Проектирование организационной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе, будут рассмотрены: основные понятия организационной структуры управления и современные разработки в этой области. И продемонстрировано, что при формировании организационных структур главное внимание отводится приданию им динамичности с тем, чтобы они могли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней и внешней средам, и что, структура управления может развиваться наподобие живого организма. Цель курсовой работы-спроектировать организационную структуру машиностроительного предприятия ОАО «РРТС».

Содержание

Введение…………………………………………………………………...........................4
1 Современные тенденции изменения организационных структур …………………6
1.2 Современные типы организационных структур……………………………………8
1.3 Проектные структуры………………………………………………………………10
1.4 Матричные структуры………………………………………………………………12
1.5 Бригадные(командные)структуры………………………………………….……..14
2 Проектирование организационной структуры управления на машиностроительном предприятии ОАО «РРТС»
2.1 Анализ факторов, влияющих на формирование организационных структур управления………………………………………………………………………………16
2.2 Матрица функциональных связей…………………………………………………20
2.3 Описание схемы, спроектированной организационной структуры управления...24
3 Анализ разработанной организационной структуры управления ………………27
3.1 Оценка эффективности проектируемой организационной структуры…………27
3.2 Выводы и рекомендации…………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

-от выполнения отдельных функций — к работе над проектом;

-от одной профессии — к широкой специализации;

-от власти руководителей — к власти потребителей;

-от координации сверху — к коммуникациям на каждом уровне;

-от централизации — к децентрализации.

В связи с этим на смену  жестким иерархическим структурам приходят более мобильные и гибкие. В условиях быстрого развития информационных технологий и коммуникационных сетей возрастает роль как индивидуального, так и группового потенциалов сотрудников организации. Более активно использовать потенциал каждого работника позволяют структуры органического типа.

Компании наукоемких отраслей, активно проводят постоянную реорганизацию своих подразделений. Это обусловлено динамичным изменением ситуации на рынке в связи с ускорением морального старения продукции. Угроза захвата рынков конкурентами заставляет руководство фирм осуществлять интенсивные меры по повышению конкурентоспособности, в частности, путем перегруппировки внутренних ресурсов, изменения взаимосвязей внутрифирменных звеньев и характера их взаимодействия. Важнейшим принципом организации деятельности наукоемких фирм является создание условий, при которых становится возможной конкуренция между отделениями. Такая конкуренция дает большие результаты, чем введение ограничений на деятельность того или иного отделения. [3]

Наиболее молодой тип  организационных структур – адаптивная организационная структура, гибкая структура, способная изменяться (адаптироваться) в соответствии с требованиями внешней среды. Также эти гибкие структуры еще называются органическими структурами. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков. Адаптивные структуры в свою очередь подразделяются на проектную организационную (временную) структуру, создаваемую для решения конкретной задачи, и матричную – функционально-временно-целевую структуру.[4]

 

 1.3 Проектные структуры

Типичный руководитель отдела в крупной бюрократической  организации имеет массу различных обязанностей и отвечает за определенные аспекты нескольких разных проектов, видов продукции и услуг. Так, например, глава издательства какого-либо колледжа отвечает за редактирование, выпуск или реализацию десятков или даже сотен различных книг ежегодно. Неизбежно, что даже хороший руководитель в метании между этими обязанностями будет на какие-то виды деятельности обращать больше внимания, а на другие - меньше. Какие-то детали неизбежно выпадут из сферы его внимания и останутся нереализованными. Если каждый из этих проектов отличается небольшим размером и затратами на фоне всей деятельности организации, то указанные проблемы не создают больших трудностей. Так, если несколько запланированных книг выйдут в свет позже намеченного срока или не выйдут никогда, то для крупного издателя это хотя и нежелательно, но и не катастрофично.

Но если это проекты  крупномасштабные, то отсутствие постоянного  внимания к ходу их реализации может  иметь самые серьезные последствия. Для того, чтобы эффективно управлять  крупномасштабными проектами ограниченной длительности (например, строительство плотины, здания, запуск ракеты на Луну, разработка и выпуск новой системы вооружения и т.д.), все большее число фирм стало использовать специальную проектную организацию.

Проектная организация - это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы. Когда, проект завершен, команда распускается. Ее члены переходят в новый проект, возвращаются к постоянной работе на своем «родном» отделе или уходят из этой организации. Схема проектной структуры управления представлена на рисунке 1.

Рисунок 1-Схема проектной  структуры управления.

 

Основное преимущество проектной организации в том, что она концентрирует все  свои усилия на решении одной-единственной задаче. В то время как руководитель обычного отдела должен разрываться между несколькими проектами одновременно, руководитель проекта концентрируется исключительно на нем.

Существует несколько  типов проектных организаций. В  так называемых чистых, или сводных, проектных структурах временная  группа специалистов в сущности представляет собой уменьшенную по масштабам копию постоянной функциональной структуры данной организации. В этом случае руководителю проекта полностью подчинены и все члены группы, и все выделенные для решения этой задачи ресурсы. Чисто проектные структуры используются только для решения каких-либо особенно крупномасштабных задач, например для создания космического корабля. В случае менее крупных проектов затраты на дублирование уже существующих в организации служб в проектной структуре становятся непозволительными. В таких относительно небольших проектах руководитель в основном является консультантом высшего руководства фирмы. Кто-нибудь из высшего руководства организации координирует реализацию проекта в обычной функциональной структуры.

 

1.4 Матричные структуры

Наиболее широко известный  вариант проектной организации  настолько сильно отличается от только что описанных ее типов, что заслуживает  отдельного названия. Он называется матричной  организацией.

В матричной организации  члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель обладает так называемыми проектными полномочиями. Эти полномочия могут варьировать от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до практически чистых штабных полномочий. Выбор конкретного варианта определяется тем, какие права делегирует ему высшее руководство организации.

Руководители проектов в матричной организации отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту. Для того, чтобы они смогли добиться этого, все материальные и финансовые ресурсы по данному проекту передаются в их полное распоряжение. Руководители проекта также отвечают за планирование проекта, особенно за составление графика. Руководитель проверяет ход выполнения проекта, чтобы убедиться, что соблюдены запланированные затраты по проекту, его количественные, качественные и временные показатели. Руководители функциональных отделов делегируют руководителю проекта некоторые из своих обязанностей, решают, как и где должна быть сделана та или иная работа. Руководство функциональных отделов контролирует также ход выполнения задач. Матричная структура организации представлена на рисунке 2.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2-Схема матричной структуры организации

 

Основной недостаток матричной структуры - ее сложность. Она слишком сложная, трудная  и порой непонятная форма организации, чтобы постоянно прибегать к  ней. Очень много проблем возникает  из-за наложения вертикальных и горизонтальных полномочий, что подрывает принцип единоначалия. Исследования показывают, что такое наложение часто приводит к конфликтам. Также в такой структуре ожидаемый результат может и не просматриваться, может также и не появиться опыт межличностного общения, могут не наладиться общие взаимоотношения.

Также могут возникнуть и другие проблемы возникающие: в  борьбе за власть, неприспособленность  к неблагоприятным экономическим  условиям, конформизм в принятии групповых  решений, чрезмерные накладные расходы.

Несмотря на все эти  возможные сложности, матричная  организация стала использоваться во многих отраслях промышленности: химической, банковском деле и страховании, в  производстве фасованных товаров, электронике  и производстве вычислительной техники. Различные варианты матричной организации используются также в больницах, правительственных учреждениях, профессиональных организациях. И легко понять, почему. Матричная структура (если использовать ее эффективно) дает организации возможность получать некоторые преимущества, присущие как функциональным, так и дивизионным структурам. Матричная организация позволяет определенной гибкости, которая никогда не присутствует в функциональных структурах, поскольку в них все сотрудники постоянно закреплены за определенными функциональными отделами. В матричной организации - обратная картина: поскольку сотрудники набираются из различных функциональных отделов для работы в конкретном проекте, по мере появления новых проектов трудовые ресурсы можно гибко перераспределять в зависимости от потребностей каждого проекта.

Помимо значительно  большей гибкости матричная организация  дает большую возможность координации  работ, характерную для дивизионных  структур. Это достигается за счет создания должности руководителя проекта, который координирует все связи между участниками проекта, работающими в различных функциональных отделах.[5]

 

1.5 Бригадные (командные) структуры

Бригадная структура  управления — одна из старинных  форм организации, которая активно возрождается в наше время. В основе этой структуры лежит организация работ по рабочим группам, а сама организационная структура представляет собой совокупность иерархически связанных друг с другом малых групп. Основными принципами такой организации управления являются: автономная работа бригад, групп, артелей; самостоятельное принятие решений внутри бригады и координация работ; отсутствие бюрократических связей и возможность привлечения специалистов из других подразделений. Структура организации, состоящей из бригад разного уровня и профиля представлена на рисунке 3.

Рисунок 3-Бригадная организационная структура

 

Бригадная форма организации  работ позволяет наиболее эффективно воплощать идеи современной философии качества. Особенно эффективным стал этот тип организации в Японии, где на предприятиях создаются условия, при которых рабочие объединяются в группы по изучению методов управления качеством и их применению на своих рабочих местах. Такие группы называют «кружками контроля качества» или «кружками качества». Организационный опыт японских компаний изучают во всем мире. Главная идея такого типа организации состоит в том, что контроль сам по себе не делает продукцию более качественной: она становится таковой в процессе производства. Поэтому нужна структура, при которой сами рабочие и служащие предприятия станут ответственны за качество своего труда, следовательно, станут обладать всеми необходимыми для этого знаниями и навыками.

Таким образом, бригадная  форма эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации и ответственности сотрудников, с высоким уровнем организации, оперативной информации и коммуникаций.[3]

 


Информация о работе Проектирование организационной структуры управления