Принципы управления организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.
Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. "Управлять - значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль.

Содержание

1. Система принципов управления организациями, их сущность,
содержание и практическая значимость.

2. Принципы управления А. Файоля и его последователей.

Тесты

Вложенные файлы: 1 файл

теория управления.docx

— 68.45 Кб (Скачать файл)

♦ Соответствие людей структуре, т. е. вначале следует разработать  структуру, а затем приступать к  подбору кадров.

♦ Создание специального и "генерального" штабов. Основной функцией специального штаба должна быть разработка рекомендаций для руководителя. Задачей "генерального" штаба является подготовка и передача приказов руководителя, контроль и  координация текущей работы.

♦ Сопоставимость прав и ответственности, т. е. любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую и  равную ответственности.

♦ Диапазон контроля (число лиц, непосредственно  подчиненных руководителю). Диапазон контроля находится в сильной  зависимости от личных качеств и  способностей руководителя, поэтому  он не может быть жестко регламентирован. Рекомендованная Урвиком норма управляемости составляет 5—6 человек.

♦ Специализация. Урвик выделял три типа специализации работников управленческого труда: по цели, характеру выполняемых операций, типу потребителя или географическому признаку.

♦ Определенность. Для обеспечения  определенности в деятельности организации  необходимо, чтобы по каждой должности  были в письменном виде определены права, обязанности и ответственность (прототип современных должностных  инструкций).

Вебер различает три типа организаций, в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель:

I. Харизматический — организацию возглавляет руководитель с исключительно привлекательными личностными качествами.

II.Традиционный — в случае смены руководителя в организации все работники по традиции подчиняются новому человеку, заменившему прежнего лидера.

III.Идеальный (бюрократический) — основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации. Вебер считал, что только бюрократический тип организации в состоянии обеспечить максимальную эффективность производства. Результаты своих исследований он изложил в работе "Теория социально-экономической организации». Появление бюрократического типа организации сопряжено с возникновением особого социального слоя работников, специализирующихся в области управления (профессиональных менеджеров). Для бюрократии характерно наличие вертикальной иерархии, основанной на административных методах управления. Главная роль в организациях бюрократического типа принадлежит различного рода "бюро", основные функции которых являются неизменными и не зависят от мнения и взглядов отдельных работников.

Вебер сформулировал принципы построения идеальной организации:

♦ Вся деятельность организации  должна быть расчленена на простейшие операции, каждая из которых формально  закрепляется за конкретным подразделением.

♦ Каждый руководитель наделяется формально  закрепленной властью, основанной на принципе иерархии.

♦ Наличие четких правил, инструкций и стандартов, определяющих порядок  работы и ответственность каждого  члена

организации.

♦ Справедливое отношение к клиентам и подчиненным.

♦ Определенная кадровая политика, обеспечивающая стимулирование работников. "Каждый работник должен занимать должность  в соответствии со своей квалификацией  и компетентностью и должен быть огражден от возможности произвольного  увольнения. Продвижение работников по служебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжительности  и успешности его работы в организации  или же с учетом обоих факторов. Материальное стимулирование необходимо производить с помощью системы  заработной платы, продвижения по службе, установления пенсий.

Основным  достоинством теории Вебера по праву  можно считать разработанные  им и его последователями принцип "скалярной цепи", согласно которому передача команд и распоряжений осуществляется последовательно с высших на низшие уровни управления по определенной управленческой цепи; принцип "единства распорядительства", устанавливающий, что подчиненный  должен получать приказы только от одного начальника; принцип "исключения рутинных проблем", позволяющий руководителям сосредотачиваться на решении действительно важных вопросов функционирования организации, отсекая менее важные и второстепенные. К недостаткам учения Вебера можно отнести следующее. Вебер рассматривал не всю организацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В отличие от Вебера, Черч основное внимание уделял изучению проблем управления производством. В своей работе "Наука и практика управления». К числу указанных функций он относит проектирование, оборудование, распорядительство, учет и оперирование.

Проектирование призвано определить формы, размеры и свойства продукции. Черч выделял в функции проектирования следующие основные этапы:

 

• расчленение проектируемой продукции  на отдельные узлы и детали;

• разработку технологических процессов  изготовления узлов и деталей;

• координацию работ по проектированию продукции;

• проведение мероприятий по снижению трудоемкости изготовления продукции;

• выбор сырья и материалов;

• организацию конструкторского бюро.

Оборудование  предполагает оснащение предприятия  необходимыми основными фондами, а  также построение генерального плана  предприятия. Для организации производства необходимо решение таких вопросов, как организация складов, определение  потребности в сырье, материалах и полуфабрикатах, прогнозирование  объемов выпуска продукции, установка  оборудования для изготовления намеченного  количества продукции и т. д. Распорядительство  представляет собой координирование  всех прочих функций. Черч рассматривал распорядительство с двух сторон: установочной и административной. Установочный этап распорядительства предполагает разработку определенной схемы обязанностей. На административном этапе осуществляется подбор и расстановка кадров, которые будут эти обязанности исполнять. Учёт заключается в отражении всего происходящего на предприятии. По мнению Черча, учет подразделяется на технический и счетоводный (т. е. бухгалтерский). Оперирования заключается в переработке сырья и материалов в готовую продукцию. Научные достижения Черча сыграли важную роль в процессе становления науки об управлении производством. Многие его рекомендации актуальны и в настоящее время. Существенный вклад в развитие административной школы менеджмента внесли такие видные ее представители, как Дж. Муни и А. Рейли. Их взгляды на управление изложены в работе "Принципы организации" (1939 г.). В указанной работе дано определение организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. О мнению Дж. Муни и А. Рейли, определение цели является непременным условием нормального функционирования любой организации. Достижение общей цели возможно лишь при наличии полного взаимопонимания среди работников организации. Следовательно, основная задача руководства организации заключается в направлении всех усилий работников на достижение общей цели. Этого можно достичь при условии неукоснительного соблюдения принципов иерархии власти, разделения труда и координации.

Основным результатом научных  разработок Файоля и его последователей является административная (классическая) модель организации, базирующаяся на четырех основных принципах:

1.функциональное разделение труда;

2.скалярная цепь команд;

3.единство распорядительства;

4.диапазон контроля.

Административная  школа менеджмента вообще отличается игнорированием отдельного человека и  его потребностей. За это ее представители  часто подвергаются справедливой критике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

 

1. Четырнадцать принципов научного управления разработал:

а) Э. Мэйо;

б) М. Вебер;

в) А. Файоль;

г) Ф. Гилберт.

 

2. К принципам управления, отвечающим современному представлению о роли и возможности человека в организации, относятся:

а) работа с людьми, направленная на их удовлетворенность;

б) разделение труда;

в) стабильность персонала;

г) децентрализация  управления;

д) делегирование  полномочий;

е) доверие  к людям;

ж) деловое  участие каждого работающего  в общих результатах

деятельности  организации.

 

3. Для современных организаций не являются наиболее значимыми такие принципы управления, как:

а) иерархия управления;

б) ответственность перед потребителями  продукции (услуг);

в) лояльность и доверие к работникам организации;

г) непосредственное участие менеджеров в работе групп.

 

 

 

 

Литература

 

1.  Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. -М.: Дело, 1996 г.

2. «Социальный  менеджмент» - Валова Д.В. , Академия труда и социальных отношений, 1999г.

3. «Учебник  по менеджменту» МГУЛ

4. http://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

5.Граждан  В. Д. Теория управления М.  Гардарики 2005

6.Виханский  О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек,  стратегия, организация, процесс.  – М., 2005г.

7. http://sbiblio.com/biblio/archive/sociolorg/5.aspx

1 Файоль А. Общая и промышленная администрация. Указ. соч.— С. 67.


Информация о работе Принципы управления организациями