Принципы управления организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.
Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. "Управлять - значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль.

Содержание

1. Система принципов управления организациями, их сущность,
содержание и практическая значимость.

2. Принципы управления А. Файоля и его последователей.

Тесты

Вложенные файлы: 1 файл

теория управления.docx

— 68.45 Кб (Скачать файл)

Среди них можно  выделить два главных направления  стратегического характера. Первое связано с необходимостью совершенствования органов государственного контроля, в том числе деятельности судебной системы, и усилением их позитивного влияния на работу деловых организаций. В рамки этого направления входит разработка законодательных актов, регулирующих экономическую деятельность. Второе - с введением в иерархическую систему управления деловых организаций методов управления, характерных для общественных организаций.

Очевидно, что эффективное воздействие  органов государственной власти на деловые организации возможно только в том случае, если государственная  система построена на принципах, препятствующих развитию негативных тенденций  в системе управления самого государственного аппарата. Подобные государственные  системы принято характеризовать как демократические.

Исполнительная власть в демократических  системах построена на основе строгой  иерархии, но контроль за ее деятельностью возлагается на демократические институты управления, которые используют коллективные принципы управления. В том числе: выборность руководителей и формирование аппарата управления на выборной основе (всеобщие выборы, тайное голосование, равноправие при выдвижении кандидатов и т.д.), равный доступ всех членов организации к информации, коллегиальный метод принятия решений.

В качестве примера использования  в структурах управления деловых  организаций приемов, характерных  для общественных организаций, можно  привести устав акционерного общества, где оговорены права общего собрания при решении некоторых ключевых вопросов управления организацией и  предусмотрена выборность руководителя. Характеризуя воздействие внешних организаций на деятельность системы управления организацией, следует также отметить, что в демократических государственных системах предусмотрена и законодательно закреплена возможность влияния общественных организаций, действующих на региональном, профессиональном, групповом или даже государственном уровне на деловые организации. Это, в частности, региональные и профессионально ориентированные профсоюзные организации, общества защиты прав потребителей, общества защиты окружающей среды и защиты животных. При устранении недостатков иерархических структур особое значение приобретает разработка методов выявления отклонений от нормы в работе деловых организаций уже на начальном этапе их развития (диагностика заболевания по аналогии с выявлением болезней человека) и реорганизация системы управления (лечение). Способы борьбы с недостатками иерархических систем следует отнести к процедурам оперативной коррекции деятельности деловой организации.

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы управления А. Файоля и его последователей.

.

          Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно- металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами французских концернов. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля" Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении. Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов управления, следуя которым, но убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Файоль утверждал: «Управлять — это значит предвидеть, организовать, руководить, координировать и контролировать»(14стр11). Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных функций:

— техническая (технологическая) деятельность (производство, обработка, применение);

— коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен);

— финансовая деятельность (поиски и оптимальное  использование капитала);

— обеспечение  безопасности (защита собственности  и людей);

— отчетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, расходы, статистика);

— деятельность по управлению (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).

Эти шесть  групп деятельности будут присутствовать во всех сферах бизнеса, но в различной  степени. При этом управление будет  занимать значительное место в деятельности высшего управленческого персонала  и значительно меньшее (или вообще отсутствовать) в деятельности персонала, непосредственно занятого в производстве, или младшего управленческого персонала. Специально подчеркивается, что управленческая деятельность универсальна для любой организации.

Файоль также разработал четырнадцать принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления:

1. Разделение труда (повышает  квалификацию и уровень выполнения  работы). Специализация является  естественным порядком вещей.  Целью разделения труда является  выполнение работы, большей по  объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается  за счет сокращения числа целей,  на которые должны быть направлены  внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность  (право отдавать команды и нести  ответственность за результаты). Полномочия есть право отдавать  приказ, а ответственность есть  её составляющая противоположность.  Где даются полномочия – там  возникает ответственность.

3. Дисциплина (четкое и ясное  взаимопонимание между рабочими  и менеджерами, базирующееся на  уважении к правилам и договоренностям,  существующим в организации; в  основном – результат возможностей  руководства). Дисциплина предполагает  послушание и уважение к достигнутым  соглашениям между фирмой и  её работниками. Установление  этих соглашений, связывающих фирму  и работников, из которых возникают  дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие (распоряжение только  от одного руководителя и подчиненность  только       одному руководителю).

5. Единство направления (один  руководитель и единый план  для каждого набора действий  по достижению каких-то единых  целей). Каждая группа, действующая  в рамках одной цели, должна  быть объединена единым планом  и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов  общим (интересы одного работника  или группы работников не должны  превалировать над интересами  компании или организации). Менеджер  должен добиваться с помощью  личного примера и жесткого, но  справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп  и подразделений не превалировали  над интересами организации в  целом.

7. Вознаграждение персонала (оплата  должна отражать состояние организации  и стимулировать людей на работу  с отдачей). Для того чтобы обеспечить  верность и поддержку работников, они должны получать справедливую  зарплату за свою службу.

8. Централизация (уровень централизации  и децентрализации должен зависеть  от ситуации и выбираться таким  образом, чтобы давать лучшие  результаты). Как и разделение  труда, централизация является  естественным порядком вещей.  Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная цепь (четкое построение  цепей следования команд от  руководителя к подчиненным). Скалярная  цепь – это ряд лиц, стоящих  на руководящих должностях, начиная  от лица, занимающего самое высокое  положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена.  Было бы ошибкой отказываться  от иерархической системы без  определенной необходимости в  этом, но было бы ещё большей  ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам  бизнеса.

10. Порядок (все должны знать  своё место в организации).

11. Справедливость (к рабочим следует  подходить справедливо и по-доброму). Это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места  для персонала (кадры должны  находиться в стабильной ситуации).Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива (менеджеры должны  поощрять подчиненных выдвигать  идеи).Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух (следует  создавать дух единства и совместных  действий, развивать бригадную форму  работы).

Анри  Файоль не обошел вниманием взаимосвязь между внешней средой и организацией. Он утверждал, что компания должна иметь план действий, который основывается:

— на ресурсах фирмы (здания, инструмент, сырье, кадры, производственные мощности, сеть сбыта, репутация и т. п.); на учете состава  и значимости незавершенного производства;

— на будущих  тенденциях, которые в известной  мере зависят от технических, коммерческих, финансовых и других условий, подверженных изменениям, важность и сроки которых  не могут быть определены заранее(14 стр. 19).

Далее он указывает, что «организация должна выполнять следующие управленческие функции:

— обеспечивать тщательную разработку и строгое  выполнение плана;

— следить  за тем, чтобы кадровая и материальная составляющие организации соответствовали  целям, ресурсам и потребностям фирмы»(15 стр.10.)

В последующие  годы в рамках классического подхода  возрастающее внимание уделялось постановке целей как предпосылке любой  организационной работы. Л. Урвик, например, подчеркивает необходимость детализации целей для определения обоснованности существующих видов деятельности и возможности организации новых, более прибыльных: Ряд авторов, включая Аллена, указывают на то, что установление целей помогает определить приоритеты в управлении. В частности, это позволяет определить «ключевые» подразделения и виды деятельности.

Классический  подход, помимо детальной спецификации функций в соответствии с целями и стратегией, концентрирует внимание на следующих моментах:

— группировка  работ в сектора, секторов в отделы и более крупные подразделения;

— делегирование  полномочий;

— определение  ответственности за исполнение;

— установление формальных отношений между работниками, с тем чтобы каждый знал свое место  в группе.

Хотя  классическая школа сосредоточила  внимание на перечисленных проблемах, следует для полноты добавить еще одну: организация работы непосредственных исполнителей.

 

Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль(15 стр 24).

1. Предвидение (планирование) - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не только планировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывались ресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов.

По Файолю, управление означает взгляд вперед, и процесс предвидения и планирования является центральным в предпринимательской деятельности, т.е. менеджер должен оценивать будущее и предвидеть его. Для эффективного функционирования организации необходим план, который обладает единством, неразрывностью, гибкостью и точностью.

Эти характеристики реализуются следующим  образом:

- задачи каждого подразделения организации связаны друг с другом (единство);

- проводится как краткосрочное, так и долгосрочное планирование (неразрывность);

- имеется возможность адаптировать план к изменяющимся обстоятельствам (гибкость);

-осуществляется предсказание направления действия (точность).

Планирование  основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.

2. Организация - функция органа управления организацией, сущностью которой является создание самой управленческой структуры организации, т.е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию ресурсов и формирование условий, необходимых для ее нормальной работы, а именно:

Информация о работе Принципы управления организациями