Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 07:41, курсовая работа
Без развития методов проектирования структур управления затрудняются совершенствование управления и повышение эффективности производства в силу ряда причин: в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления; в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма во многом был подменен внедрением и использованием автоматизированных систем управления (АСУ) - работой исключительно важной, но не единственной в развитии управления на всех уровнях
Глава 1.
Введение
Структура и формы организации
Типы организационных структур
Проектирование организационных структур
Основные метологические принципы
Процесс формирования организационной структуры
Оценка эффективности организационных решений
Корректировка организационных структур
Централизованные и децентрализованные организаций
Индикация структуры
Глава 2.
2.1.Проектирование организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Сибирь»
3.Резюме
4.Вывод
5.Список используемой литературы
Таблица 4
Преимущества |
Недостатки |
Возможность быстро реагировать
и адаптироваться к изменяющимся
внутренним и внешним условиям организации Рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности Усиление контроля за отдельными задачами проекта Сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий Повышение личной ответственности
за выполнение программы в целом
и ее составных элементов |
Сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение Необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям Трудность приобретения навыков необходимых для работы по новой программе |
1.4. Проектирование организационных структур
Решение о проектировании организационной структуры управления
принимается тогда, когда действующая структура неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т. е. Речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределить и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Процесс проектирования оргструктуры состоит из трех основных этапов:
1. Анализ оргструктур;
2. Проектирование;
3. Оценка эффективности.
Первый этап – анализ оргструктур. Анализ действующей оргструктуры
управления признан , установить, в какой мере она отвечает требованием,
предъявляемым к организации, т. е. определяют, насколько структура
управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:
Принципы управления – соотношение между централизацией и
децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне?)
Аппарат управления – перегруппировка подразделений, изменение
взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности.
Функции управления – усиление стратегического планирования
(корректировка ''бизнес плана''), усиление контроля качества продукции.
Хозяйственная деятельность – изменение технологического процесса,
углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации.
В результате анализа можно выявить ''узкие'' места в деятельности
организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии оргструктуры от происходящих изменений внешней среды.
Второй этап-проектирование оргструктур. Методические подходы к
проектированию оргструктуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы:
Аналогий – предполагает использование опыта проектирования структур
управления в аналогичных организациях;
Экспертная – базируется на изучении предложений экспертов –
специалистов. Они могут либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить разработанные проектировщиками структуры;
Структуризации целей – предусматривает выработку системы целей
организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой.
Организационного моделирования – позволяет четко сформулировать
критерии оценки степени рациональности организационных решений. Его суть состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.
В конечном
итоге устанавливаются
Вместе с тем, проектируя новую оргструктуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к оргструктурам, и принципам их построения.
Требования к организационной структуре:
Оптимальность.
Структура управления
Оперативность.
Суть данного требования
принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели
произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать
достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных.
Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.
Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях.
Третий этап-оценка эффективности оргструктур. Оценка эффективности управления может быть приведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления. Отдельные параметры эффективности оргструктуры можно определить, используя ряд коэффициентов:
Коэффициент звенности:
Кзв= Пзв. ф./ Пзв. о,
Где Пзв.ф – количество звеньев существующей оргструктуры;
Пзв. о - оптимальное количество звеньев оргструктуры;
Коэффициент территориальной концентрации:
Кт. к=Ппр. ф./П.
Где Ппр - количество организаций данного типа, функционирующих в
регионе деятельности нашей организации; П. - площадь региона, на которой функционирует все организации данного типа;
Коэффициент эффективности
организационной структуры
Кэ=Рп/Зу
Где Рп – конечный результат, полученный от функционирования
оргструктуры управления; Зу – затраты на управление заработной платы.
В преобладающем большинстве случаев состояние и эффективность
оргструктуры оценивают через показатели, характеризующие деятельность управляемого объекта.
Эффективность управления Эу выражают, как правило, показателем,
представляющим собой
отношение экономичности
Эу= Эс/ Эп= (Ау/ Д)/(Ич.п./ Ст)
Для определения эффективности лучшим является интегрированный
показатель Кэ.ф. у:
Кэ.ф. у=1-(Qу/Lч.п.)/(Fт/Еоф)
Где Кэ.ф. у - эффективности управления; Qу - затраты на управление,
приходящиеся на одного работника управления; Lч. п. – удельный вес
численности управленческих работников в общей численности работающих; Fт –фондовооруженность, стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работающего; Еоф – фондоотдача.
В конечном итоге вся работа по проектированию оргструктур управления сводится к выработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности организации.
1.5. Основные метологические принципы
Одним из
главных недостатков
функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. По этому взаимосвязи различных звеньев систему управления приобретают более важное значение, чем строже установление их функциональной специализации. Это особенно отчетливо проявляется при решении проблем, связанных с созданием корпораций, АО, финансово- промышленных групп, заказов и договоров по запросам потребителей, с комплексным решением проблем качества продукции.
Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному
определению функции управления
и норматив численности как
части общего процесса формирования
организационно – управленческой
структуры, ориентирует исследователей
и разработчиков на более
общие принципы проектирования организаций.
Т. е. он предполагает исходное
определение системы целей организации,
которые обусловливают структуру
задач и содержание функций аппарата
управления.
В единой системе
должны рассматриваться и
организационных структур управления. Эти методы имеют различную природу,каждый из них в отдельности не позволяет решить все важные практические проблемы и должен применятся в органическом сочетании с другими.
Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей. При возникновении проблем, необходимо формулировать численность персонала как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управления должна быть объективно обоснована, для того, чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.
1.6.Процесс формирования организационной структуры
Процесс формирования организационной структуры включает в себя
формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет
принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные
характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование;
Разработка состава основных подразделений и связей между ними –
заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно– целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку
процедур выполнения управленческих работ в подразделениях;
Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления,
разрабатываются специфические документы называющиеся органиграммами.
Органиграммама представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций.
Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде
распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.
1.7. Оценка эффективности организационных решений