 3 ст. 81 ТК РФ определяет, что увольнение по сокращению численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся работу (как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации сотрудника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую человек может выполнять с учетом состояния его здоровья.
После принятия решения о введении изменений в структуре компании создается оперативный штаб, который и занимается проведением запланированных мероприятий.
Эксперты в области
управления настаивают, чтобы в этом
процессе – и на этапе обсуждения,
и на этапе выработки решения
– принимали участие
На их плечи ложится создание новой организационной структуры компании, соответствующей новым целям, поставленным владельцами бизнеса. Зная возможности и профессиональные характеристики работников компании, директор по персоналу может определить: кого из сотрудников необходимо сохранить в составе компании, кого – направить на переобучение, а кого – сократить. Таким образом, главными задачами службы персонала на данном этапе реструктуризации являются создание нового штатного расписания, отбор и обучение сотрудников.
Ошибочные решения, особенно связанные с сокращением персонала, могут принести огромный урон, подорвав репутацию компании и как делового партнера, и как привлекательного работодателя. Помимо бизнес-партнеров лояльность к компании формирует и рынок труда, который в свою очередь гарантирует ей эффективный найм квалифицированных специалистов в будущем.
Показатели эффективности процесса отбора кадров.
Отбор – это процесс изучения профессиональных и деловых качеств каждого претендента с целю установления его пригодности на определенное рабочее место или должность
Цель отбора состоит в отсеивании ненужных кандидатов не обладающих минимальным набором характеристик необходимых для занятия вакантных мест
Для оценки эффективности процесса поиска и отбора кандидатов для работы в организации может быть использован ряд количественных показателей:
уровень текучести кадров, особенно среди новых работников;
доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;
финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отбора кадров;
уровень нарушений трудовой дисциплины (прогулы, опоздания, отсутствие на рабочем месте, несогласованное с руководством, и т.д.);
уровень брака;
частота поломок оборудования;
эффективность использования необходимых материалов, комплектующих;
уровень производственного травматизма;
количество жалоб со стороны клиентов, потребителей, поставщиков.
Информация об эффективности процесса отбора может быть получена от самих кандидатов, от работников организации и от увольняющихся. С этой целью могут использоваться интервью, опросы, оценка эффективности работы.
Надо иметь в виду, что трудно получить достоверную информацию из какого-либо одного источника или за счет оценки какого-то одного показателя. Например, высокие значения показателя текучести кадров могут быть обусловлены действием ряда факторов, не имеющих отношения к системе поиска и отбора работников.
Внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс разработки стратегии и политики управления персоналом организации
На разработку стратегии и политики управления персоналом организации действуют различные факторы. Данные факторы можно разделить на внешние и внутренние факторы по отношению к организации.
Внешняя среда - хозяйственные, социальные, политические, правовые, экологические и технологические характеристики рынков и прочих внешних систем, имеющих важное значение для жизни организации.
Внешняя среда ограничивается в зависимости от целей организации и в свою очередь может быть расчленена на три внешние системы: 1.общество – широкая система человеческих взаимоотношений; 2) экономику – часть общественной системы, деятельность которой направлена на создание рабочих мест, изготовление и распределение товаров и услуг; 3) экосистему (природная среда обитания), которая является органическим продуктом эволюции природы, тогда как общество, экономика и организация представляют собой искусственные структуры, созданные человеком.