Процесс стратегического планирования. Проведение поэтапной процедуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть процесс стратегического планирования, обосновать его необхо-димость для обеспечения эффективной деятельности предприятия.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать процесс стратегического планирования.
2. Проанализировать основные уровни и этапы стратегического планирования
3. Описать процедуры стратегического планирования.
4. На примере конкретной организации рассмотреть процесс стратегического планирования

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………... 3
1 Содержание стратегического планирования …………………………………………………. 5
1.1 Сущность и функции стратегического планирования …………………………………….. 5
1.2 Миссия и видение организации ……………………………………………………………... 7
1.3 Ценности и цели высшего руководства …………………………………………………….. 8
1.4 Оценка и анализ внешней среды ……………………………………………………………. 10
1.5 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации ……. 11
1.6 Анализ стратегических альтернатив ………………………………………………………... 14
1.7 Выбор стратегии ……………………………………………………………………………… 15
1.8 Реализация стратегии ………………………………………………………………………… 16
1.9 Оценка стратегического плана ………………………………………………………………. 18
2 Стратегическое планирование фирмы ООО «Сигма» ……………………………………….. 20
2.1 Формулирование миссий и целей …………………………………………………………… 20
2.2 Матрица SWOT – анализа …………………………………………………………………… 21
2.3 Разработка стратегии ………………………………………………………………………… 23
2.4 Необходимые изменения …………………………………………………………………….. 25
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 27
Список использованных источников …………………………………………………………… 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 94.66 Кб (Скачать файл)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

«ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

 

 

 

 

ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

______________

«____» ___________ 20___ г.

 

От __________ № ___________

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине

«Стратегический менеджмент»

на тему:

«Процесс стратегического планирования. Проведение поэтапной

процедуры»

КП-__________________ - номер зач. книжки

 

 

 

 

Студент(ка) гр. _______

_____________

«___» ____________ 201__ г.

Руководитель

_______________

«___» ____________ 201__ г.

 

 

Защищено с оценкой ________

Руководитель _________

Член комиссии ________

«___» ____________ 201__ г.

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань 2014 
Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………………………...

3

1 Содержание стратегического планирования ………………………………………………….

5

1.1 Сущность и функции стратегического планирования ……………………………………..

5

1.2 Миссия и видение организации ……………………………………………………………...

7

1.3 Ценности и цели высшего руководства ……………………………………………………..

8

1.4 Оценка и анализ внешней среды …………………………………………………………….

10

1.5 Управленческое обследование внутренних  сильных и слабых сторон организации …….

11

1.6 Анализ стратегических альтернатив ………………………………………………………...

14

1.7 Выбор стратегии ………………………………………………………………………………

15

1.8 Реализация стратегии …………………………………………………………………………

16

1.9 Оценка стратегического плана ……………………………………………………………….

18

2 Стратегическое планирование фирмы ООО «Сигма» ………………………………………..

20

2.1 Формулирование миссий и целей ……………………………………………………………

20

2.2 Матрица SWOT – анализа ……………………………………………………………………

21

2.3 Разработка стратегии …………………………………………………………………………

23

2.4 Необходимые изменения ……………………………………………………………………..

25

Заключение ………………………………………………………………………………………..

27

Список использованных источников ……………………………………………………………

28


 

 

 

Введение

 

Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.

Успех любого плана зависит от:

  • качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
  • качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.
  • правильной оценки конкурентоспособности организации;
  • выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.

Основное содержание внутрифирменного планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.

Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом.

Уровень и качество планирования деятельности определяются следующими важнейшими условиями:

  • компетентность руководства организации на всех уровнях управления;
  • квалификация персонала, работающего в функциональных подразделениях;
  • наличие достоверной информационной базы и обеспеченность необходимой техникой.

В зависимости от содержания целей и задач и длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования:

  • стратегическое, или перспективное, планирование (прогнозирование);
  • среднесрочное планирование;
  • текущее (часто называемое тактическим, бюджетным, оперативным) планирование.

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации на рынке и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития организации на плановый период.

Цель работы – рассмотреть процесс стратегического планирования, обосновать его необходимость для обеспечения эффективной деятельности предприятия.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать процесс стратегического планирования.

2. Проанализировать основные уровни и этапы стратегического планирования

3. Описать процедуры стратегического планирования.

4. На примере конкретной организации рассмотреть процесс стратегического планирования

 

 

 

1  Содержание стратегического планирования

1.1 Сущность и функции стратегического планирования

Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.

Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

1. распределение  ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие  таланты, технологический опыт;

2. адаптация  к внешней среде (все действия  стратегического характера, которые  улучшают отношения компании  с ее окружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.)

3. внутренняя  координация (координация стратегической  деятельности для отображения  сильных и слабых сторон фирмы  с целью достижения эффективной  интеграции внутренних операций);

4. осознание  организационных стратегий (осуществление  систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

Процесс стратегического планирования включает в себя 8 этапов и представляет собой замкнутый цикл (рис. 1).

 

 

 

 

 

 




 



 

Рисунок 1 – Структура процесса стратегического планирования

 

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

Стратегия – это основное направление деятельности, она должна быть отражаться в плане, предназначенном для того, чтобы обеспечить осуществление миссии – главной цели организации – и достижение других ее целей. Стратегия воплощается в детальный комплексный план.

Практика эффективного планирования обладает следующими особенностями:

  • за осуществление функции стратегического планирования отвечает небольшой планово-экономический отдел предприятия и связанные с ним отделы в стратегических хозяйственных подразделениях;
  • основные элементы стратегического плана формируются на совещаниях высшего руководства, проводимых ежегодно или при необходимости чаще, например, ежеквартально;
  • годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом, их совокупность образует внутрифирменный план, который является инструментом согласования стратегического и оперативного планирования.

Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Новое направление развития корпорации «Крайслер» было задумано и осуществлено ее главой – Ли Якоккой. Популярность новых моделей, расширение деятельности по маркетингу и восстановление устойчивой прибыльности «Крайслера» можно отнести на счет успешного формулирования и реализации стратегии.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации. На большинстве фирм с широким владением акциями подобной роскоши может не быть. В то время как глава корпорации, возможно, пожелает иметь частный реактивный самолет, особняки на обоих побережьях, роскошные кабинеты и тому подобное, насущным интересам организации эти привилегии наилучшим образом служить не могут.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

 

1.2 Миссия и видение  организации

Миссия организации – это основная общая цель организации, ясно выраженная Причина ее существования.

Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, очень велико. Выработанные на ее основе цели являются критериями оценки всех управленческих решений. Миссия детализирует статус организации и направления для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии должна включать: задачу организации по товарам и услугам, основным рынкам и основным технологиям; характеристику внешней среды, которая определяет принципы работы организации; характеристику культуры организации, определяющую ее рабочий климат, тип людей, которых привлекает такой климат.

Выбор миссии коммерческой организации не следует путать с необходимостью работать прибыльно. Прибыль – это внутренняя проблема предприятия. Организация – открытая система, она может выжить только за счет удовлетворения потребностей вне ее самой. Руководство должно отыскать общую цель организации в окружающей среде и найти ответы на два вопроса: кто наши клиенты? какие потребности клиентов можно удовлетворить?

Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. Результатом мог бы быть скорее огромный разброс усилий, а не единство цели, имеющее существенное значение для успеха организации. Неудивительно, что такие исключительно преуспевающие организации, как «Ай Би Эм», «Дельта ЭарЛайнз», «Истмен Кодак» и Гарвардский университет, имеют формально выраженную, ясно изложенную формулировку своей цели.

Информация о работе Процесс стратегического планирования. Проведение поэтапной процедуры