Принятие решения в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:20, лекция

Краткое описание

понятие управленческого решения. Развитие науки о управленческих решениях, классификация управленческих решений;
Проблемы, структура проблемы, динамика проблемы;
Качество управленческого решения;
Моделирование процесса принятия управленческого решения.

Вложенные файлы: 1 файл

печать.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

Тема №1: «Принятие решения в  менеджменте»

  1. понятие управленческого решения. Развитие науки о управленческих решениях, классификация управленческих решений;
  2. Проблемы, структура проблемы, динамика проблемы;
  3. Качество управленческого решения;
  4. Моделирование процесса принятия управленческого решения.

1. 1. Понятие управленческого решения. Развитие науки о управленческих решениях, классификация управленческих решений;

Управленческое решение-выбор одного варианта развития ситуации из множества других вариантов

Управленческое решение- творческий акт субъекта управления, определяющий программу действий объекта управления по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знаний (объективных) законов функционирования систем и анализа информации во внешней и внутренней среды организации.

история науки о управленческом решении:

Классификация управленческого решения:

  1. по источнику возникновения:
    1. инициативные;
    2. по предписанию;
  2. по способу доведения:
    1. устные;
    2. письменные;
  3. по субъекту принятия решения:
    1. индивидуальные;
    2. коллективные;
    3. коллегиальные решения (решение – коллективно, принимает решение - один);
  4. степень новизны:
    1. рутинные (объединенные, простые);
    2. новаторские (творческие);
  5. по наличию информации:
    1. определенные;
    2. вероятностные;
    3. неопределенные;
  6. по целевой направленности:
    1. одноцелевые
    2. многоцелевые;
  7. по методам разработки:
    1. количественные (количественный метод);
    2. эвристические (опыт, предвидение и т. д.);
  8. по содержанию:
    1. экономические решения;
    2. технические;
    3. социальные;
    4. организационные;
  9. по периоду действия:
    1. краткосрочные (оперативные, дог 1 года);
    2. среднесрочные (до 3-х лет);
    3. долгосрочные (стратегические).

1. 2. Проблемы, структура проблемы, динамика проблемы;

 

субъект ЛПР - лицо принимающее решение


 

   УП – управленческое  решение


           объект проблема


 

 

Проблема – (препятствие, преграда) объективно возникающие в ходе развития, познания вопрос или комплекс вопросов, решения которых представляют субъективный практический или стратегический интерес.

Признаки  проблемы.

  1. обязательность решения;
  2. неповторимость ситуации и выбора;
  3. наличие трудностей при рассмотрении альтернатив решения проблемы;
  4. неопределенность последствий принятия решений;
  5. необходимость учета множества  факторов;
  6. присутствие человеческого фактора.

Внутренняя структура проблемы.

Предмет, объект, субъект, связи и цель решения.

  • Предмет - проблемы характеризуется главным противоречием;
  • Объект – место где проблема возникла;
  • Субъект – то, что связано с проблемой;
  • Вязи – характеризуют структурные межэлементные связи внутри проблемы и связи с другими проблемами т. е. с чем связана проблема;
  • Цель решения – для чего необходимо решать проблему.

Схема принятия решения.

 

 






Алгоритм диагностики  проблемы.


1-структура проблемы;

                                          2- требуемый результат (для чего?);

                                                   3 – действия по разрешению                                                                         проблемы (как?);

                                                    4 – общие и частные сроки решения проблемы (когда?);

5 – ответственные  лица (кто?).

 

 

 

 

 

 

Методы  диагностики проблемной ситуации.

  1. метод построения причинно-следственной диаграммы;
  2. метод построения профиля причины;
  3. метод экстраполяции.

1-й метод «Метод  построения причинно-следственной  диаграммы»:

 

 

 

Пояснение:

Причина А – причина 1 –ого уровня;

А1 – причина 2- ого  уровня;

А 3.1 – причина 3 –его уровня.

  - построение проблемы;


  - решение проблемы.


Пример:

 


 

2 – ой метод «Метод построения  профильной диаграммы»


 

Пояснения:

Разные отрезки показывают

разное значение причины. Всего

на диаграмме их около 10,                             проблема

т.е все заштрихованные.                    Проблема

Длина этих отрезков показывает,

какая причина наиболее важна.

Таким образом определяем влияние 

причины на формирование проблемы.

3-ий метод- «Метод  экстраполяции»

Один из способов экстраполяции  – метод критических уравнений.

 

  

 

                                              


                                                                               

 По оси (Y) показано значение показателей таких как: производительность труда, прибыль, численность персонала, объем и т. д.

По оси (Х) показано время, при этом до деления -6 – показано настоящее, а после этого деления  будущее, таки образом при пересечении  значения оси (Y) – 6(мах значений) с графиком показало наличие проблемы, которая возникла при пересечении мах уровня.

                                                                             


 

  

 


 

 

 

 

На данном графики  проблема возникнет при пересечении  графиком мin значения оси (Y).

1. 3. Качество управленческого решения;

 

Под качеством управленческих решений понимается совокупность свойств обеспечивающих успешное выполнение управленческого решения и получение определенного эффекта.

В составе  свойств управленческих решений  выделяют:

  1. обоснованность – управленческих решений проявляется в необходимости учета всей совокупности факторов и условий связанных с его разработкой, т. е. в этом случаи особое внимание при разработке управленческого решения выделяется информации;
  2. своевременность решения – любое решение должно приниматься в срок (лучше принять необоснованное решение, чем не принять ни чего);
  3. непротиворечивость – управленческого решения выражается в необходимости его предварительного согласования с ранее принятым, а также проверки соответствующих нпа и решений выше стоящих органов;
  4. конкретность управленческого решения проявляется в четком указании исполнителя, времени и плане исполнения решения (кто, где, как);
  5. простота управленческого решения – решение должно быть простым по форме и по содержанию;
  6. полномочность  – решение должен принимать тот кто имеет на это право, между уровнями власти решение зависит от капиталоемкости ;
  7. эффективность власти – определяется отношение ожидаемого и достигнутого эффекта с затратами на его разработку и реализацию у правленческого решения. Два вида эффективности: социальная и экономическая.


 

 

 

 

 

 

 

           

            

              общие показатели                                             общие показатели   

             частные показатели                                           частные показатели                       

 

 

 

  • общие показатели социальной эффективности – носят качественный характер: показатели удовлетворенности – потребителей, руководители компании, поставщики, собственники компании и т. д.;
  • частные показатели: носят количественный характер – текучесть кадров в организации, количество конфликтов за определенный период, общий социально-психологический климат в коллективе, количество претензий со стороны потребителей, наличие послепродажного сервиса, своевременность работы с клиентами, квалифицированный уровень, профессиональный состав;
  • общие показатели:

- ресурсные – доходы  на ресурсы: ;

- затраты – доходы  на затраты:  (очень часто совпадают т. к. Эз = Эр);

  • частные показатели экономической эффективности:

     - производительность  труда;

     - коэффициент использования  мощностей;

     - коэффициент выполнения  норм и т. д.

Показатели  качества процесса управления.

Рр – количество реализованных управленческих решений;

Ррн – количество решений реализованных  не верно;

Рп – количество принятых управленческих решений (К    1).


На качество управленческих решений  влияет огромное количество факторов, множество из них действуют до принятия решения, многие в ходе принятия решения.

1. 4. Моделирование процесса принятия управленческого решения.

 

Схема принятия управленческого решения(модель основанная на системном подходе  в управлении):


;;                              запрос для уточнения информации 


 

 

 

 

 

 

Из всей поступающей  информации отбирается то, что может  иметь прямые решения к будущим  решениям. По мере поступления новой  информации память обновляется. Задача 1-ого этапа состоит в сжатии входной информации т.е. уменьшению избыточности  и преобразованию к требуемому виду. 2. – го – формируется вывод на соответствии ситуации одному из известных по опыту образований, либо по неповторимости данной ситуации. От 2-го к 1-му идет обратная связь, т. к. на 2-м возможен запрос дополнительной информации. На 3-ем этапе разрабатываются альтернативные варианты различными методами. 4 – производственная оценка вариантов решения с помощью критериев оценки (показателя эффективности) получаем количественной или качественный результат передается в 5 блок, где происходит принятие управленческого решения т. е. окончательный выбор одной из альтернатив. Обратная связи из 5 в3 может помочь для будущих у. р.

Математические  модели принятия у. р. ( основанные на количественном подходе в управлении).

   Моделирование – совокупность математических функций и ограничений.

F=<So, T, R, Z, O, A, f, k, Aont>, где

So – проблемная ситуация т. е. некое математическое описание отправной точки проблем ситуации;

Т – время необходимое  для принятия у. р. (при стратегическом Т- высоко, при оперативном - низкое);

R – ресурсы необходимые для принятия решения (людские, финансовые, материальные и т. д.) R=<R1.R2,Rn ресурсы ограниченные т. е. R ограниченные для принятия у. р. Также как и Т;

Z – совокупность целей преследующих организацией при принятии у. р. Z=<Z1, Z2, Z3, Zn – совокупность целей которые преследуются при принятии у. р.;

 O – совокупность ограничений O=<O1, O2, ……Op> (законодательство, этические характеристики, квалификация и т. д.);

A – множество альтернативных вариантов решения A=<A1, A2, …An>;

f- функции предпочитаемые ЛПР, зависят от личных качеств ЛПР;

k – совокупность критериев выбора наилучшего решения K=<K1, K2, …Kn> (срочность, сроки поставки и т. д. );

Aont – наилучшее оптимальное решение с точки зрения всего выше сказанного.

 

Тема № 2: «Разработка  и реализация у. р.»

  1. основные этапы разработки у. р. ;
  2. подготовка к разработке у. р.;
  3. разработка у. р.;
  4. принятие и реализация у. р.

2.1. Основные этапы разработки  у. р. ;

 

Основные  этапы разработки у. р.:

  1. получение информации о ситуации(мах точно

и т. д. собрать информацию. Сбор информации-

постоянный, систематический);

  1. определение целей организации – длительный,

системный и постоянный процесс.

Используется метод  дерева целей;

  1. разработка оценочной системы;
  2. анализ ситуации – используется для изучения

 ситуации, является  ли данная ситуация проблемой; 

  1. диагностика проблемы (необходимо

 выяснить внутреннюю  структуру проблемы и 

причины);

  1. разработка прогноза развития ситуации

(спрогнозировать как будет развиваться

Информация о работе Принятие решения в менеджменте