Процесс принятия управленческих решений: его методы и модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ процесса принятия и реализация управленческих решений.
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: проанализировать понятие управленческого решения; охарактеризовать сущность и характерные особенности решений; привести классификацию управленческих решений; проанализировать структуру принятия решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..…3
1. ПОНЯТИЯ, ФАКТОРЫ И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………………...…....5
1.1. Основные понятия процесса принятия управленческого решения…………….........5
1.2. Факторы, влияющие на принятие решения……………………………………..….....9
1.3. Стадии процесса принятия решения…………………………………………..…........13
2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ…………………….....…..........16
2.1. Модели принятия решений………………………………………………………….....16
2.2. Методы принятия решений…………………………………………………….............18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….....…21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….......….23

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Менеджмент»

на тему:

 «ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ:

ЕГО МЕТОДЫ И МОДЕЛИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. МР-31

Каризская Е.И.

Научный руководитель:

Горбунова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМАРА, 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..…3

  1. ПОНЯТИЯ, ФАКТОРЫ И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………………...…....5   
    1. Основные понятия процесса принятия управленческого решения…………….........5 
    2. Факторы, влияющие на принятие решения……………………………………..….....9
    3. Стадии процесса принятия решения…………………………………………..…........13
  2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ…………………….....…..........16
    1. Модели принятия решений………………………………………………………….....16
    2. Методы принятия решений…………………………………………………….............18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….....…21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….......….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

"Уметь управлять  - значит уметь выбирать".

Ф. Пананти

 

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает  организационные решения или  реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен  информацией, -- составная часть любой  управленческой функции. Необходимость  принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Принятие решений пронизывает  всю управленческую деятельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. По существу, вся совокупность видов деятельности любого работника управления так или иначе связана с принятием и реализацией решений. Этим, прежде всего, определяется значимость деятельности по принятию решений и определению его роли в управлении.

Эффективные управляющие не стремятся принимать множество решений. Они сосредоточиваются только на самых важных. Они мыслят стратегическими и масштабными категориями и не ставят себе цель "решить текущие задачи". Они стараются принять те немногие важные решения, которые находятся на высшем уровне концептуального понимания. Они стараются найти постоянные величины в любой ситуации. Именно поэтому они не придают значения скорости принятия решения. Более того, они рассматривают виртуозное манипулирование множеством переменных как признак небрежного мышления. Они отчетливо представляют себе смысл решения как такового и те реальности, которые это решение призвано удовлетворить. Они отдают предпочтение воздействию, нежели технике исполнения; они стремятся быть здравомыслящими, а не хитроумными.

Эффективные управляющие знают, когда  решения должны быть основаны на принципах, а в каких случаях они должны приниматься прагматично, исходя из существа обстоятельств. Они знают, что самое сложное - это выбор  верного компромисса, и поэтому  стремятся научиться отличать необходимый компромисс от ненужного. Они также знают, что наиболее трудоемким по времени является не само принятие решения, а воплощение его в жизнь. До тех пор, пока оно не воплотилось в действительность, оно остается благим пожеланием. Это значит, что в то время, как само эффективное решение основывается на высочайшем уровне концептуального понимания, действие по его практическому применению должно быть максимально простым и носить максимально оперативный характер.

Целью данной работы является анализ процесса принятия и реализация управленческих решений. В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: проанализировать понятие управленческого решения; охарактеризовать сущность и характерные особенности решений; привести классификацию управленческих решений; проанализировать структуру принятия решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ, ФАКТОРЫ  И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

    1. Основные понятия процесса принятия управленческого решения

Принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

    • выработку и постановку цели;
    • изучение проблемы на основе получаемой информации;
    • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
    • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
    • выбор и формулирование оптимального решения;
    • принятие решения;
    • конкретизацию решения для его исполнителей.[10]

             Принятие решения, очень важный процесс в работе любого предприятия. Правильно принятое решение может сильно улучшить результаты, примером является Тольяттинский АвтоВаз, Pepsi-Cola и компания Barouh-Eaton Allen.

Для того чтобы выпускать машины более высокого качества, Автоваз решил сотрудничать с другими марками автомобилей. Для выполнения задуманного плана, им потребовалась большая финансовая возможность.

Автоваз принял решение запустить  акцию утилизаций старых машин. Люди сдавшие на утилизацию старый автомобиль, могли купить новую по более дешевой цене.

Акция стала очень популярной, со всех городов России люди сдавали, сдают  старые автомобили и покупают новые. Вскоре менеджеры АвтоВаза побьются задуманных целей. [собственный пример]

Со всех концов США приходят сведения о компании PepsiCo, об обнаружении в банках с лимонадом игл от шприцов. Очевидно, что принятие решения предполагает идентификацию источника проблемы. В этой кризисной ситуации руководство компании составило план действий:

Прежде всего  – безопасность потребителя;

Найти источник проблемы: вместе с руководителями производственных участков проследить всю последовательность операций;

Оперативно осуществлять коммуникации;

Принять на себя полную ответственность за разрешение кризиса.

Тщательно проанализировав  ситуацию, менеджеры PepsiCoпришли к выводу, что иголки в банках с напитком появляются не на заводах. Было принято решение попытаться быстро и открыто развеять страхи потребителей. Компания подготовила видеофильм, демонстрирующий невозможность вмешательства человека в процесс розлива напитка Pepsi-Cola.

Компания приложила  огромные усилия, чтобы обеспечить своевременное доведение оперативной  информации до всех заводов по разливу  напитков, а менеджмент предприятий  в свою очередь передал ее всем участникам производственной цепочки, от операторов разливочных линий до водителей грузовиков.

Благодаря быстрой  открытой реакции на высказываемые  общественностью опасения PepsiCo удалось преодолеть кризис с минимальными потерями.[3]

Своим благополучием  компания Barouh-Eaton Allen обязана своему владельцу Виу Бароу, обратившему внимание на то, что секретарша постоянно держит возле печатной машинки кусочек мела, с помощью которого она исправляла опечатки. В. Бароу натер мелом одну сторону бумажного листа, поместил его в печатную машинку перед листом с опечаткой и нажал на нужную клавишу. Опечатка скрылась под тонким слоем мела. Так родился продукт под торговой маркой «Ko-Rec-Type».

IBM предложила рынку пишущую машинку, выполняющую функцию исправления опечаток, и в течении двух дней после ее появления В. Бароу получил массу «соболезнований» относительно предстоящих «похорон» его фирмы.

Выживание компании зависило от скорости освоения производства нового типа лент, бобин и т.д. Компания выпустила первую позволяющую автоматически исправлять ошибки ленту для пишущих машинок всего за шесть месяцев, она стала единственным производителем такой ленты в мире.[3]

На реальных примерах можно увидеть  на сколько важно принять правильное и быстрое решение, чем не воспользовались корпорация Intel и Greyhound Lines, после чего понесли ущерб.

У Greyhound Lines (автобусные перевозки в США) проблемы. Компания приносила ничтожную прибыль, рейсы с полупустыми автобусами, в резерве нет дополнительных машин и водителей. Менеджер компании разработал план реорганизации, направленный на сокращение операционных издержек и повышения качества обслуживания. Компания внедрила системы компьютерного резервирования мест. В итоге, время ответов операторов на телефонные звонки резко возросло, многие потенциальные клиенты попросту не могли дозвониться, компьютеры постоянно зависали, из-за этого пассажиры простаивали в очередях. Проблемы нарастали как снежный ком.

Очевидно, что руководители Greyhound Lines не сумели тщательно проанализировать причины возникших у компании проблем, и приняли неадекватное ситуации решение. [3]

Корпорации Intel принадлежит более 70% рынка микропроцессоров. Объем продаж достигает $11,5 млрд., а ее директор Эндрю Гроув – один из наиболее уважаемых руководителей американского бизнеса. Однако и столь опытный менеджер допустил серьезную ошибку. Когда в массмедиа появилась информация о небольших погрешностях в процессорах Pentium, Э. Гроув отказался от их бесплатной замены. Лишь когда посыпалось куча критик, Гроув согласился на замену процессоров. Нанесенный ущерб имиджу Intel незначительный, но появились негативные оценки уровня обслуживания в СМИ. [3]

 

Решение – это выбор альтернативы.

Для менеджера любого уровня принятие решений - постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их решения. Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей.

Он, как правило, включает в себя несколько этапов:

    • выработка и постановка цели;
    • изучение проблемы;
    • выбор критериев эффективности и обоснование возможных последствий принимаемых решений;
    • рассмотрение вариантов решений;
    • выбор и окончательное формулирование решения;
    • доведение решений до исполнителей;
    • контроль выполнения решений.[2]

Управленческое решение  представляется как результат управленческой  деятельности. Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт направленный на разрешение проблемной ситуации. Управленческие решения можно классифицировать по различным признакам. [5]

 

Существуют  следующие критерии классификации управленческих решений:

а) условия, в которых принимаются решения. Решения могут приниматься в условиях определенности (когда менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив) и в обстановке риска, неопределенности, когда максимум, что может сделать менеджер — это определить вероятность успеха для каждой альтернативы;

б) по сроку действия последствий - решения могут быть долго- средне- и краткосрочными;

в) по частоте принятия: случайные и повторяющиеся;

г) по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

д) по условиям подготовки: единоличные и групповые;

е) по сложности: простые и сложные;

ж) по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические. [7]

В управленческой практике сложились два основных подхода  к принятию решений: индивидуальный и групповой.

При индивидуальном подходе наибольшая значимость придается централизации принятия решений, то есть акцент делается на то, чтобы решения принимались высшим звеном  управления. Таким образом, большая часть решений в организации принимается одним менеджером или небольшой их группой (высшее звено управления).

При групповом подходе к принятию решения менеджер любого уровня привлекает к этой работе подчиненных, коллег. То есть менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия (передает ответственность за принятие решения) на более низкий управленческий уровень. Главное преимущество данного подхода состоит в том, что он увеличивает эффективность принятого работниками более низкого уровня решения, ибо оно напрямую затрагивает их интересы. Также этот подход защищает главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем.

            Процесс принятия решений может иметь как интуитивный так и рациональный характер.

Интуитивные решения - это выбор, сделанный лишь на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях (то есть интуитивные) обусловлены знаниями и наколенным опытом.

Рациональное  решение отличается от других тем, что не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.[4]

Информация о работе Процесс принятия управленческих решений: его методы и модели