Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:07, курсовая работа
Целью теоретической части данной работы является: изучение понятия и сущности эффективного менеджмента, его анализ и выбор рационального подхода к оценке эффективности менеджмента.
Для достижения данной цели необходимо исследовать следующий ряд задач:
1. Изучить понятие и сущность эффективности менеджмента
2. Проанализировать систему критериев и показателей эффективности менеджмента
3. Изучить факторы, влияющие на эффективность менеджмента
4. Проанализировать подходы к оценке экономической эффективности менеджмента и выбрать наиболее рациональный подход
Структурные факторы управления
требуют рационального подхода,
логики, объективности и
Активизирующие факторы
характеризуют процесс
Экономическая эффективность менеджмента выражает экономическую сущность управленческих отношений. Это, по существу, система взаимоотношений и взаимодействий полученных результатов и произведенных затрат данной деятельности (ресурсов), отражающихся в значениях переменных (показателей).
В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:
где:
Р - результат функционирования системы управления (результирующая составляющая);
3 - затраты на управленческую деятельность, или объем использованных ресурсов (затратная составляющая).
Использование данного подхода требует определения: первой - результирующей составляющей эффективности управления, т.е. результатов этой деятельности, ее продукта; а также, второй - затратной, составляющая эффективности управления организацией представляющая собой соответствующие трудовые, материальные и финансовые затраты или ресурсы, обеспечивающие содержание и функционирование системы управления и используемые в процессе управления.
Осуществить прямое измерение первой, результирующей единицы, практически невозможно. Такому измерению поддается лишь продукт деятельности технических работников и некоторых специалистов, постоянно занятых однородными и нормируемыми трудовыми операциями, а результаты управленческой деятельности проявляются лишь опосредованно - в результатах деятельности организации, подразделения. При этом в качестве таковых можно рассматривать конечные показатели деятельности или показатели экономической эффективности деятельности организаций: валовой доход, прибыль, уровень рентабельности, объем производства, товарооборот и др. Выдвижение в этом качестве прибыли и уровня рентабельности, выражающих конечный результат деятельности организации, автоматически отодвигает на второй план остальные результаты. Управленческая деятельность, направленная на повышение указанных результатов, способствует увеличению экономической эффективности системы управления. Вторая, затратная составляющая эффективности управления организацией не связана напрямую с производством (коммерцией) и выступают в форме издержек управления. Совокупные издержки на управление являются частью издержек производства (коммерции). Затраты на управление объективно определяются содержанием, объемом, масштабом реализуемых тем или иным конкретным субъектом функций управления, уровнем научной организации управленческого труда, технологией осуществления процессов управления, мастерством хозяйственных руководителей и др. Они оказывают существенное влияние на результаты деятельности организации. В структуре затрат на управление важнейшими статьями являются расходы по оплате труда менеджеров и других работников, обслуживающих аппарат управления; расходы на технику управления; текущие расходы на функционирование системы управления (рис. 1).
Рисунок 1. Схема классификации расходов на управление
Вместе с тем в настоящее
время отсутствуют полные и объективные
данные о затратах на управление. Расходы
на управление, отражающиеся в статистической
отчетности, не учитывают всех затрат,
связанных с управленческой деятельностью,
что не позволяет исчислять
1.4 Подходы к
оценке экономической
При первом рассматриваемом,
подходе к определению
Первый метод и соответственно показатель, характеризующий эффективность управления предприятием, носит название затратного. Он опирается на соотношение общего или конечного результата деятельности предприятия к совокупным расходам на управление:
Эм = П/Ру
где:
Эм - эффективность менеджмента;
Ру - расходы на управление;
П - результат деятельности предприятия. В качестве его можно использовать тот или иной показатель деятельности (доходы, объем производства, товарооборот и др.) или конечный (финансовый) результат деятельности предприятия - чистую (нераспределенную) прибыль.
Показатель Эм говорит о том, сколько рублей, к примеру прибыли, получает предприятие на 1 руб. затрат на управление.
Второй метод оценки эффективности менеджмента - ресурсный, выражает соотношение общего или конечного результата деятельности предприятия к величине использованных ресурсов, например численности работников аппарата управления:
Эм = П/Ку
где:
Эм - эффективность менеджмента;
П - результат деятельности предприятия;
Ку - численность административно-
Приведенные показатели экономической
эффективности менеджмента
Следует заметить, что достоверность
показателей эффективности
Динамический показатель эффективности менеджмента (Эмд) можно представить следующим образом:
Эмд = (Пп-Пб)/(Руп-Руб)
где:
Пп, Пq - конечные показатели (к примеру, прибыль) предприятия соответственно в данном и базисном годах;
Руп, Ру6 - расходы на управление соответственно в данном и базисных годах.
Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он отражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.
Рассмотренные показатели эффективности
менеджмента являются частными, а
не обобщающими в оценке уровня функционирования
системы управления. Если их ухудшение
за счет роста численности аппарата
управления сопровождается снижением
уровня издержек обращения, то это свидетельствует
о повышении эффективности
Частные показатели эффективности
менеджмента также затрудняют получение
исчерпывающей однозначной
- отражать конечные целевые результаты хозяйственной деятельности предприятия;
- показывать степень достижения этих результатов; фиксировать уровень управленческих затрат на достижение предприятием поставленных целей.
Данный интегральный показатель
экономической эффективности
Таким образом, интегральный
показатель в отличие от частного
характеризует эффективность
Тем не менее использование интегрального показателя, каким бы комплексным он ни был, не в состоянии отразить всех сторон такого многогранного явления, как эффективность менеджмента. В связи с этим интегральный показатель требует дополнения рассмотренными ранее частными показателями.
Невозможность определения
результатов непосредственно
· Экономическую эффективность управленческого персонала
· Соотношение численности работников управления и всего персонала организации
· Отношение фонда заработной платы работников управления к общему фонду заработной платы организации
· Соотношение стоимости основных фондов системы управления и предприятия в целом
· Коэффициент затрат на
управление на единицу выпускаемой
продукции или оказываемых
· Коэффициент затрат на управление
Кроме того, эффективность менеджмента организации могут характеризовать:
· удельный вес административно-
· удельный вес расходов на оплату труда управленческих работников в общем объеме заработной платы;
· удельный вес расходов на управление в общих издержках;
· прибыль (доход) в расчете на одного работника аппарата управления;
· управленческие расходы в расчете на 1 млн. руб. произведенной продукции или товарооборота;
· объем реализации услуг, приходящийся на 1 млн. руб. управленческих затрат;
· сумма прибыли (дохода), приходящаяся на 1 тыс. руб. управленческих затрат и другие показатели.
Оценка реальной взаимосвязи
конкретных показателей эффективности
менеджмента и перечисленных
характеристик системы
2. Проектирование
организационной структуры
2.1 Характеристика организации
Предприятие называется ресторан
«Пихтовое», которое по отраслевой
принадлежности относится к ресторанному
бизнесу, деятельность которого ориентирована
на семейный, корпоративный отдых. Ресторан
находится в частной
2.2 Организационная структура
Организационная структура
управления - это совокупность специализированных
функциональных подразделений, взаимосвязанных
в процессе обоснования, выработки,
принятия и реализации управленческих
решений. В разработке организационной
структуры ресторана используем
линейно-функциональную структуру
для того, чтобы выполнение отдельных
функций возлагалось на высококвалифицированных
специалистов с целью экономии времени
и чёткого распределения
Управление рестораном осуществляется
владельцем ресторанного бизнеса, т.е.
ресторатором (от лат. восстанавливать,
укреплять, кормить), который в большей
степени заинтересован в
На рисунке 2 представлена
схема организационной
Рисунок 2. Схема организационной структуры
2.3 Штатное расписание
В соответствии с представленной схемой организационной структуры ресторана, разработаем штатное расписание, которое подразумевает утверждённый, принятый перечень численного состава работников предприятия, утверждения с указанием их количества, должностей, должностных окладов, особенностей оплаты. Штатное расписание организации представлено в таблице 2.
Таблица 2. Штатное расписание
ДОЛЖНОСТЬ |
КОЛИЧЕСТВО ЕДИНИЦ |
Основная З/П |
Дополнительная З/П |
Фонд оплаты, Тыс. руб |
|
РЕСТОРАТОР |
1 |
15 |
5 |
20 |
|
БУХГАЛТЕР |
1 |
14 |
3 |
17 |
|
ЮРИСТ |
1 |
14 |
3 |
17 |
|
ЗАМ. РЕСТОРАТОРА |
1 |
13 |
2 |
15 |
|
МЕНЕДЖЕР ПО РЕКЛАМЕ |
1 |
13 |
2 |
15 |
|
ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР |
1 |
13 |
2 |
15 |
|
АДМИНИСТРАТОР |
3 |
10 |
1 |
11 |
|
ПОВАР |
3 |
13 |
2 |
15 |
|
РАЗНОРАБОЧИЙ |
3 |
7 |
3 |
10 |
|
ОФИЦИАНТ |
3 |
5 |
3 |
8 |
|
БАРМЕН |
3 |
10 |
2 |
12 |
|
УБОРЩИЦА |
3 |
4 |
4 |
8 |
|
ПОМОЩНИК ПОВАРА |
3 |
9 |
1 |
10 |
|
ИТОГО |
27 |
173 |
|||
Информация о работе Проектирование организационной структуры управления предприятием