Процесс принятия управленческих решений: его методы и модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ процесса принятия и реализация управленческих решений.
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: проанализировать понятие управленческого решения; охарактеризовать сущность и характерные особенности решений; привести классификацию управленческих решений; проанализировать структуру принятия решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..…3
1. ПОНЯТИЯ, ФАКТОРЫ И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………………...…....5
1.1. Основные понятия процесса принятия управленческого решения…………….........5
1.2. Факторы, влияющие на принятие решения……………………………………..….....9
1.3. Стадии процесса принятия решения…………………………………………..…........13
2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ…………………….....…..........16
2.1. Модели принятия решений………………………………………………………….....16
2.2. Методы принятия решений…………………………………………………….............18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….....…21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….......….23

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Стадиями принятия решения воспользовались  компания СладКо и Ford Motor.

Несмотря на то, что рынок еще  не вышел на докризисный уровень, производители действительно готовят  интересные предложения в среднем  и премиальном ценовом сегменте. Для производства конфет премиум-класса была закуплена и установлена новая швейцарская производственная линия, создана оригинальная упаковка. Весь комплекс маркетинговых мероприятий будет использован для продвижения нового бренда. В портфеле компании появился продукт, который на выходе из кризиса будет удовлетворять развивающийся спрос в среднеценовом и премиальном сегментах рынка кондитерских изделий. «Существует много способов привлечения внимания покупателей. Один из самых действенных — это качественная упаковка, хорошее оформление и привлекательный внешний вид продукции». Продукт должен в целом соответствовать ожиданиям потребителя. Главное компания СладКо понимают все проблемы и пытаются вовремя их предотвратить. [11]

В сентябре 1993г. компания Ford Motor с гордостью продемонстрировала новый кабриолет и купе «Mustang». Около 400 работников Ford объединились, чтобы попытаться решить одну из загадок 1990-х гг.: как сделать продукт, способный вызвать сенсацию, имея «слезы», а не бюджет?

Команда разработчиков предприняла  шестимесячный мозговой штурм. Все члены группы сошлись во мнении, что им потребуется беспрецедентная свобода действий и право принятия решений без санкций руководителя. Предполагалось, что все члены команды будут работать под одной крышей. Следовательно, необходимо было в прямом и переносном смысле «снести стены» между отделами. Одним из самых смелых было решение предоставить ответственному за производственный блок члену команды право накладывать вето на любые конструктивные решения.

После года усилий  кабриолет  продолжал трястись и вибрировать, проблему необходимо было устранить. Увидев как-то новый кабриолет Mercedes-Benz, лидер команды приказал приобрести такой же и разобрать его на части, чтобы узнать, как немцам удалось добиться неподражаемой плавности хода.

Позволив сотрудникам самостоятельно решать чрезвычайно сложные задачи, компания Ford Motor выпустила «Mustang» точно в намеченные сроки и, похоже, что эта «лошадка» проедет еще тысячи и тысячи километров.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

2.1. Модели принятия решения

Модель – это представление объекта, системы или процесса в форме отличной от оригинала, но сохраняющей основные его характеристики. Причинами, обуславливающими применение моделирования в экономике, являются:  естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни и ориентация руководства на будущее.

В науке управления используются следующие  модели:

    • теория игр;
    • модели теории очередей;
    • модели управления запасами;
    • модель линейного программирования;
    • транспортные задачи;
    • имитационное моделирование;
    • сетевой анализ;
    • экономический анализ.

           Теория игр.  Данный метод служит для моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Изначально была разработана военными с тем, чтобы в стратегии учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, модификацию и освоение новой продукции, предложения дополнительного обслуживания и т.д. Теория игр используется реже, чем другие модели, так как ситуации в реальном мире очень сложны и часто меняются. Но, тем не менее, теория игр полезна для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Благодаря применению данной теории организация может прогнозировать действия конкурентов, что является преимуществом и увеличивает конкурентоспособность.

Модели теории очередей, или модели оптимального обслуживания используются для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Применяется в различных ситуациях, где есть клиенты и пункты их обслуживания (резервирование билетов по телефону, обслуживание клиентов в банке, количество разгрузочных площадок на складах и т.д.). Используются для уравновешивания расходов на дополнительные каналы обслуживания и потерь от обслуживания на уровне ниже оптимального. Например, если клиент в банке слишком долго ждет своей очереди на обслуживание, у него может возникнуть желание поменять банк. Следовательно, необходимо увеличить численность персонала, обслуживающего клиентов. На сколько человек необходимо увеличить численность поможет модель теории очередей.

Модели управления запасами используются для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Цель данной модели оптимизация запасов на предприятии. Чрезмерное их накопление хотя помогает избежать потерь, обусловленных их нехваткой, во многих случаях сводит к минимуму издержки на размещение заказов, так как они размещаются в больших количествах, но также ведет к дополнительным издержкам на хранение, перегрузку, потери от порчи,   уменьшение оборотных средств, что уменьшает мобильность предприятия в принятии решений при возникновении новой ситуации на рынке.

Модели линейного программирования применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Данный вид модели наиболее распространен на промышленных предприятиях. Он заключается в том, что помогает максимизировать прибыль при наличии одного нескольких ресурсов, каждый из которых  используется для производства нескольких видов товара. Обычно при решении оптимизации данного типа моделей обычно используется Симплекс-метод.

Транспортные задачи – это задачи, с помощью которых оптимизируется доставка ресурсов  при наличии нескольких пунктов отправки и нескольких пунктов получения при различной стоимости доставки в различные пункты. Является частным видом задач линейного программирования.

Имитационное моделирование означает процесс создания модели и ее экспериментальное использование для определения изменений реальной ситуации. Имитация используется в ситуациях, слишком сложных для математических методов типа линейного программирования. Экспериментируя на модели системы, можно установить, как она  будет реагировать на определенные изменения или события, в то время, когда отсутствует возможность наблюдать эту систему в реальности.

Сетевой анализ. Из сетевого анализа в основном используется теория графов. Теория графов позволяет составлять оптимальные графики осуществления различных проектов. Это позволяет минимизировать как время осуществления проекта, так и затраты по нему.

Экономический анализ один из самых распространенных методов моделирования, хотя он и не воспринимается как моделирование. Экономический анализ вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Экономический анализ включает в себя анализ безубыточности, определение прибыли на инвестированный капитал, величину чистой прибыли на данный момент времени и т.д. эти модели широко применяются в бухгалтерском и финансовом учете.[1]

 

    1. Методы принятия решений

Все методы принятия управленческих решений можно разделить натри группы: индивидуальные, коллективные и количественные.      

    1. Индивидуальные методы принятия решений могут быть неформальными (эвристическими) и личностными.

Управленческая практика показывает, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, основанные на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера: он сравнивает теоретически возможные альтернативы с учетом накопленного опыта. Преимущество таких методов -в оперативности принятия решений, а главный недостаток - высокий процент ошибочности решений, ведь интуиция может подвести.

В науке выделены следующие разновидности личностных решений:

    1. Решения уравновешенного типа — свойственны людям, которые приступают к рассмотрению проблемы, учитывая выдвижение гипотез и их проверку. Подобная тактика принятия решений наиболее продуктивна.
    2. Импульсивные решения - характерны для людей, которые относительно легко генерируют идеи, но мало заботятся об их обосновании, проверке и оценке. Практически это приводит к тому, что руководитель будет пытаться внедрить в жизнь идею, которая мало осмыслена и обоснована.
    3. Инертные решения — это результат очень неуверенного и осторожного поиска. На практике это приводит к растягиванию во времени процесса принятия решения, отчего их эффективность заметно снижается. Уточнение исходной гипотезы идет крайне медленно, оценки сверхкритичны, каждый свой шаг человек многократно проверяет и уточняет. Рискованные решения -напоминают импульсивные, но не идентичны им. Если импульсивные решения перескакивают через этап обоснования гипотезы, то рискованные решения все же не обходят его стороной, но к оценке человек приходит лишь после того, как обнаружена оплошность, несоответствие, несообразность. В конечном итоге, хотя и с опозданием, важность элементов построения гипотез и их проверки уравновешивается.
    4. Решения осторожного типа - характеризуются особой тщательностью оценки гипотез, критичностью. Осторожные люди более чувствительны к отрицательным последствиям своих решений, чем к положительным (это полная противоположность импульсивным решениям). Решениям осторожного типа присуща упреждающая оценка. Человек, прежде чем прийти к выводу, совершает множество подготовительных действий. Осторожных людей больше пугают 
      ошибки, чем радуют успехи, поэтому их тактическая линия — избежать ошибок.
    1. Коллективные методы принятия решений.

Один из основных вопросов в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений - это определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего – это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. Главный критерий формирования такой группы — компетентность, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: совещания, заседания, работа в комиссии и так далее.

Существуют  следующие методы коллективной подготовки управленческих решений:

    1. "Мозговой штурм" или "Мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Этот метод наиболее распространен. Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" — это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она не была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами. 
    2. Метод Дельфы — многоуровневая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, полученные результаты сообщаются экспертам, подвергающимся анкетированию. Первый тур проводится без аргументации, во втором - отличающийся от других ответ подлежит аргументации, или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами и скорректированное решение.                                                            
    3. Японская или кольцевая система принятия решений. Суть состоит в том, что готовящийся на рассмотрение проект решения передается для обсуждения лицам по списку, составленном)' руководителем. Каждый должен рассмотреть предложенное решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, на него приглашаются те специалисты, мнение которых руководителю не совсем ясно. Если мнения не совпадают, то решение принимается согласно вектору предпочтений данной фирмы. В основу берется либо принцип большинства голосов, либо принцип диктатора, либо любой другой.                                                                                
    1. Количественные методы принятия решений.

В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации. В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:                                                    

    1. линейное моделирование (линейные зависимости);                                          
    2. динамичное программирование (позволяет вводить дополнительные переменные);    
    3. вероятностные и статистические модели (реализуются в теории массового обслуживания);                                                                                                                      
    4. теория игр (позволяют моделировать ситуации, учитывающие несовпадение интересов различных подразделений);                                                                        
    5. имитационные модели (позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним). [8]                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений  объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции управления. Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом. На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает руководитель. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения). Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы руководителей и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений. Принятие решения - не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Информация о работе Процесс принятия управленческих решений: его методы и модели