Принятие решения в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:20, лекция

Краткое описание

понятие управленческого решения. Развитие науки о управленческих решениях, классификация управленческих решений;
Проблемы, структура проблемы, динамика проблемы;
Качество управленческого решения;
Моделирование процесса принятия управленческого решения.

Вложенные файлы: 1 файл

печать.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

 ситуация без принятия  у. р. );

  1. генерирование альтернативных вариантов

решения        - предложить как можно больше у. р.;

  1. отбор основных вариантов у. р.  –

отбросить нежизнеспособные варианты;

  1. разработка сценариев развития ситуации

– как может развиваться ситуация при каждом


у. р. (Метод сценариев  с помощью 

которого можно осуществить  построение, метод

 построения прогнозного  графа);

  1. экспертная оценка основных

вариантов – предварительный  отбор первого 

варианта и представление его ЛПР;

 

  1. коллективная экспертная оценка – здесь в 

разработку включается ЛПР;

  1. Принятие у. р. ЛПР;
  2. разработка плана (как данное у. р. Будет

 реализовываться)  – определяются сроки, исполнители,

 необходимые ресурсы;


  1. контроль и реализация плана – основная задача

данного этапа -  выявление  отклонений от реализации

 плана;

                                               план                                                                                 


 

 

  1. анализ результатов развития ситуации – после

 реализации решения  – достигли поставленной цели  или нет?

 Происходит накопление  опыта.

 

 

2. 2. Подготовка к разработке у. р.;

 

 

Этапы:

1.получение информации о ситуации.

                                                         Характеристика информации:


                                                           -  количественная – наиболее простая                                                                                                    

              информация              -  качественная – основанная на

субъективных оценках

(объективная не зависящая  от человека,

 субъективная –представление человека о …..).

Качественную информации выдвигают эксперты. Сбор информации – основная цель систематизации информации.

2. определение цели.

Цель – конкретное, конечное состояние будущего к которому стремиться организация.

Требования к целям:

  • конкретность – четкое представление к чему стремимся;
  • понятность – т. е. цель должна быть понятна всем;
  • непротиворечивость – цели не должны противоречить друг другу;

          Один из эффективных способов  установление целей – Дерево  целей.


 

  - Процесс установления целей происходит сверху вниз;


- Процесс реализации целей происходит  с низу вверх (с самой маленькой до стратегической);

Установление целей  – 1,2,3 уровня устанавливает руководитель, 3,4,5 средний уровень, 5,6 низшее руководство.

В организации каждый конкретный руководитель должен знать  свою цель,  цель подразделений и  цель организации.

3. Разработка оценочной системы – в процессе выработки у. р. большое значение имеет адекватная оценка ситуации в этом случае необходимо формирование индикаторов характеризующих состояние ситуации. Индикатор является оценочной системой. 1-й вариант таких индикаторов могут быть индексы: для фондового рынка РФ – индекс РТС (российская товарная система) – показывают состояние товарного фондового рынка; 2-й вариант оценочных систем – рейтинг (Читинская область на 70-м (73,74-?) месте по РФ); 3-й – функциональные показатели – большой набор показателей. Например: показатель ликвидности показывает на сколько предприятие может рассчитаться со своими долгами.

Состав одиночной системы.

  • Критерии характеризующие объект оценки;
  • Шкалы с использованием которых оценивается объект оценки (график для температуры тела);
  • Принципы выбора на основании которых делается вывод о наличии проблемной ситуации.
  1. основной задачей анализа ситуации является выявление факторов определения динамики ее развития.

Методы.

    • Корреляционный анализ  - выявляет математические зависимости между факторами;
    • Метод цепных постановок;
    • Метод элиминирования – определяет влияние отдельного фактора при использование всех других факторов.
  1. Диагностика ситуации – на основе проведенного ранее анализа выявляются наиболее чувственные моменты которые могут привести к нежелательному развитию ситуации. Производится осознание того что ситуация – проблемная, на основании чего производится диагностика, выявляется внутренняя среда проблемы, внешняя.

Правильному пониманию  проблемной ситуации способствует:

  1. Определение закономерностей развития ситуации;
  2. Определение механизма с помощью которого может быть указано воздействие на ситуацию;
  3. Определение ресурсов на проведение этих механизмов в действие;
  4. Определение активных составляющих ситуации которые могут оказать активное (существенное) воздействие на ее развитие.

Вывод: адекватная диагностика проблемной ситуации способствует принятию эффективного у. р.

  1. Разработка прогноза развития ситуации. Основной задачей этого этапа является выявление возможных последствий развития ситуации без принятия у. р. Методы чаще всего носят экспертный характер, т. е. различные способы привлечения экспертов:
  1. Метод экспертных кривых:

График курса  $ : все три представленных графика выдвинуты различными экспертами. Находим  среднюю и   основываясь на это                        (суммируем соответствующие показания и делим на число показаний (3))


 

 

 

 

 

.

7. Генерирование альтернативных вариантов решений.  Задача этапа – выработать идеи, концепции, возможных способов разрешения проблемной ситуации.





 

выработка вариантов  может проходить как самостоятельно ЛПР так и с привлечением экспертов (творческий акт субъекта управления). Основными методами на данном этапе являются экспертные методы генерации (формализация, машинные методы не приемлемы).

Примерный метод для принятия в  условиях риска: эвристические методы.

2. 3. Разработка у. р.;

 

  1. Отбрасываются нежизнеспособные варианты. При этом используется метод ранжирования.
  2. Разработка сценариев развития ситуации по каждому из оставшихся вариантов, составляются возможные варианты.

Методы.

    • Метод сценариев: дерево принятия решений;
    • Методы экспертных оценок (экспертная оценка основных вариантов).
  1. Задача этого этапа – определение наиболее эффективного варианта развития проблемы.

Методы.

  • Экспертной оценки;
  • Теория вероятности;
  • Дерево решений и т. д.

Выбор одного или несколько  вариантов 

2.4.Принятие и реализация у.  р.

 

11. До 11 этапа участие ЛПР не обязательно, а с 11 – обязательно. ЛПР может обладать новой информацией.

Специфические методы.

  • Метод Делфи – многократное анкетирование экспертов;
  • Метод Глушкова – коллективное многократное анкетирование;
  • Метод Перт – метод составления  сетевого графика с помощью метода Делфи.

Проблема – формирование группы экспертов (с условием – не все люди готовы работать в команде).

Факторы влияющие на формирование группы:

  • Профессионализм экспертов;
  • Конформизм – возможность изменения мнения под действием мнений других.
    1. Принятие решения ЛПР – один вариант решения, происходит окончательный выбор варианта, основой для выбора решения является все накопленные ранее информация, но ЛПР может отказаться от всех предложенных вариантов.
    2. разработка плана действия. Происходит определение этапов выполнения данного решения. В ходе реализации возможно отступление от плана.

Применение индикативных (примерное, мягкое) примеров при разработки стратегического управления. При  оперативном решении применяется  более  точное планирование.

    1. контроль реализации плана. Эффективная реализация решения не возможна без осуществления постоянного контроля за ходом реализации:
  • контроль внутренней среды;
  • контроль внешней среды.

Контроль позволяет  своевременно фиксировать наметившиеся отклонения в ходе реализации плана, выявление возможных отклонений. Контроль не должен уподобляться поиску виновных. Наметившиеся отклонения будут проанализированы с целью определения адекватной кодировки плана реализации управления.

15. Анализ результатов развития ситуации. Принятие и реализация управления должно быть подвергнуто тщательному анализу с целью оценки эффективности. Такой анализ должен определять:

  • слабые и сильные места принятого решения и плана его реализации;
  • дополнительные возможности и перспективы, которые были получены в результате произошедшего изменения;
  • дополнительные риски, которые сформировались в результате реализации решения. Этот этап должен сохранить опыт принятия реализации решения.
  1. ая группа – Экономика – математические методы т. е. применение оптимизации задач управления.

Данные методы накапливаются на опыте экономики, математики, кибернетики и т. д.

Виды:

  1. задачи распределения (транспортные задачи):
 

Магазин 1

Магазин 2

Магазин 3

Склад 1

5

3

12

Склад 2

10

2

4

Склад 3

12

2

6


Цель задачи: составить маршрут автотранспорта с минимальными затратами на транспортировку.

  1. задача массового обслуживания;
  2. задачи упорядочения (задача составления расписания и т. д.);
  3. задача замены оборудования (определение срока замены).

2-ая группа: Методы моделирования.

Последовательность: формирование метода→изучение работы→эксперимент→ изучение результатов→ принятие решения на реализацию действий.

Виды моделей:

  1. наглядное моделирование (модели макетов);
  2. физические модели;
  3. технологические модели – на основе средств производства;

 

3- группа  методов  : выработка решений в диалоговом режиме «человек - машина».

Многократное чередование  эвристических (реализованных человеком) и формализованных (выполненных ЭВМ) этапов. Условия эффективного использования данного метода:

  1. удобство общения с компьютером;
  2. психологическая готовность человека взаимопониманию с компьютером;
  3. наличие достаточного машинного интеллекта.

4-ая группа  методов: Экспертные методы.

Данные методы применяются  при отсутствии или нехватки  информации в условиях большой необходимости  при среднесрочном и долгосрочном прогнозировании в условиях дефицита времени.

Информация о работе Принятие решения в менеджменте