Практические приемы самоменеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 06:44, курсовая работа

Краткое описание

Самоменеджмент изучает способы и технологии повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. В его круг входит огромное количество направлений, связанных с планированием, использованием рабочего времени, проведением совещаний, способам самоконтроля и самомотивации и т.д. В данной работе акцент делается на изучении этики менеджера, правильном и действенном использовании рабочего времени, даются рекомендации по проведению выступлений, совещаний. Представляется, что данные вопросы будут занимать центральное место в планировании управленческой карьеры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента

1.2 Концепции самоменеджмента

1.3 Слагаемые эффективного самоменеджмента

2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Этика и социальная ответственность менеджера

2.2 Эффективное использование рабочего времени

2.3 Организация выступлений

2.4 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед

3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах

3.2 Самоменеджмент в России

3.3 Практические приемы самоменеджмента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 74.89 Кб (Скачать файл)

 

2) Развивать свои достоинства,  а недостатки нейтрализовать, т.е.  стараться моделировать ситуацию  таким образом, чтобы они в  ней не были значимы. Есть  общепринятые представления о  достоинствах и недостатках. Например, интроверты считаются некоммуникабельными,  и если такой человек воспринимает  это качество как «изъян», то  нужно проанализировать, так ли  необходимы ему навыки общения  или он прекрасно справляется  с работой и без них. Если  же он может добиваться успеха  при имеющемся у него наборе  способностей, то нет смысла сожалеть  о своем «несовершенстве». Другими  словами, недостатки – это  не те качества, которые принято  считать таковыми, а только те, которые реально мешают человеку. Для развития достоинств, напротив, необходимо частое выстраивание  ситуаций, в которых положительные  качества проявляются особенно  ярко и наглядно.

 

3) Определить круг людей,  мнение которых важно для человека (референтную группу). Помня о  том, что никто не может обидеть  нас без нашего на то согласия, важно научиться не реагировать  на негативное мнение о нас  людей незнакомых, неуважаемых нами  или имеющих к нам предвзятое  отношение. К примеру, если  человек расстроился из-за неприятного  комментария незнакомца на улице  в отношении своего внешнего  вида, то ему необходимо работать  над самомотивацией и четким  определением референтной группы. Неразумно болезненно реагировать  и обижаться на людей, оценка  которых никак не влияет на  нашу жизнь. Если же человек  чувствует отрицательное отношение  к себе того, кто входит в  его референтную группу, возможно, он находится под воздействием манипулятора и не факт, что дальнейшее общение с ним пойдет на пользу.

 

4) Положительно настроиться,  приступая к решению сложной  задачи. Есть мнение о том, что  мысли материальны, мы можем  сами программировать себя на  удачу или невезение. К примеру,  успешный в продажах сотрудник  рассуждает так: «Я могу предложить  клиенту то, что даст ему возможность  получить выгоду для себя (заработать, улучшить качество жизни и  т. д.)». Слабый продавец думает  так: «Приходиться отвлекать человека  от дел, надоедать ему, пытаться  заставить его купить то, что  ему не особенно и нужно». Собираясь  на переговоры к конфликтному  клиенту, успешный человек говорит  себе: «Я все равно перетяну  его на свою сторону!». Сотрудник,  программирующий себя на неудачу,  боится («Он опять будет недоволен,  начнет мне хамить»), жалеет себя, выискивает у клиента серьезные  недостатки («Ему еще развиваться  и развиваться!»). Таков ход мыслей  негативно и позитивно настроенных  людей. Необходимо постоянно контролировать  себя, поддерживать положительный  настрой.

 

5) Моделировать успешное  будущее. Один из важнейших  факторов удачи в жизни и  карьере – определение имеющихся  ресурсов. Это означает не самообман,  а честную оценку реальных  внутренних и внешних возможностей  для достижения успеха задуманного.  Те же, кто практикуют противоположный  подход – обосновывают невозможность  достижения целей, – обычно  становятся неудачниками. Поэтому,  только детально оценив имеющиеся  средства для решения задач,  можно просчитывать риски, а  также стараться нейтрализовать  их.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Подводя итоги исследования самоменеджмента в современных  условиях, прежде всего необходимо связать возникновение самоменеджмента  как нового направление в традиционном менеджменте с общественной потребностью в более полном использовании  и развитии творческого потенциала работника.

 

Самоменеджмент следует  понимать как последовательное и  целенаправленное использование эффективных  методов, приемов и технологий самореализации и саморазвитии менеджера, как оптимальное  и рациональное использование рабочего и личного времени. Основные функции  самоменеджмента - постановка целей, планирование, принятие решений, реализация и организация, контроль, информация и коммуникация.

 

Большинство описанных и  проанализированных концепций самоменеджмента  построены на стержневой идее, вокруг которой формируется система  методик и приемов работы человека над самим собой по реализации этой идеи. В концепции Л. Зайверта – это экономия своего времени; в  концепции М. Вудкока и Д. Френсиса – преодоление менеджером собственных  ограничений; В. Карпичев обозначил  контуры как бы междисциплинарной  модели самоменеджмента, которая имеет  в качестве своей опоры совокупность человековедческих наук; в концепции  В. Андреева содержится курс на саморазвитие творческой личности; в концепции  А. Хроленко – повышение личной культуры деловой жизни; в подходе немцев Б. и Х. Швальбе – достижение личного  делового успеха. Каждый из концептуальных подходов в комплексе с методиками их реализации может использоваться для самооценки и саморазвития деловых  качеств работника, повышения им своего делового потенциала, что увеличит шансы и перспективы успешного  продвижения по ступеням деловой  карьеры. Однако самоменеджмент деловой  карьеры должен строиться на основе понимания сущности самой деловой  карьеры, знания социально-психологических  механизмов ее осуществления и прежде всего адаптивно-развивающего механизма.

 

Среди слагаемых, положенных в основу эффективного самоменеджмента, особо стоит выделить: самооценку, умение постоять за себя (это умение раскрывается путем способности  сказать «нет» и настоять на своем), проявление настойчивости, эффективную  борьбу со стрессом. Если следовать  предложенным К. Кинан советам, то человек  вполне способен научиться управлять  собой и получать хорошие результаты в работе.

 

Современный менеджер обязан хорошо разбираться в том, какие  приемы отношений с подчиненными являются этичными и неэтичными. Помимо знания законодательных основ, регламентирующих поведение менеджера, руководитель обязан соблюдать этические нормы, которые в законах не прописаны, но обязательны в целях установления нормальных человеческих взаимоотношений  в рабочем коллективе. Человеческий фактор является наиважнейшим условием повышения качества принимаемых  решений, эффективности и процветания  организации, несмотря на ускоренные темпы  развития научно-технического прогресса. Общественное и социокультурное  развитие, а также экономическое  развитие предъявляет к менеджеру  все новые моральные, нравственные требования. В принципе, моральные  требования, предъявляемые к менеджеру, обязан соблюдать любой культурный, гуманный и образованный человек. Кроме  того, руководитель вправе приобщать  своих подчиненных к этическому поведению. Для этого необходимо умение менеджера воспитывать коллектив, всецело его контролировать и  являть собой живой пример для  подражания.

 

Что касается социальной ответственности  менеджера, то она означает выполнение его организацией установленных  обязанностей, норм и правил перед  обществом, готовность добровольно  участвовать в решении социальных проблем. Конечно, социальная ответственность  может повлечь за собой неясные  последствия, потерю конкурентоспособности, отступление от главной цели организации, она сложна по своей реализации. Однако социальная деятельность поднимает  авторитет организации в глазах общества и других организаций, возможно получение государственных льгот  и прочие выгоды. Однако главными остаются чисто человеческие качества, ответственность, личное (моральное) чувство долга, гуманное отношение к людям, готовность отвечать за свои действия.

 

Далее – о рациональном использовании рабочего времени. Рекомендовано  составлять перечень дел в порядке  их выполнения, браться сперва за наиболее важные и срочные дела, не отвлекаться  на посторонние моменты в процессе выполнения срочного дела, не «перескакивать»  с вопроса на вопрос, делегировать полномочия между подчиненными, оптимизировать систему контроля, не загромождать стол бумагами и документами, освоить  технику скоростного чтения, экономить  время на совещаниях.

 

При организации выступлений  специалисты советуют управленцу учиться  доходчиво, не расплывчато и вместе с тем увлекательно рассказывать о сложных и серьезных вещах. Необходимо также учитывать контингент слушателей, на который рассчитано выступление, иметь своей целью  воздействие на мысли, чувства, желания  слушателей. И, естественно, менеджеру  никак не обойтись без отличного  владения своим голосом и речью. При ответах на вопросы аудитории  очень важно сохранять доброжелательность, уметь расположить людей к  себе.

 

При подготовке совещания  необходимо определить его цель, разработать  четкую последовательность вопросов, как можно раньше уведомить участников о предстоящем совещании и  проводить его в комфортной обстановке.

 

Деловая беседа строится на привлечении внимания собеседника, на пробуждении в нем заинтересованности, концентрировании на сути проблемы и  стремлении к взаимовыгодным решениям. И, конечно, не последнюю роль играет атмосфера взаимного понимания  и доверия.

 

В практической части работы осуществлен анализ самоменеджмента  за рубежом и в России. Конечно, самоменеджмент развитых стран оказался на порядок выше российского. Но недостатки есть и у иностранной системы  управления, в частности тирания  отдельных менеджеров, явная избыточность некоторых учебных программ в  школах бизнеса. Однако в западных странах  у людей более высокая степень  ответственности, менеджеры иностранных  компаний четче структурируют задания, нежели в России, у работников более  развитая мотивация, они умеют рабочие  проблемы оставлять за пределами  фирмы и не переносить их в домашнюю обстановку. Инновации и обучение новым методикам профессии имеют  гораздо большее значение по сравнению  с российской системой управления. В общем, самоменеджмент в нашей  стране нуждается в развитии, проработке, совершенствовании.

 

Практические приемы самоменеджмента  многочисленны. В данной работе рассказано о методе рефрейминга, который включает установку работника на позитивное видение проблемы и тем самым  облегчает ее решение. Метод «решения проблем» («Problem solver») мотивирует человека на активный поиск решения проблем самостоятельно и с возложением на себя ответственности за решение. Руководитель в этом случае обязан учитывать мотивационные установки человека, делегировать полномочия и, если возникает необходимость, направлять мысли подчиненного в нужное русло решения проблемы. Даны также правила и приемы, помогающие справиться с негативной ситуацией. Во-первых, это извлечение хотя бы минимальных положительных последствий ситуации; во-вторых, необходимо нейтрализовать свои недостатки и развивать достоинства; в-третьих, определить, чье именно мнение наиболее важное и ориентироваться на круг этих людей; в-четвертых, очень важен положительный настрой; и наконец, создание модели успешного будущего.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Абчук, В.А. Менеджмент: учебник / В.А. Абчук. – СПб. : Союз, 2006. – 463 с.

 

2 Андреев, В И. Саморазвитие  менеджера / В.И. Андреев. –  М. : Нар. Образование, 2007. – 430 с.

 

3 Бородина, Г.В. Психология  делового общения: учебник / Г.В.  Бородина. – 3-е изд., перераб. –  М.: ИНФРА-М, 2005. – 320 с.

 

4 Вудкок, М. Раскрепощенный  менеджер: для руководителя-практика / М. Вудкок, Д. Френсис: пер.  с англ. В.А. Львова; под ред.  Л.И. Евенко. – М.: Дело, 2006. – 320 с.

 

5 Зайверт, Л. Ваше время  – в Ваших руках / Л. Зайверт:  пер. с нем. Л.Н. Цедилина; под  ред. Н.А. Врублевской. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 268 с.

 

6 Ильин, Е.П. Мотивация  и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2007. – 512 с.

 

7 Карпичев, В.Б. Самоменеджмент: введение в проблему / В.Б. Карпичев // Проблемы теории и практики  управления. – 1994. - № 3. – С. 103-106.

 

8 Кинан, К. Самоменеджмент / К. Кинан : пер. с англ. Л.В.  Квасницкой; под ред. Н.В. Шульпиной.  – М.: Эксмо, 2006. – 80 с.

 

9 Лукашевич, Н.П. Теория  и практика самоменеджмента: учеб. пособие / Н.П. Лукашевич. –  2-е изд., испр. – К.: МАУП, 2006. –  360 с.: ил.

 

10 Менеджмент и самоменеджмент  в системе рыночных отношений  / Ф.Н. Русинова [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 450 с.

 

11 Мескон, М. Основы менеджмента  / М. Мескон, М. Альберт, Х. Франклин: пер. с англ. А. И. Кравченко;  под ред. Л.И. Евенко. – М.: Дело, 2007. – 800 с.

 

12 Роббинс, С.П. Менеджмент / С.П. Робинс, М. Коултер: пер.  с англ. О.В. Медведь; под ред.  И.Н. Герчиковой. – 7-е изд., перераб. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 880 с.: ил.

 

13 Хроленко, А.Т. Самоменеджмент / А.Т. Хроленко. – М.: Экономика, 2005. – 250 с.

 

14 Швальбе, Б. Личность, карьера, успех / Б. Швальбе,  Х. Швальбе: пер. с нем. Л.Н.  Цедилина; под ред. В.В. Шолерова. – М.: Прогресс, 2005. – 240 с.

 

15 Шейнов, В.П. Практические  приемы менеджмента: учеб. пособие  / В.П. Шейнов. – М.: Амалфея, 2005. –  160 с.

 

16 Шипунов, В.Г.  Основы управленческой деятельности: учеб. пособие / В.Г. Шипунов. –  М.: Высшая шк., 2006. – 275 с.


Информация о работе Практические приемы самоменеджмента