Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 06:44, курсовая работа
Самоменеджмент изучает способы и технологии повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. В его круг входит огромное количество направлений, связанных с планированием, использованием рабочего времени, проведением совещаний, способам самоконтроля и самомотивации и т.д. В данной работе акцент делается на изучении этики менеджера, правильном и действенном использовании рабочего времени, даются рекомендации по проведению выступлений, совещаний. Представляется, что данные вопросы будут занимать центральное место в планировании управленческой карьеры.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента
1.2 Концепции самоменеджмента
1.3 Слагаемые эффективного самоменеджмента
2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Этика и социальная ответственность менеджера
2.2 Эффективное использование рабочего времени
2.3 Организация выступлений
2.4 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед
3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах
3.2 Самоменеджмент в России
3.3 Практические приемы самоменеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Неясные последствия.
Многие важные акты проявления
социальной ответственности не
имеют достаточной
3. Потеря конкурентоспособности.
Расходуя средства на
4. Отступление от главной
цели менеджмента. Занимаясь
5. Моральное давление. Реализация
социальной ответственности
6. Дополнительный маневр
ресурсами. Социальные
7. Возможность получения
государственных льгот.
8. Благоприятный
9. Возможность выбора программ.
Будучи добровольной, социальная
деятельность предоставляет
2.2 Эффективное использование рабочего времени
Проблема недостающего времени заботит всех. В.П. Шейнов отмечает, что по результатам исследований социологов совершенно справедливо утверждение: «Времени не хватает тому, кто не умеет его использовать» [15, с. 115]. Время представляет собой уникальный ресурс, поскольку, если оно потрачено впустую, эту потерю восполнить невозможно. Управлением временем – это персональная форма эффективного планирования временных затрат. Суть управления временем заключается в его максимально эффективном использовании.
Выделяют два основных
вида непроизводительного
зависящие от работника – недостаток опыта, недостаточный уровень образования или квалификации, неорганизованность и нерациональный распорядок дня;
не зависящие от работника – избыток совещаний, вызовы к руководству и ожидание приема, ненужная отчетность; исполнение несвойственных функций.
Четкое планирование работы должно обеспечить эффективность использования рабочего времени, что дает возможность руководителю восстановить свои силы после работы для успешного продолжения деятельности.
Можно выделить 10 правил эффективной организации времени. Итак, рекомендуется:
Правило 1. Составить план дня с указанием перечня дел в порядке их важности. Когда люди тратят время на планирование времени, его становится больше. «Прежде чем преступать за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов».
Рекомендуется выписать в блокнот дела на день (неделю) в порядке приоритетов:
1) важные дела (в порядке их важности)
2) срочные дела (в порядке их срочности)
3) текущие, несрочные дела (в порядке важности)
Правило 2. Браться прежде всего за важные и срочные дела. Обычно 80% времени отнимают дела маловажные, приносящие в копилку результативности дня не более 20%. И, наоборот, из 10 дел всегда найдется 2-3, сделав которые, человек уже будет доволен своим днем. Не стоит давать обстоятельствам «сталкивать» себя с намеченного пути. Авторы советуют переходить к менее важным и к менее срочным делам, только убедившись, что по делам более приоритетным сделано все возможное.
Правило 3. Спрятаться от «текучки»,
уединиться хотя бы на 1 час. Количество
обращений к управленцу очень
велико. Средний интервал между обращениями
– не более 8 минут. Однако если учесть,
что значительная часть времени
уходит на совещания, ходьбу по кабинетам
и т. д., то в остальное время
эти интервалы значительно
Правило 4. Не распыляться, заниматься в каждый момент только одним делом. Уподобиться песочным часам: они в каждый момент пропускают через свое горлышко только одну песчинку. Пропускать через свое сознание в каждый момент времени только один вопрос – важнейший и не переходить к другому, пока не закончите этот. «Перескакивание» с вопроса на вопрос – это расточительство, поскольку нужно вникать в вопрос – значит тратить дополнительное время. К тому же «перескакивание» быстро утомляет, ухудшает качество работы, увеличивает количество ошибочных действий и решений.
Правило 5. Руководителю не следует делать то, что могут сделать его подчиненные. Многие руководители привыкли рассчитывать больше на себя: «не могу никому доверить. Все сделают не так». Вместо этого нужно самокритично сказать: «Не умею организовать свою работу». Но здесь необходимо соблюдать некоторые требования.
Делегирование полномочий. При
делегировании полномочий подчиненному
передается исполнительская
Максимальная свобода в пределах компетенции подчиненного.
Контроль по результату, а не по методам исполнения.
Право на ошибки. Всем свойственно ошибаться. Если этого права лишить подчиненного, то он будет поставлен в худшие по сравнению с руководителем условия и лишен инициативы.
Продуманный выбор исполнителей.
Поручать тому, кто имеет большие
возможности исполнить
Четкость задания. Необходимо позаботиться о проверке в тактичной форме того, понял ли сотрудник, получающий задание, как оно должно быть выполнено.
Правило 6. Оптимизировать систему
контроля. При отсутствии контроля
уровень исполнительской
Нужно найти золотую середину.
Можно воспользоваться
систематический контроль каждого
подчиненного осуществлять по ключевым
точкам (выделить ключевые моменты
в действиях и обязать его
регулярно информировать о них)
раз в месяц проверять исполнительность и ответственность каждого подчиненного путем скрупулезной ревизии выполнения им одной из его основных функций.
Это позволит: составить объективное мнение о работе сотрудника, быть в курсе дел, держать подчиненного в состоянии уверенности.
Правило 7. Не умножать количество бумаг на столе. Обычно по 80% бумаг может быть принято решение с первого прочтения – стоит лишь немного подумать над каждой из них. Стопки бумаг на столе говорят и неорганизованности менеджера и незнании им законов психологии. Вид стола не должен отвлекать от решения задач.
Правило 8. Рационализировать технику чтения. Наиболее радикальное средство – освоить технику быстрого чтения. Это позволит тратить на чтение документов в 3-5 раз меньше времени. Но имеются и другие способы при работе с бумагами:
a) пусть первый просмотр
корреспонденции производит
b) можно поручить готовить
для руководителя обзоры и
новинок литературы по
Правило 9. Экономить время на совещаниях. Совещания необходимо собирать только при наличии двух условий:
- без него не обойтись;
- оно подготовлено.
Очень важно заранее позаботиться о том, чтобы были подготовлены цели совещания, круг участников, определена продолжительность, ответственные.
Правило 10. Использовать эффект 7 «мелочей»:
1) Записывать полезную информацию, не надеяться на память;
2) Использовать для работы
и чтения время ожидания
3) Всегда носить с собой блокнот и ручку;
4) Не тратить время на сетования по поводу неудач;
5) Анализировать свои привычки
и наклонности, чтобы
6) Не считать, что методы и приемы Вашей работы – самые лучшие;
7) Решив трудную задачу,
наградить себя кратким
2.3 Организация выступлений
Руководитель должен владеть деловым красноречием. Без этого нельзя оперативно и эффективно управлять коллективом. Слова руководителя должны характеризовать деловитость, лаконичность, взвешенность, емкость, полный отказ от штампа, умение предельно доходчиво, точно, ясно, увлекательно сказать о самых сложных и серьезных вещах. Вместе с этим необходимо отказать от лишних выступлений, ничего не дающих слушателям, выступлений «по бумажке».
Замечено, что на современную публику особенно благоприятно действует импровизированная речь, когда оратор, отталкиваясь от текста, свободно, на глазах собеседников развивает мысль, аргументирует, спорит, проявляя при этом глубокую убежденность, эрудицию, увлеченность.
Импровизированная речь пригодна не только на выступлениях в прениях на собраниях, для похвальных или ритуальных выступлений, но и для производственных сообщений. Чертами, отличающим импровизированную (свободную) речь от речи «по бумажке», являются:
- отказ оратора от записи
текста выступления и
- использование записей
основных пунктов программы
При обдумывании плана речи необходимо учитывать следующее: с избытком подбирать материал для выступления, это позволит уверенно обращаться с ним. Уверенность в речи способствует солидные знания в соответствующей области. Если же их нет – провал неизбежен.
При подготовке выступления нужно помнить, каковы круг слушателей (половозрастной состав, интересы), на который рассчитано выступление, причина выступления, его тема и цель. Необходимо тщательно, лаконично спланировать выступление, подумать как сформулировать свои мысли, чтобы раскрыть тему и достичь цели выступления.
Задача оратора в том, чтобы воздействовать на мысли, чувства, желания слушателей.
План выступления, предложенный Шейновым, поможет гладко провести любое выступление [15, с. 120].
Вступление: цитаты, пословицы, поговорки, интересные примеры и факты; обоснование темы; утверждения; определения.
Основная часть: анализ проблемы; ясность построения, идейное и систематизация содержания, логическое изложение основных и второстепенных вопросов; эмоциональный накал и его усиление; доходчивость; неопровержимость вызовов.
Заключение: изложение основной мысли выступления в виде тезисов; заключительные выводы; личное отношение к содержанию речи; указание на нерешенные проблемы и возможные пути и решения; благодарность за внимание.
Выступление не должно быть слишком коротким, не слишком длинным. Основная функция выступления – привлечь внимание слушателей к предмету изложения и наладить контакт с аудиторией.
Успех доклада во многом зависит от того, насколько убедительна его основная часть, но многое зависит и от концовки. Не следует затягивать свою речь.
Далее необходимо проанализировать
технические приемы оратора. Особо
ярко о технических приемах
Хорошее владение речью и голосом – важная составляющая внутренней культуры человека, тем более руководителя. Его голос – составляющая арсенала управленческих средств. Хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему говорящего, придает уверенность, создает настроение, а плохо звучащий – наоборот. Овладеть голосом – это значит добиться интонационной подвижности и выразительности речи, уметь полностью нюансами тембра.
В общественной практике и производственной информационной деятельности важны и необходимы выступления по готовым текстам. При этом важно, чтобы выступающий не монотонно считывал свою речь с листа, а стремился к тому, чтобы с помощью характерной манеры изложения превратить написанный текст в действительную и убедительную речь. Некоторые технические приемы помогут оратору изложить свои мысли более убедительно:
А) выбор целесообразного, умеренного темпа. Это важно, когда восприятие и усвоение информации требует усилий. Стоит варьировать темп речи в зависимости от содержания. Не нужно говорить слишком быстро тогда, когда речь транслируется через динамики.
Б) четкое произношение отдельных слов и предложений.
В) визуальный контакт со слушателями, но не с одним. Специалисты рекомендуют пробегать глазами фразу, во время ее произнесения на мгновение отрываться от «шпаргалки» и, обращаясь к слушателям, снова возвращаться к тексту.