Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:26, курсовая работа
Целью работы является изучение феномена приватизации в системе государственного регулирования российской экономики,определение путей совершенствования приватизации в системе ГРЭ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести теоретическое исследование основ приватизации в системе ГРЭ;
- проанализировать эффективность приватизации в системе ГРЭ;
- разработать рекомендацию по совершенствованию приватизации в системе ГРЭ.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ…………………………………….....4
1.1. Понятие и сущность приватизации в системе ГРЭ …………………4
1.2. Особенности экономического регулирования в сфере приватизации……………………………………………………….…………….14
1.3. Нормативно-правовая база приватизации в системе ГРЭ…………………………………………………………….………………….23
2. Анализ эффективности формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………………………...35
2.1. Общая характеристика государственного регулирования приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………35
2.2. Оценка эффективности экономического регулирования приватизации …………………………………………………………………….45
3. Основные направления совершенствования приватизации в системе ГРЭ………………………………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………..65
Список используемых источников………………………………………68
Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация правсобственности.[20]
Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении.
Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных вчастные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акцийданных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. Вболее узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когдагосударство перестает быть основным собственником, а покупателями иливладельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающимчастным капиталом.
Имеются различные пути передачи прав собственности изрук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит отполитических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов вкаждой конкретной стране.
Данная форма приватизации
предполагает переводгосударственного
предприятия в частноправовую форму.
Это может происходитьв порядке
общего или частного правопреемства.
Формальная приватизацияничего не
меняет ни в отношениях собственности,
ни в капиталовооруженностипредприят
Для реализации этих задач государство используетинструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационнойприватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений враспределении задач между государством и частными лицами. В таких случаяхформальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительныйэтап для проведения материальной приватизации.
О реальной приватизации говорят в том случае,когда государственное предприятие продается частным стратегическиминвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, намуниципальном уровне и имеет четыре основные формы:
- Продукция – услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией – услугами других предприятий; при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которыепотребляются непосредственно населению;при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
В случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можнопроизводить расчеты с любыми предприятиями – поставщиками.
- Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытогометода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выбореинвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могутиграть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
- Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене.При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
- Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдаетсяведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболееважную роль здесь играет правильное определение реальной стоимостипредприятия.
Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае,когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность егоруководящего состава.
Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когдапредприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этомслучае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнегоруководства.
Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких какразукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов,изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий всоциальной сфере.
Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов.
образование комиссии по оценке поступающих предложений;
В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое
явление. Более 80 стран мира
приняли программы сокращения
государственногосектора. Приватизация
стала важнейшим элементом процесса
экономическогообновления постсоциалистического
мира, развития частной собственности
и наее основе рыночного
хозяйства. Смена социально-экономической
моделипотребовала, прежде всего, глубокой
перестройки отношений
В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаютсяполитические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизациидолжен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода креформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы сразличной скоростью протекают в разных странах, охватывают такие сферы, каклиберализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговаяполитика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. Поэтой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегдаучитывать количественные и качественные различия между странами, где внастоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы.
Кроме того,в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились наразличных этапах экономического и политического развития, что существенноповлияло на условия перехода в каждой из этих странах.
Немецкая модель приватизации
и построения социально-
Официальная позиция в последние 20 лет состоит в том, что государственноеуправление должно носить лишь временный характер. Управлениегосударственными предприятиями должно быть ориентировано на достижениерентабельности и иметь целью повышение конкурентоспособности. Менеджментобязан действовать в духе предпринимательства и обладать максимальновозможной независимостью для осуществления практического руководствапредприятиями. Все предприятия, как частные, так и государственные, должны действовать строго в соответствии с законодательством. Особенно этоотносится к трудовому и социальному законодательству, к уплате налогов исоблюдению экологических норм.
В процессе приватизации государственного
или муниципального имущества его
участники вступают в определенные
правоотношения, от существа которых
зависит, в том числе, вопрос отнесения
приватизационного
Для правильного определения
Законодательство о
Эти отношения являются административными, возникают между различными государственными (муниципальными) органами в сфере управления и характеризуются методом власти и подчинения. Другую группу отношений, регулируемых законодательством о приватизации, составляют гражданские правоотношения, возникающие между равноправными субъектами в связи с переходом прав собственности на приватизируемое имущество.
О.С. Иоффе определяет отличие административных
и гражданских правоотношений, возникающих
при осуществлении
1) Во-первых, гражданские правоотношения отличаются от административных по общему характеру построения: соответственно отношения равенства и отношения власти и подчинения.
2) Во-вторых, по субъектному составу:
отношения с органом,
3) В-третьих, по объекту:
4) В-четвертых, по объему
При приватизации государственного или муниципального имущества гражданско-правовые отношения лиц, независимо от их субъектного состава, характеризуются равенством. Говоря об участии государства в гражданских отношениях, М.И. Брагинский подчеркивал необходимость юридической равноправности субъектов, независимо от того, что всякое правовое отношение регулируется нормами права, установленными или санкционированными государством.
"Вступая в гражданские