Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:19, контрольная работа
Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.
Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. "Управлять - значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль.
1. Система принципов управления организациями, их сущность,
содержание и практическая значимость.
2. Принципы управления А. Файоля и его последователей.
Тесты
♦ Соответствие людей структуре, т. е. вначале следует разработать структуру, а затем приступать к подбору кадров.
♦ Создание специального и "генерального" штабов. Основной функцией специального штаба должна быть разработка рекомендаций для руководителя. Задачей "генерального" штаба является подготовка и передача приказов руководителя, контроль и координация текущей работы.
♦ Сопоставимость прав и ответственности, т. е. любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую и равную ответственности.
♦ Диапазон контроля (число лиц, непосредственно подчиненных руководителю). Диапазон контроля находится в сильной зависимости от личных качеств и способностей руководителя, поэтому он не может быть жестко регламентирован. Рекомендованная Урвиком норма управляемости составляет 5—6 человек.
♦ Специализация. Урвик выделял три типа специализации работников управленческого труда: по цели, характеру выполняемых операций, типу потребителя или географическому признаку.
♦ Определенность. Для обеспечения определенности в деятельности организации необходимо, чтобы по каждой должности были в письменном виде определены права, обязанности и ответственность (прототип современных должностных инструкций).
Вебер различает три типа организаций, в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель:
I. Харизматический — организацию возглавляет руководитель с исключительно привлекательными личностными качествами.
II.Традиционный — в случае смены руководителя в организации все работники по традиции подчиняются новому человеку, заменившему прежнего лидера.
III.Идеальный (бюрократический) — основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации. Вебер считал, что только бюрократический тип организации в состоянии обеспечить максимальную эффективность производства. Результаты своих исследований он изложил в работе "Теория социально-экономической организации». Появление бюрократического типа организации сопряжено с возникновением особого социального слоя работников, специализирующихся в области управления (профессиональных менеджеров). Для бюрократии характерно наличие вертикальной иерархии, основанной на административных методах управления. Главная роль в организациях бюрократического типа принадлежит различного рода "бюро", основные функции которых являются неизменными и не зависят от мнения и взглядов отдельных работников.
Вебер сформулировал принципы построения идеальной организации:
♦ Вся деятельность организации должна быть расчленена на простейшие операции, каждая из которых формально закрепляется за конкретным подразделением.
♦ Каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, основанной на принципе иерархии.
♦ Наличие четких правил, инструкций и стандартов, определяющих порядок работы и ответственность каждого члена
организации.
♦ Справедливое отношение к клиентам и подчиненным.
♦ Определенная кадровая политика, обеспечивающая стимулирование работников. "Каждый работник должен занимать должность в соответствии со своей квалификацией и компетентностью и должен быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение работников по служебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжительности и успешности его работы в организации или же с учетом обоих факторов. Материальное стимулирование необходимо производить с помощью системы заработной платы, продвижения по службе, установления пенсий.
Основным достоинством теории Вебера по праву можно считать разработанные им и его последователями принцип "скалярной цепи", согласно которому передача команд и распоряжений осуществляется последовательно с высших на низшие уровни управления по определенной управленческой цепи; принцип "единства распорядительства", устанавливающий, что подчиненный должен получать приказы только от одного начальника; принцип "исключения рутинных проблем", позволяющий руководителям сосредотачиваться на решении действительно важных вопросов функционирования организации, отсекая менее важные и второстепенные. К недостаткам учения Вебера можно отнести следующее. Вебер рассматривал не всю организацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В отличие от Вебера, Черч основное внимание уделял изучению проблем управления производством. В своей работе "Наука и практика управления». К числу указанных функций он относит проектирование, оборудование, распорядительство, учет и оперирование.
Проектирование призвано определить
формы, размеры и свойства продукции.
Черч выделял в функции
• расчленение проектируемой
• разработку технологических процессов изготовления узлов и деталей;
• координацию работ по проектированию продукции;
• проведение мероприятий по снижению трудоемкости изготовления продукции;
• выбор сырья и материалов;
• организацию конструкторского бюро.
Оборудование предполагает оснащение предприятия необходимыми основными фондами, а также построение генерального плана предприятия. Для организации производства необходимо решение таких вопросов, как организация складов, определение потребности в сырье, материалах и полуфабрикатах, прогнозирование объемов выпуска продукции, установка оборудования для изготовления намеченного количества продукции и т. д. Распорядительство представляет собой координирование всех прочих функций. Черч рассматривал распорядительство с двух сторон: установочной и административной. Установочный этап распорядительства предполагает разработку определенной схемы обязанностей. На административном этапе осуществляется подбор и расстановка кадров, которые будут эти обязанности исполнять. Учёт заключается в отражении всего происходящего на предприятии. По мнению Черча, учет подразделяется на технический и счетоводный (т. е. бухгалтерский). Оперирования заключается в переработке сырья и материалов в готовую продукцию. Научные достижения Черча сыграли важную роль в процессе становления науки об управлении производством. Многие его рекомендации актуальны и в настоящее время. Существенный вклад в развитие административной школы менеджмента внесли такие видные ее представители, как Дж. Муни и А. Рейли. Их взгляды на управление изложены в работе "Принципы организации" (1939 г.). В указанной работе дано определение организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. О мнению Дж. Муни и А. Рейли, определение цели является непременным условием нормального функционирования любой организации. Достижение общей цели возможно лишь при наличии полного взаимопонимания среди работников организации. Следовательно, основная задача руководства организации заключается в направлении всех усилий работников на достижение общей цели. Этого можно достичь при условии неукоснительного соблюдения принципов иерархии власти, разделения труда и координации.
Основным результатом научных разработок Файоля и его последователей является административная (классическая) модель организации, базирующаяся на четырех основных принципах:
1.функциональное разделение
2.скалярная цепь команд;
3.единство распорядительства;
4.диапазон контроля.
Административная школа менеджмента вообще отличается игнорированием отдельного человека и его потребностей. За это ее представители часто подвергаются справедливой критике.
Тест
1. Четырнадцать принципов научного управления разработал:
а) Э. Мэйо;
б) М. Вебер;
в) А. Файоль;
г) Ф. Гилберт.
2. К принципам управления, отвечающим современному представлению о роли и возможности человека в организации, относятся:
а) работа с людьми, направленная на их удовлетворенность;
б) разделение труда;
в) стабильность персонала;
г) децентрализация управления;
д) делегирование полномочий;
е) доверие к людям;
ж) деловое участие каждого работающего в общих результатах
деятельности организации.
3. Для современных организаций не являются наиболее значимыми такие принципы управления, как:
а) иерархия управления;
б) ответственность перед
в) лояльность и доверие к работникам организации;
г) непосредственное участие менеджеров в работе групп.
Литература
1. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. -М.: Дело, 1996 г.
2. «Социальный менеджмент» - Валова Д.В. , Академия труда и социальных отношений, 1999г.
3. «Учебник по менеджменту» МГУЛ
4. http://www.cfin.ru/management/
5.Граждан В. Д. Теория управления М. Гардарики 2005
6.Виханский
О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек,
стратегия, организация,
7. http://sbiblio.com/biblio/
1 Файоль А. Общая и промышленная администрация. Указ. соч.— С. 67.