Проектирование организационной структуры управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью теоретической части данной работы является: изучение понятия и сущности эффективного менеджмента, его анализ и выбор рационального подхода к оценке эффективности менеджмента.
Для достижения данной цели необходимо исследовать следующий ряд задач:
1. Изучить понятие и сущность эффективности менеджмента
2. Проанализировать систему критериев и показателей эффективности менеджмента
3. Изучить факторы, влияющие на эффективность менеджмента
4. Проанализировать подходы к оценке экономической эффективности менеджмента и выбрать наиболее рациональный подход

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа2.docx

— 46.49 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

«Проектирование организационной  структуры управления предприятием»

Введение

В современной России тема менеджмента особенно актуальна. К 90-м годам 20 века мы подошли со всеобщей управленческой безграмотностью, в  том числе и среди руководителей-реформаторов, что явилось одной из причин кризисов в современной России, спада промышленного  и сельскохозяйственного производства. В настоящее время особую роль играет эффективный менеджмент, т.к. он является основным условием конкурентоспособности  не только предприятия, но страны и  мира в целом.

Целью теоретической части  данной работы является: изучение понятия  и сущности эффективного менеджмента, его анализ и выбор рационального  подхода к оценке эффективности  менеджмента.

Для достижения данной цели необходимо исследовать следующий  ряд задач:

1. Изучить понятие и  сущность эффективности менеджмента

2. Проанализировать систему  критериев и показателей эффективности  менеджмента

3. Изучить факторы, влияющие  на эффективность менеджмента

4. Проанализировать подходы  к оценке экономической эффективности  менеджмента и выбрать наиболее  рациональный подход

Предметом исследования теоретической  части курсовой работы является эффективность  менеджмента.

Объектом исследования теоретической  части данной работы является менеджмент организации.

Актуальность практической части курсовой работы состоит в  том, что эффективная работа любого предприятия зависит от многих факторов, но в первую очередь от типа организационной  структуры управления предприятием. Если структура оптимально разработана, то менеджер сможет добиться эффективной  работы предприятия и сохранять  длительное время конкурентоспособность  на рынке.

Целью практической части  является проектирование организационной  структуры управления рестораном.

Для достижения указанной  цели, необходимо решить ряд задач:

1. Дать характеристику  организации

2. Разработать организационную  структуру

3. Разработать схему организационной  структуры

4. Составить штатное расписание

5. Распределить должностные  обязанности

6. Определить права работников

7. Разработать система  стимулирования персонала

Предмет исследования практической части курсовой работы является организационная  структура управления рестораном «Пихтовое»

Объектом исследования практической части является организация ресторан «Пихтовое».

1. Эффективность  менеджмента

1.1 Понятие и  сущность эффективного менеджмента

стимулирование персонал управление менеджмент

Менеджмент (от англ. management - управление, организация) - система  программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации  производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию  и управление производством, коллективом. Менеджмент - это комплекс взаимосвязанных  действий:

· организация и управление (производством и коллективом);

· постановка и корректировка  задач;

· разработка этапов работы;

· принятие решений;

· налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

· регулирование процессов;

· сбор и обработка информации;

· анализ информации;

· подведение итогов работы.

Цели менеджмента:

· получение (увеличение) прибыли;

· повышение эффективности  хозяйствования;

· удовлетворение потребностей рынка;

· решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

· организация производства конкурентоспособных товаров;

· совершенствование производственного  процесса;

· внедрение новейших наукоемких технологий;

· повышение качества продукции;

· снижение затрат на производство.

Профессионал по организации  и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной  самостоятельностью, называется менеджером.

Где бы ни работал менеджер, он должен быть настоящим знатоком своего дела, чтобы организовывать рентабельную работу предприятия. Современному менеджеру необходимы следующие  качества:

· глубокие познания в организации  производства, экономике, финансах и  своей отрасли деятельности;

· знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно  работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов  деятельности предприятия;

· предприимчивость (способность  добиваться конкретных экономических  и социальных целей благодаря  нахождению и реализации нестандартных  решений);

· новаторство, изобретательность;

· напористость, смелость, целеустремленность.

Ему надо быть лидером в  полном смысле этого слова: уметь  общаться, побуждать работников к  творческой деятельности; отмечать и  оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных ситуаций; быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать  и выдвигать работников; уметь  подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.

Нельзя забывать о социальной направленности менеджмента. Социальная сторона деятельности менеджера  предполагает, с одной стороны, заботу о создании благоприятных условий  работы для своих подчиненных (достойный  уровень оплаты труда, комфортные условия  в производственных помещениях и  др.). Однако есть и другая сторона  социальных обязанностей менеджера, о  которой, к сожалению, многие менеджеры  забывают. Речь идет о необходимости  честного отношения к стране, народу, обществу, которые создали объективные  условия для плодотворной деятельности менеджера и возглавляемой им компании. Здесь возможности для  участия менеджера в решении  социальных проблем безграничны. Это  не только своевременная уплата налогов, но и различные формы благотворительной  деятельности.

Менеджмент - это не только профессия, но и образ мышления, деятельности, жизни.

Современный менеджмент - это  многообразие различных вариантов  действий в конкретных условиях. За минувшие сто лет в мире накоплен богатый опыт менеджмента. Определены закономерности, сформулированы принципиальные выводы и рекомендации. Принято считать, что если предприятие работает нерентабельно, то это означает отсутствие эффективного менеджмента.

Эффективность менеджмента - сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в  том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими  издержками и с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т.д. Для этого существует организация, которая должна обеспечить это преобразование не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Иными словами, затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. В этом и заключается сущность понятия эффекта и эффективной  деятельности. Хороший менеджер видит  организацию как систему зависящих  друг от друга элементов, результативность функционирования которых зависит  от непрерывного развития и движения этой системы.

Основными критериями эффективного управления является определенная множественность  показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем и подсистем. Конечный результат  управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой  результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование  производства, бизнеса и организации  в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих:

· экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;

· социально-экономический  эффект - имеет комплексную природу  сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может  быть переведен в обычный экономический  эффект);

· социальный эффект - вид  эффекта, который принципиально  не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального  конфликта.

Общий эффект можно условно  принять за сумму трех эффектов. Условно, так как показатели эффекта  измеряются по-разному, и напрямую сложить  их не представляется возможным.

Помимо понятия эффекта  используют понятие эффективности. Эффективность - результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся  приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность представляет собой  соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.

Эффективность = Эффект / Затраты

При управлении стремятся  к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению  всех видов эффектов. Затраты в  организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести  их в денежную форму).

Обычно затраты подразделяют на:

· материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;

· трудовые затраты (время  работы и квалификация работников);

· финансовые ресурсы или  деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).

Эффективность можно увеличить  уменьшением любого из перечисленных  ресурсов, и эти пути весьма разнообразны. Используя компьютерную технику, можно  уменьшить трудовые ресурсы и  более экономно расходовать материальные (например, за счет уменьшения отходов  производства путем электронного раскроя  материала). Однако для внедрения  такой техники финансовые затраты  должны быть увеличены.

Наиболее важным источником затрат является аппарат управления. Эффективность деятельности менеджеров напрямую довольно сложно измерить, так  как между решением и результатом  проходит время и множество преобразований. Необоснованные управленческие решения  имеют большую разрушительную силу. Они могут подорвать не только организацию, но и социально-экономическую  систему (например, градообразующие  предприятия и их деятельность). Решения могут быть неэффективными вследствие неправильно выставленных целей, нехватки ресурсов, плохого выполнения работ и т.д.

Итак, эффективность менеджмента  обеспечивается за счет деятельности по оптимизации затрат и увеличения результативности по всем направлениям менеджмента:

· в управлении трудовыми  ресурсами;

· в управлении производством  или при создании операционной системы;

· при определении методов  и структур управления.

1.2 Система критериев  и показателей эффективности  менеджмента

Каждому варианту системы  управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и  задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант  управления, при котором соответствующий  критерий принимает наивыгоднейшее значение. В качестве критерия эффективности  производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие  конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и  др.), и частные показатели использования  отдельных видов ресурсов - труда, основных фондов, инвестиций. Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность  управления. При этом следует исключить  влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного  хозяйственного звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной  деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют  эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными  фондами, материальными ресурсами. Для этого используются частные  показатели. Так, для оценки повышения  эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа  роста производительности труда, повышение  эффективности использования материальных ресурсов характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность  использования основных фондов - показателем  фондоотдачи. При оценке эффективности  управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и  т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Особо важное значение имеют  показатели социальной эффективности  управления (качественные): повышение  научно - технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых  решений; формирование организационной  культуры; управляемость системы; удовлетворенность  трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности  организации; экологические последствия.

Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг  в организации системы управления и достигается экономический  эффект.

1.3 Экономическая  эффективность и факторы, влияющие  на эффективность менеджмента

В теории менеджмента недостаточно внимания уделяется изучению факторов, влияющих на достижение результатов  управления. Основаниями для выделения  служат положение по отношению к  субъекту управления (факторы внешние  и внутренние), а также векторы  активности субъекта (структурные и  активизирующие). Каждая организация, каждый субъект имеют свои внешние  и внутренние факторы влияния  на эффективность управления ситуацией. Они приведены в таблице.

Управление структурными факторами для субъекта означает прежде всего управление делами, а  активизирующими - людьми (Таблица 1).

Таблица 1. Факторы, влияющие на эффективность управления

 

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

 

Активная политика конкурентов

Психологический климат в  коллективе

 

Внезапные изменения в  экономическом положении клиентов

Неравномерность, неритмичность  поставок и перегрузки в работе

 

Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность  работы предприятия

Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени

 

Общественно значимые события

Болезни руководителей и  сотрудников

 

Структурные изменения в  обществе

Мероприятия, проводимые профсоюзным  движением (забастовки, митинги и  т.д.)

 

Неблагоприятные погодные условия

Производственные конфликты

 

Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников

Увольнение или прием  на работу новых сотрудников

 

Мероприятия правительства  по регулированию социальных процессов  за счет работодателей

Расширение или сокращение деятельности организации

 

Репрессивное и агрессивное  к предпринимательству законодательство

Неисправности машин и  оборудования, оргтехники, средств  связи

 

Миграционные процессы, ухудшающие качество населения

Криминальное поведение  клиентов или персонала: воровство, обман, хищения, технический вандализм

 

Резкие колебания на финансовых рынках

Действия влиятельных  лиц, содействующих или мешающих деятельности организации (лобби)

 

Неожиданные изменения конъюнктуры  на рынках энергоресурсов и сырья

Факторы охраны имущества  и безопасности труда

 

Изменения в соотношении  политических сил, влияющих на промышленную политику государства

Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство

 

Новые технологии производства товаров и услуг

Разработка стратегий  управления, согласование с коллективом  планов развития

 

Требования профсоюзов к  технике безопасности и условиям труда

Административный контроль, система поощрения и взыскания

 

Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия  и его руководства

Позитивная мотивация  творческого и производительного  труда сотрудников

 
     

Информация о работе Проектирование организационной структуры управления предприятием