Проблемы мотивации финансовых менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проекта – исследование проблем построения мотивации финансовых менеджеров, методов мотивации и определение критериев оценки мотивации. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
определить специфику мотивации финансовых менеджеров;
рассмотреть современные подходы мотивации;
рассмотреть проблемы мотивации финансовых менеджеров.

Содержание

Введение 2
1. Содержание и специфика мотивации финансовых менеджеров 4
2. Современные подходы к мотивации финансовых менеджеров 10
3. Проблемы мотивации финансовых менеджеров 21
Заключение 28
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

мотивация.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Система сбалансированных показателей – это управленческая система, которая переводит миссию и стратегию организации в набор оперативных целей и показателей, помогающих направлять деятельность сотрудников на решение общей задачи. Благодаря ССП менеджеры получают ответы на основные вопросы: за счет чего компания создает свою стоимость, какие процессы являются ключевыми в ее деятельности, каков уровень квалификации персонала и применяемых технологий, насколько они соответствуют выбранной стратегии, какие инвестиции нужно направить на развитие компании с целью достижения ее долгосрочных целей.

Каплан и Нортон предложили свою знаменитую четырехаспектную схему  оценки эффективности компании, включающую:

1) финансы;

2) маркетинг;

3) внутренние бизнес-процессы;

4) обучение и рост.

По каждому из этих блоков компания формулирует ключевые цели (на основе общей стратегии), определяет драйверы эффективности, оценивающие их показатели. 

Обычно финансовые цели стоят во главе древа целей организации.

Финансовые результаты – ключевые критерии оценки текущей деятельности предприятия. Как правило, в качестве типичных целей в рамках финансовой проекции выступают увеличение рентабельности продукции и собственного капитала, чистого денежного потока, чистой прибыли и др. Но нас больше интересует показатель стоимости компании.

Компании, акции которых  не обращаются на рынке и соответственно не может быть определена их рыночная цена, в качестве измерителя стоимости могут выбрать системы внутренних показателей, характеризующих стоимость компании. В данном случае собственниками компании выбирается система, которая, по их мнению, наиболее вероятно соответствует стоимости компаний.

Могут быть предложены следующие системы:

  • Оценка по дисконтированному денежному потоку (DCF);
  • Оценка по EVA (добавленной стоимости);
  • Оценка по отношению прибыли к одной акции;
  • Оценка по взвешенной оценке стоимости компании;

Оценка по дисконтированному  денежному потоку предпочтительна  для компаний торговли, массовой продажи. Рассчитывается дисконтированный денежный поток компании. Если компания ведет учет денежных средств по объектам назначения притока/оттока, тогда денежный поток рассчитывается прямым способом. В противном случае — исходя из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Если собственник заинтересован  более в сохранении активов, чем в получении дохода и наращивании стоимости, то можно применить средневзвешенную оценку стоимости компании (применение одновременно доходных и расходных методов).

Управление, нацеленное на создание стоимости (Value-Based Management) – концепция управления, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения, на ключевых факторах стоимости. Стоимость компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.

Но, как известно, для того чтобы  управлять чем-либо необходимо уметь это измерять. В приложении к VBM(управление, нацеленное на создание стоимости) это означает, что необходим инструмент, позволяющий оценить отдачу от инвестированного в компанию капитала. В 80-х – 90-х годах появился целый ряд показателей, отражающих процесс создания стоимости. Наиболее известные из них – EVA, MVA, SVA, CVA и CFROI.

Market Value Added (MVA)

По-видимому, MVA - самый очевидный  критерий создания стоимости, рассматривающий в качестве последней рыночную капитализацию и рыночную стоимость долгов компании.

MVA рассчитывается как  разница между рыночной ценой  капитала и инвестированным в компанию капиталом [31]:

MVA=Рыночная стоимость +рыночная капитализация - совокупный капитал1                                                                                                                 (2.1)

С точки зрения теории корпоративных финансов MVA отражает дисконтированную стоимость всех настоящих и будущих инвестиций.

 Рассматриваемый показатель (MVA) не отображает эффективность  принятия решений на всех уровнях иерархии, так как на рыночную капитализацию оказывают влияние многие факторы, часть из которых неподконтрольна менеджменту компании. Более того, если результаты работы компании будут оцениваться по данному показателю и мотивационные схемы будут также привязаны к нему, то это может привести к тому, что руководство будет принимать решения, оказывающие краткосрочное влияние на курсовую стоимость акций, но разрушающие стоимость в долгосрочной перспективе.

Economic Value Added (EVA)

Наверно, из всех существующих показателей, предназначенных для оценки процесса создания стоимости компании, EVA является самым известным и распространенным. Причина этого в том, что данный показатель сочетает простоту расчета и возможность определения стоимости компании, а также позволяет оценивать эффективность как предприятия в целом, так и отдельных подразделений. EVA является индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, тогда как отрицательная – о ее снижении.

EVA вычисляется на основании  следующей формулы [31]:

,                                                                              (2.2)

где   чистая операционная прибыль за вычетом налогов, но до выплаты процентов (Net Operating Profits After Taxes);

 – средневзвешенная цена  капитала (WACC);

C – стоимостная оценка  капитала.

В принципе, EVA идентична  категории остаточного дохода (Residual Income - RI), которая была известна в течение многих десятилетий. Важным отличием является то, что при расчете EVA вносятся многочисленные поправки в бухгалтерской отчетности. В основном указанные поправки вносятся для нивелирования общей направленности традиционной бухгалтерской отчетности на интересы кредитора.

Управление структурой капитала.

Между рассматриваемым  показателем и показателем MVA существует очевидная взаимосвязь. Так, например, рыночная стоимость, выраженная в показателе MVA, является, по сути, дисконтированной суммой всех будущих EVA.

Shareholder Value Added (SVA)

SVA определяется как  приращение между двумя показателями  – стоимостью акционерного после некоторой операции и стоимостью того же капитала до этой операции. Часто дается несколько иная трактовка: SVA – это приращение между расчетной стоимостью акционерного капитала (например, методом дисконтированных денежных потоков) и балансовой стоимостью акционерного (собственного капитала). Несмотря на существенные различия этих двух подходов между ними есть общее – для определения SVA необходимо определить рыночную стоимость акционерного капитала. Для этого используются широко известные методы оценки стоимости компании путем дисконтирования денежных потоков.

SVA = расчетная стоимость акционерного капитала – балансовая стоимость акционерного капитала [31].

Основными недостатками данной модели являются трудоемкость расчетов и сложность, связанные с прогнозированием денежных потоков.

Cash Flow Return on Investment (CFROI)

Одним из недостатков  показателя EVA, рассмотренного выше, является игнорирование денежных потоков. Данный недостаток устраняется при расчете показателя CFROI:

CFROI = Скорректированные  денежные притоки (cash in) в текущих  ценах / скорректированные денежные  оттоки (cash out) в текущих ценах  [31]

Другим преимуществом  данного показателя по сравнению с EVA является тот факт, как денежные потоки, генерируемые существующими и будущими активами, так и первоначальные инвестиции выражаются в текущих ценах, т.е. учитывается фактор инфляции.

Одним из главных недостатков данной модели является то, что результат выражается не в сумме созданной (или разрушенной) стоимости, а в виде относительного показателя. Данный факт может служить препятствием при внедрении на предприятии системы VBM, так как для некоторых нефинансовых менеджеров интерпретация данного показателя может не быть столь же ясной, как, например, EVA.

Другим недостатком  данного подхода является сложность  расчета показателя CFROI, так как для этого необходимо идентифицировать все денежные потоки, генерируемые как существующими, так и будущими активами.

Cash Value Added (CVA)

Часто данный показатель также называют Residual Cash Flow (RCF). В последнее время все большее число специалистов отдают предпочтение именно данному критерию создания стоимости, т.к.:

  • в качестве отдачи от инвестированного капитала используется потоковый показатель – денежные потоки (cash flows);
  • в явном виде, в отличие от показателя CFROI, учитываются затраты на привлечение и обслуживание капитала из разных источников, т.е. средневзвешенная цена капитала.

В основе данного показателя лежит концепция остаточного  дохода (residual income), а формула его  расчета имеет следующий вид [31]:

 

,                                                                    (2.3)

 

где AOCF (Adjusted Operating Cash Flows) – скорректированный операционный денежный поток;

WACC – средневзвешенная  цена капитала;

TA – суммарные скорректированные  активы.

Корректировки, вносимые при расчете указанных величин  аналогичны тем, которые рассматривались при обсуждении EVA.

Таким образом, в силу того, что каждый из рассмотренных показателей имеет свои ограничения и недостатки, а также, потому что область стоимостных показателей является относительно новой отраслью знаний, некоторые авторы предлагают комбинированное использование нескольких показателей при оценке процесса создания стоимости. На наш взгляд, такой подход не будет оптимальным, так как эффективность системы VBM может быть достигнута при подчинении всех значимых управленческих решений единой цели, что предполагает наличие единого критерия, на основе которого строится и оценка эффективности, и система мотивации. Поэтому, в каждом конкретном случае менеджмент предприятия должен выбрать соответствующий стоимостной показатель исходя из соображений оперативности, выгод и затрат, связанных с получением информации, необходимой для его расчета.

При правильной и адекватной оценке стоимости компании и собственно вклада финансовых менеджеров в увеличение стоимости своей компании, руководство решает вопрос о том, какими способами будут вознаграждены менеджеры, что, в свою очередь, и будет служить мотиватором.

1. Бонусы (премии).

Будучи наиболее простым и понятным способом мотивации, выплата бонуса наиболее широко распространена в практике российских компаний. Уже достаточно давно выплата сотрудникам ежегодного бонуса считается хорошим тоном для большинства успешных работодателей.

Несмотря на кажущуюся простоту, бонус может быть структурирован самыми разными способами и в  зависимости от структуры может выполнять различные функции. С этой точки зрения необходимо различать гарантированные, негарантированные и произвольные бонусы.

1.1. Гарантированный бонус обозначается  в трудовом договоре как выплата,  осуществляемая в дополнение  к установленной ежемесячной заработной плате, при условии, что работник отработал установленный календарный период: как правило, год или полгода. Такого рода бонус соответственно мотивирует работника не на выполнение каких-либо задач, установленных работодателем, а на отказ от предложений других работодателей. Гарантированный бонус, таким образом, может быть применим для мотивации абсолютно любого сотрудника, которого работодатель не хочет потерять.

12. Выплата негарантированного  бонуса ставится в зависимость  от достижения сотрудником или компанией (либо ее подразделением) тех или иных показателей в определенном календарном периоде. Показатели, от которых зависит выплата негарантированного бонуса, должны быть заранее четко определены и зафиксированы в трудовом договоре или в документе, на который в трудовом договоре имеется ссылка. Среди показателей, к которым привязывается выплата негарантированного бонуса менеджеров, часто встречаются доход или прибыль компании, выполнение утвержденного бюджета или бизнес-плана, стоимость акций компании.

1.3. Произвольный бонус  отличается от гарантированного  и негарантированного бонусов тем, что выплачивается исключительно по усмотрению работодателя. Произвольный бонус направлен на повышение общей лояльности работника работодателю; соответственно для того, чтобы достичь максимального мотивирующего эффекта, произвольные бонусы должны быть регулярными и предсказуемыми.

Многие компании устанавливают  бонусы не только в трудовых договорах  с конкретными работниками, но и в отдельных внутренних документах — положениях о премировании. Основное отличие такого подхода состоит в том, что в этом случае критерии получения бонуса известны работникам заранее, а сам бонус привязан не к конкретному сотруднику, а к любому лицу, занимающему ту или иную должность.

Информация о работе Проблемы мотивации финансовых менеджеров