Приватизация в системе ГРЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение феномена приватизации в системе государственного регулирования российской экономики,определение путей совершенствования приватизации в системе ГРЭ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести теоретическое исследование основ приватизации в системе ГРЭ;
- проанализировать эффективность приватизации в системе ГРЭ;
- разработать рекомендацию по совершенствованию приватизации в системе ГРЭ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ…………………………………….....4
1.1. Понятие и сущность приватизации в системе ГРЭ …………………4
1.2. Особенности экономического регулирования в сфере приватизации……………………………………………………….…………….14
1.3. Нормативно-правовая база приватизации в системе ГРЭ…………………………………………………………….………………….23
2. Анализ эффективности формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………………………...35
2.1. Общая характеристика государственного регулирования приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………35
2.2. Оценка эффективности экономического регулирования приватизации …………………………………………………………………….45
3. Основные направления совершенствования приватизации в системе ГРЭ………………………………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………..65
Список используемых источников………………………………………68

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИВАТИЗАЦИЯ курсач Халтурина.docx

— 158.35 Кб (Скачать файл)

Действующая ныне система оценки стоимости  имущества предприятий во многом необъективна в силу резких колебаний  экономической конъюнктуры и  непоследовательного поведения  самих предприятий. Приступая к  реализации новой программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

Малая приватизация означает переход  государственных предприятий розничной  торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий сферы бытовых  услуг) в частное владение. Эти  предприятия являются ключевыми  при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку они формируют  спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в России, находящейся в  стадии формирования рыночных отношений, создается спрос предприятий  частного сектора на готовую продукцию.

В то время как приватизация средних  и крупных предприятий требует  значительных усилий и времени, малая  приватизация, судя по опыту стран  переходного периода (включая Восточную  Европу и Россию), является делом  относительно несложным и может  быть быстро проведена. Так, в России к 1 июля 1994 года приватизировано 75,4 % предприятий  торговли, 66,3 % предприятий общественного  питания, 76,4 % предприятий бытового обслуживания населения. Доля объектов, приватизированных путем конкурса, составила 40 %. Следует отметить более  чем шестикратный коэффициент превышения продажной цены над начальной (в среднем по России).

Неоднозначно и отношение трудовых коллективов к конкурсному и аукционному методам продажи предприятий, на которых они работают. Поэтому, хотя работники могут противостоять малой приватизации, комитеты по управлению имуществом должны привлекать их к участию в процессе приватизации. Трудовые коллективы располагают большими финансовыми средствами, чем отдельные индивиды. Они имели возможность получить скидку в 30 % с продажной цены, что делало трудовые коллективы вполне конкурентоспособными при проведении аукциона. Наконец, трудовые коллективы являются мощной политической силой.

Специфика интересов трудовых коллективов  арендных предприятий обусловлена  закрытым характером создаваемых на их базе акционерных обществ и  бесплатным распределением имущества, заработанного за время аренды. Наибольшие разногласия в трудовых коллективах  вызывает решение следующих проблем:

  • точное определение состава и стоимости имущества, подлежащего выкупу;
  • оценка стоимости и выявление долей членов арендного коллектива в приращенном имуществе;
  • определение круга лиц, имеющих право на получение доли приращенного имущества;
  • реорганизация арендного предприятия в общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество закрытого типа.

За вычетом суммы выкупа имущество, отраженное в балансе, является собственным  имуществом арендного предприятия, находящимся в общей долевой  собственности членов трудового  коллектива. Индивидуальные доли работников рассчитываются с учетом заработной платы, стажа и управленческой сложности  труда работника.

Становление полноценной рыночной экономики предполагает развитие рынка  ценных бумаг. Это отмечается практически  во всех программах стабилизации российской экономики и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок России, являются акции  приватизированных предприятий  и приватизационные чеки.

Особенностями приватизационных чеков  как ценных бумаг являлись:

  • их обращение без ограничений,
  • целевой характер использования в качестве платежного средства,
  • безвозмездная форма первичного размещения,
  • массовый объем выпуска, который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценных бумаг.

Привлекательным для юридических  лиц было то, что обращение ваучеров не облагалось налогами на операции с  ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с  сумм, полученных от продажи приватизационных чеков.

Эмиссия приватизационных чеков многими  подвергалась критике. Лучшим контраргументом  является ускорение приватизационного  процесса, создание реальных механизмов участия всего населения в  приобретении акций преобразуемых  предприятий.

В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-за его  несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства населения  была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому  вполне обоснованным было безвозмездное  размещение приватизационных чеков  в качестве дополнительных платежных  средств.

Купля-продажа ваучеров в течение  всего периода их обращения происходила  при рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.

Довольно обоснованной выглядела  и теоретическая поддержка именных  приватизационных бумаг. Это могло  бы предотвратить их попадание на разбалансированный потребительский  рынок. Практика обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций и ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и околобиржевой торговли приватизационными чеками.

Рассмотрение проблем, связанных  с механизмом и итогами чековых  аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов  по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный  порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых  аукционах, является базой для курса  денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных  предприятий в целом достаточно надежны, однако, в настоящее время  все же низкодоходны и малоликвидны.

 

 

2.2. Оценка эффективности экономического регулирования приватизации

 

В 1992 г. Обсуждались различные программы приватизации, подготовленные комиссиями верховного совета и правительством. В середине года был принят проект, который в теоретическом отношении опирался на идеи – представления о частной собственности как наиболее эффективной форме организации хозяйственной деятельности, которая лучше всего реализует “естественные” права человека. Смысл этой программы заключался в ориентации на максимально возможные масштабы и форсированный способ проведения. Конечной целью приватизации объявлялось формирование широкого класса собственников, способных создать социальную базу нового демократического общества; приоритет отдавался накоплению частного капитала.

Действительное содержание кардинального  изменения отношений собственности  маскировалось формулой “народной” приватизации. “Народность” заключалась  в разделе государственной собственности  между всем населением страны путем  выдачи бесплатных ваучеров как юридического права на последующее приобретение определенной части принадлежавшей государству общественной собственности.

Приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости  от пола, возраста, места жительства и характера занятости были использованы в качестве основного инструмента  на ее первом этапе приватизации. Население  России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Стоимость одного ваучера  оценивалась в 10 тыс. руб. в ценах 1991 г.

Каждый владелец чека имел четыре возможности:

1) использовать свой чек при  закрытой подписке на акции  своего предприятия;

2) участвовать в чековом аукционе;

3) купить акции чекового инвестиционного  фонда (640 фондов собрали свыше  60 млн. чеков);

4) продать чек (продано было  около четверти приватизационных  чеков).

Планировалось, что затем в течение 2-х лет владельцы поместят ваучеры  в паевые приватизационные фонды  или непосредственно приобретут акции приватизируемых государственных  предприятий. Часть акций предоставлялась  трудовым коллективам предприятий  и распределялась между их работниками. Внешне простая и демократическая  процедура приватизации была определена так, что на практике не гарантировала  соблюдения интересов преобладающей  части трудящихся и членов их семей.

Во-первых, ваучеры не были именными, т. е. после их продажи владелец терял  прямые права на конкретную собственность. Тем самым организация распределения  и последующего обращения ваучеров была изначально направлена на их концентрацию у владельцев значительных денежных средств, которые у большинства  населения отсутствовали.

Во-вторых, механизм приватизации не учитывал сопровождавшей ее инфляции и обесценивания ваучеров. Компенсации  имущественных потерь населения  от инфляции не предусматривались. В  последующие годы, когда активизировался  процесс перераспределения приватизированных  объектов между новыми собственниками, инфляция способствовала обесцениванию  приобретаемых активов.

Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных  в ходе приватизации акционерных  обществ или чековых инвестиционных фондов. Была решена главная задача – устранена монополия госсобственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа.

Еще в начале приватизационного  процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество в акционерную собственность работников. Впоследствии стоимость государственного имущества оказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможности пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.

Действующая система оценки стоимости  имущества предприятий во многом была необъективна в силу резких колебаний  экономической конъюнктуры и  непоследовательного поведения  самих предприятий. Приступая к  реализации новой программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому  акционирование на этапе послечековой приватизации было затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

Малая приватизация означает переход  государственных предприятий розничной  торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий сферы бытовых  услуг) в частное владение. Эти  предприятия являются ключевыми  при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку они формируют  спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в России, находящейся в  стадии формирования рыночных отношений, создается спрос предприятий  частного сектора на готовую продукцию.

В то время как приватизация средних  и крупных предприятий требует  значительных усилий и времени, малая  приватизация, судя по опыту стран  переходного периода (включая Восточную  Европу и Россию), является делом  относительно несложным и может  быть быстро проведена.

Динамика поступления средств  от приватизации приведена в табл. 1 в процентах. (Рассмотрен период 10 лет).

 

Таблица 1

Количество приватизированных  предприятий и поступление средств от приватизации

 

Год

Число

приватизированных

предприятий

Получено  средств от приватизации в текущих  ценах, %

1993

42924

100

1994

21905

237

1995

10152

357

1996

4997

85

1997

2743

811

1998

2129

67

1999

1536

70

2000

2274

340

2001

2287

40

2002

2557

136

     

 

Пик приватизации приходится на 1993 г., когда было приватизировано 42,9 тыс. государственных предприятий. Количество приватизированных предприятий  сокращалось ежегодно примерно в 2 раза. Эти данные относятся к общему числу объектов приватизации, включая  на ряду с крупными средние и малые предприятия. Большие количества первых лет (1993-1995 гг.) объясняются, прежде всего, широкой приватизацией небольших предприятий, а также выделением из крупных предприятий отдельных производственных и вспомогательных подразделений. Это подтверждается структурой приватизированных предприятий по формам собственности и отраслям экономики (табл. 2).

Информация о работе Приватизация в системе ГРЭ