Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:19, контрольная работа
Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.
Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. "Управлять - значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль.
1. Система принципов управления организациями, их сущность,
содержание и практическая значимость.
2. Принципы управления А. Файоля и его последователей.
Тесты
Среди них можно выделить два главных направления стратегического характера. Первое связано с необходимостью совершенствования органов государственного контроля, в том числе деятельности судебной системы, и усилением их позитивного влияния на работу деловых организаций. В рамки этого направления входит разработка законодательных актов, регулирующих экономическую деятельность. Второе - с введением в иерархическую систему управления деловых организаций методов управления, характерных для общественных организаций.
Очевидно, что эффективное воздействие
органов государственной власти
на деловые организации возможно
только в том случае, если государственная
система построена на принципах,
препятствующих развитию негативных тенденций
в системе управления самого государственного
аппарата. Подобные государственные
системы принято
Исполнительная власть в демократических системах построена на основе строгой иерархии, но контроль за ее деятельностью возлагается на демократические институты управления, которые используют коллективные принципы управления. В том числе: выборность руководителей и формирование аппарата управления на выборной основе (всеобщие выборы, тайное голосование, равноправие при выдвижении кандидатов и т.д.), равный доступ всех членов организации к информации, коллегиальный метод принятия решений.
В качестве примера использования в структурах управления деловых организаций приемов, характерных для общественных организаций, можно привести устав акционерного общества, где оговорены права общего собрания при решении некоторых ключевых вопросов управления организацией и предусмотрена выборность руководителя. Характеризуя воздействие внешних организаций на деятельность системы управления организацией, следует также отметить, что в демократических государственных системах предусмотрена и законодательно закреплена возможность влияния общественных организаций, действующих на региональном, профессиональном, групповом или даже государственном уровне на деловые организации. Это, в частности, региональные и профессионально ориентированные профсоюзные организации, общества защиты прав потребителей, общества защиты окружающей среды и защиты животных. При устранении недостатков иерархических структур особое значение приобретает разработка методов выявления отклонений от нормы в работе деловых организаций уже на начальном этапе их развития (диагностика заболевания по аналогии с выявлением болезней человека) и реорганизация системы управления (лечение). Способы борьбы с недостатками иерархических систем следует отнести к процедурам оперативной коррекции деятельности деловой организации.
2. Принципы управления А. Файоля и его последователей.
.
Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно- металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами французских концернов. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля" Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении. Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов управления, следуя которым, но убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.
Файоль утверждал: «Управлять — это значит предвидеть, организовать, руководить, координировать и контролировать»(14стр11). Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных функций:
— техническая (технологическая) деятельность (производство, обработка, применение);
— коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен);
— финансовая деятельность (поиски и оптимальное использование капитала);
— обеспечение безопасности (защита собственности и людей);
— отчетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, расходы, статистика);
— деятельность по управлению (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).
Эти шесть
групп деятельности будут присутствовать
во всех сферах бизнеса, но в различной
степени. При этом управление будет
занимать значительное место в деятельности
высшего управленческого
Файоль также разработал четырнадцать принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления:
1. Разделение труда (повышает
квалификацию и уровень
2. Полномочия и ответственность
(право отдавать команды и
3. Дисциплина (четкое и ясное
взаимопонимание между
4. Единоначалие (распоряжение только
от одного руководителя и
5. Единство направления (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных
7. Вознаграждение персонала (
8. Централизация (уровень
9. Скалярная цепь (четкое построение
цепей следования команд от
руководителя к подчиненным). Скалярная
цепь – это ряд лиц, стоящих
на руководящих должностях, начиная
от лица, занимающего самое высокое
положение в этой цепочке, - вниз,
до руководителя низового
10. Порядок (все должны знать своё место в организации).
11. Справедливость (к рабочим следует
подходить справедливо и по-
12. Стабильность рабочего места
для персонала (кадры должны
находиться в стабильной
13. Инициатива (менеджеры должны
поощрять подчиненных
14. Корпоративный дух (следует
создавать дух единства и
Анри Файоль не обошел вниманием взаимосвязь между внешней средой и организацией. Он утверждал, что компания должна иметь план действий, который основывается:
— на ресурсах фирмы (здания, инструмент, сырье, кадры, производственные мощности, сеть сбыта, репутация и т. п.); на учете состава и значимости незавершенного производства;
— на будущих тенденциях, которые в известной мере зависят от технических, коммерческих, финансовых и других условий, подверженных изменениям, важность и сроки которых не могут быть определены заранее(14 стр. 19).
Далее он
указывает, что «организация должна
выполнять следующие управленче
— обеспечивать тщательную разработку и строгое выполнение плана;
— следить за тем, чтобы кадровая и материальная составляющие организации соответствовали целям, ресурсам и потребностям фирмы»(15 стр.10.)
В последующие годы в рамках классического подхода возрастающее внимание уделялось постановке целей как предпосылке любой организационной работы. Л. Урвик, например, подчеркивает необходимость детализации целей для определения обоснованности существующих видов деятельности и возможности организации новых, более прибыльных: Ряд авторов, включая Аллена, указывают на то, что установление целей помогает определить приоритеты в управлении. В частности, это позволяет определить «ключевые» подразделения и виды деятельности.
Классический подход, помимо детальной спецификации функций в соответствии с целями и стратегией, концентрирует внимание на следующих моментах:
— группировка работ в сектора, секторов в отделы и более крупные подразделения;
— делегирование полномочий;
— определение ответственности за исполнение;
— установление формальных отношений между работниками, с тем чтобы каждый знал свое место в группе.
Хотя классическая школа сосредоточила внимание на перечисленных проблемах, следует для полноты добавить еще одну: организация работы непосредственных исполнителей.
Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль(15 стр 24).
1. Предвидение (планирование) - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не только планировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывались ресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов.
По Файолю, управление означает взгляд вперед, и процесс предвидения и планирования является центральным в предпринимательской деятельности, т.е. менеджер должен оценивать будущее и предвидеть его. Для эффективного функционирования организации необходим план, который обладает единством, неразрывностью, гибкостью и точностью.
Эти характеристики реализуются следующим образом:
- задачи каждого подразделения организации связаны друг с другом (единство);
- проводится как краткосрочное, так и долгосрочное планирование (неразрывность);
- имеется возможность адаптировать план к изменяющимся обстоятельствам (гибкость);
-осуществляется предсказание направления действия (точность).
Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.
2. Организация - функция органа управления организацией, сущностью которой является создание самой управленческой структуры организации, т.е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию ресурсов и формирование условий, необходимых для ее нормальной работы, а именно: