Приватизация в системе ГРЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение феномена приватизации в системе государственного регулирования российской экономики,определение путей совершенствования приватизации в системе ГРЭ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести теоретическое исследование основ приватизации в системе ГРЭ;
- проанализировать эффективность приватизации в системе ГРЭ;
- разработать рекомендацию по совершенствованию приватизации в системе ГРЭ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ…………………………………….....4
1.1. Понятие и сущность приватизации в системе ГРЭ …………………4
1.2. Особенности экономического регулирования в сфере приватизации……………………………………………………….…………….14
1.3. Нормативно-правовая база приватизации в системе ГРЭ…………………………………………………………….………………….23
2. Анализ эффективности формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………………………...35
2.1. Общая характеристика государственного регулирования приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………35
2.2. Оценка эффективности экономического регулирования приватизации …………………………………………………………………….45
3. Основные направления совершенствования приватизации в системе ГРЭ………………………………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………..65
Список используемых источников………………………………………68

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИВАТИЗАЦИЯ курсач Халтурина.docx

— 158.35 Кб (Скачать файл)

Наиболее часто встречающейся  причиной, побуждающей правительства  различных стран к приватизации предприятий, является низкая эффективность  последних. Многие другие причины, как  правило, являются либо производными, либо дополняющими ее.

Так, вследствие неэффективности  государственных предприятий в  отдельных странах нередко увеличиваются  бюджетные расходы, из-за правительственной протекции государственных предприятий на рынке обостряется проблема монополизма, что опять-таки негативно сказывается на эффективности производства, а по причине чрезмерной регламентации увеличивается техническое отставание объектов госсектора от мирового уровня.

  • Совершенствование народно-хозяйственной структуры. 

В случае, если средства, выручаемые от приватизации, не идут на покрытие бюджетного дефицита или выплату долгов, а  расходуются на финансирование долгосрочных инвестиционных программ, в стране может быть достигнут заметный эффект прогрессивной реструктуризации. В экономике всегда есть узкие места, глобальные и частные проблемы, для решения которых у частного капитала мотивации недостаточно.

Продажа объектов государственной  собственности и санирование  за счет вырученных денег других отраслей, регионов, финансирование инфраструктуры, научных исследований могут улучшить отраслевую и региональную структуры  в целом, повысить конкурентоспособность  национальной экономики.

Нужно отметить, что в  процессе приватизации государственная  собственность может оставаться неизменной, если вырученные средства вместе с внутренним накоплением  используются на новые капиталовложения, или уменьшиться, если средства от приватизации используются на другие нужды. 

  • Функция пополнения бюджета и обслуживания государственного долга.

В период перехода от одной  общественно-экономической системы  к другой резко возрастает нагрузка на государственный бюджет. Государству  приходится в значительной степени  административными мерами создавать  хозяйственную систему, адекватную новой идеологической и административно-политической надстройке, а это требует дополнительных расходов.

В этих условиях одним из источников относительно безболезненного  пополнения бюджета, как правило, недостаточного для покрытия бюджетного дефицита, являются средства от приватизации государственной  собственности. Роль этих средств зависит  от многих факторов: размера дефицита, продолжительности бюджетного кризиса, организованности и эффективности  продажи государственной собственности, платежеспособного спроса и заинтересованности потенциальных покупателей.

Наряду с дополнительными  поступлениями средств фискальная функция приватизации способствует оздоровлению бюджета за счет сокращения расходов на содержание государственного сектора в результате продажи  нерентабельных объектов. 

Обслуживание государственного долга является одной из возможных  функций приватизации. Это непроизводительное расходование средств, но необходимое, так же как использование их на покрытие дефицита государственного бюджета.

Резюмируя вышесказанное, нужно отметить, что рассмотренные функции приватизации имеют различную, часто взаимоисключающую направленность. Средства от приватизации могут быть использованы для финансирования структурных изменений в народном хозяйстве или на «латание дыр» в бюджете; государственные объекты целиком или в виде акций могут перейти в собственность национальных средних слоев населения или быть переданы иностранцам в уплату долгов. Одновременно эти действия невыполнимы. Многообразные функции приватизации свидетельствуют о широких возможностях применения ее в качестве средства государственного регулирования экономики в условиях стабильно существующего строя и, особенно, в переходный период.

Можно сформулировать ряд  принципов приватизации, основанных на приватизационном опыте как в  развитых странах с рыночной экономикой, так и в бывших социалистических государствах.

  1. Приватизация не является догмой, и в соответствии со своим предназначением государственная собственность будет существовать как необходимое дополнение к рыночному механизму. Отбор объектов для приватизации должен производиться особенно тщательно с учетом их необходимости для общих условий воспроизводства, обеспечения населения общественными благами, а также низкими ценами на некоторые товары и услуги, занятости.
  2. Как правило, приватизации должна предшествовать реструктуризация монополий и предприятий, чтобы повысить ее финансовую эффективность, антимонопольное воздействие и доступность продаваемых объектов или их долей для широких масс населения в целях создания и укрепления средних слоев собственников и предпринимателей.
  3. Приватизация должна проводиться постепенно, после серьезной организационной, экономической и политической подготовительной работы.
  4. На первом этапе приватизации необходимо сохранение прежнего объема и номенклатуры производства. Изменение их в случае необходимости должно носить постепенный и плавный характер, чтобы не привести к нарушению сложившихся в стране разделения труда, отношений специализации и кооперирования, объема и структуры экспорта. 
  5. Обязательным условием приватизации являются новые инвестиции и совершенствование системы управления в соответствии с главной целью приватизации – повышением эффективности функционирования приватизируемого объекта.
  6. При приобретении в собственность или долгосрочной аренде государственного хозяйственного объекта новый хозяин должен гарантировать определенный уровень занятости на приватизируемом объекте, сохранение льгот по социальному обеспечению, имевшихся ранее на государственном предприятии (например, собственный пенсионный фонд для выплаты дополнительных пенсий, служебные квартиры или субсидии на оплату коммунальных услуг для ветеранов).
  7. В ряде случаев приватизацию целесообразно проводить путем выпуска и распространения «народных акций», призванных сделать совладельцами собственности десятки, сотни тысяч граждан, в первую очередь нынешних и бывших работников приватизируемых объектов, что ведет к привлечению дополнительных средств для инвестиций, улучшению отношения к труду и социального климата. «Народные акции» в течение определенного времени не должны допускаться к обращению на фондовых рынках.
  8. Приватизация не должна носить формальный, закрытый и недобросовестный характер перехода государственной собственности в частные руки, когда на предприятиях не происходит позитивных изменений, положение трудового коллектива ухудшается, а доходы новых собственников обеспечиваются за счет повышения цен и продажи активов.
  9. Приватизация должна проводиться с учетом соображений национальной экономической безопасности. Некоторые объекты могут продаваться физическим или юридическим лицам страны без права их переуступки иностранцам и иностранным компаниям. 

Процессы приватизации и  национализации в недалеком прошлом  проистекали в зависимости от кризисов и войн, необходимости развития нерентабельных научных направлений, производств, развития отсталых районов  и превращения отдельных предприятий  в рентабельные и конкурентоспособные. В странах с развитой экономикой граница между увеличением госсектора и приватизацией подвижна, она зависит от состояния экономического цикла, рентабельности государственных объектов и вызванной этими обстоятельствами заинтересованности частного капитала в приобретении конкретных объектов или передаче их государству.

В устойчивой рыночной экономике  приватизация государственной собственности, как и выкуп отдельных объектов и отраслей, государственное капитальное  строительство, является средством  государственного регулирования экономики, служащим генеральной цели – укреплению экономики государства.

Приватизация в условиях перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночному играет совершенно особую, системообразующую роль в формировании новых рыночных отношений в переходный период. Переход от социализма к капитализму осуществляется первоначально на идеологическом, политическом, институциональном уровне. Задача переходного периода – привести в соответствие отношения власти и собственности, ибо многопартийная система, основанная на демократических свободах, может базироваться только на рыночных отношениях при определяющей роли частной собственности. 

Таким образом, основываясь  на мировом опыте, выше был сформулирован  ряд принципов приватизации. Отметим, что обязательные условия приватизации – новые инвестиции, совершенствование  системы управления, сохранение определенного  уровня занятости и социального  обеспечения, формирование и поддержка  средних слоев. Приватизация обязательно  должна проводиться с учетом соображений  национальной безопасности и будущего страны, каждый шаг в процессе приватизации должен быть обоснованным, публичным  и доступным общественному контролю.

 

    1. Особенности экономического регулирования в сфере приватизации

 

В этом пункте мы рассмотрим основные концепции приватизации. В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссийчаще всего  оказываются  понятия  «частная  собственность»,  «приватизация»,«разгосударствление», «коммерциализация».

В  соответствии  с  «традиционным»  подходом   общественная   и   частнаясобственность рассматриваются как два антагонистических типа  собственности. Именно  этот  подход  имел  наибольшее  распространение  и   обоснование   вэкономической литературе  советского  периода.  В  его  рамках  даже  мелкаячастная  собственность,   основанная   на   собственном   труде,   считаласьантагонистичной общественной.

Второй подход — «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как«трудовой» и «эксплуататорский» характер  собственности.  Понятие  «трудоваясобственность»  может  включать  в  себя,  помимо  общественной,  и частнуютрудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

Третий  подход,  который  по  его  собственному  критерию  можно  назвать«субъектным»,   тяготеет   к   отождествлению   частной   и   индивидуальнойсобственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно  можно назвать «западным»: в соответствии  с  нимнегосударственная собственность  является частной (хотя и не вся – отдельновыделяется кооперативная собственность). Поэтому и  приватизация  понимаетсякак разгосударствление, т.е. переход средств производства  из  собственностигосударства   в    собственность    пайщиков,    акционеров,    коллективов,индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако  приватизация  не  сводится  к  общей   политике   дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив,  онапредставляет собой элемент  государственного  регулирования  долговременногохарактера.  Коммерциализация  предприятий   федеральной   и   других   видовгосударственной собственности, не  подлежащих  приватизации,  проявляется  втом, что в условиях рынка они  функционируют  на  общественных  началах  каксубъекты предпринимательской деятельности.

  Массовый характер  приватизация может  принять   только  при  использованииразных   методов  (в  частности,  акционирования   и   конкурсной   продажи).

Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость  приватизации  и деприватизации – двух возможных методов государственного  воздействия на формирование  экономической   структуры   общества,   границ   приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.[21, c. 175]

Рассмотрение методологических  основ  разгосударствления  и  приватизациипозволяет  раскрыть  экономическое  содержание  приватизации   как   системыо тношений по  изменению формы собственности на  средства  производства  сгосударственной    на    частную    под    непосредственным     воздействиемгосударственных органов.

При продаже предприятия  происходит реальная приватизация  государственной собственности.  Преобразование  предприятия  в  акционерное  общество  можноназвать  формальной  приватизацией,  так  как  после  выкупа  акций  бывшего государственного предприятия членами трудового  коллектива  остальные  акции остаются в государственной собственности, и  требуется  время,  пока  их  не выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений  приватизации раскрывается через ее  цели.  Вэтом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее  инструмент. 

Приватизацияспособствует демонополизации производства. К  сожалению,  резкий  переход  какционированию  крупных  предприятий  произошел   без   их   предварительнойреорганизации  и  коммерциализации.  Это   не   позволило   увязать   задачиприватизации   и   демонополизации. 

Следует   учитывать,   что    проблемудемонополизации  удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и  нетолько методами разукрупнения. Взаимосвязь  приватизации  и  демонополизациинастолько сложна,  что  использование  разрешенных  программой  приватизацииметодов  приводило к разрушению  сложившихся  отраслевых  научных  комплексовпри  выходе из них структурных подразделений.

Реализация целей приватизации взаимно противоречива.  Явные  противоречиясуществуют  между  принципами  социальной  справедливости  и   экономическойэффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости  в целяхускорения  процесса  разгосударствления  и приватизации.  Важным  средствомприватизации является перераспределение доходов и имущества.

Приватизация  является  тем   звеном   экономической   реформы,   котороеодновременно  создает предпосылки для реализации других направлений  реформы.

Приватизация разворачивается  в условиях  изменения  политической  обстановкипри  переходе   от   «дирижистской»   модели   регулирования   экономики   к «неолиберальной».   Обратный   переход   может   сопровождаться    процессом деприватизации.  Это подтверждает  постоянный  характер   приватизационногопроцесса как   инструмента   государственного   регулирования.  

Проведениеприватизационных  мероприятий  в   России   сталкивается   с   целым   рядомобъективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых  преобразованийнесопоставим  с аналогичными  процессами  в других  странах. Практическиотсутствовала  инфраструктура  рынка капиталов.  Резкий  спад  производствазначительно усложнил  оценку  потенциала  низко  рентабельных  предприятий.Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти  условия  объясняютнеизбежную   неэквивалентность   продажи   государственного   имущества    инеобходимость   привилегий   для   различных   групп   населения   (трудовыхколлективов, безработных и т.п.).

Приватизация является важнейшим  инструментом институциональной  политики,и  ее  осуществление ведет к формированию  новой социально-экономическойструктуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле  сделала реформынеобратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей.

Информация о работе Приватизация в системе ГРЭ