Прямые налоги в РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи:
- сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на мнения разных авторов:
- раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с косвенными налогами;
- рассмотреть основные виды прямых налогов и историческую эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
1.2 Эволюция прямого налогообложения в РФ
1.3 Общестатистическая характеристика налогов на начало 2010 года.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ.
2.1 Прямые реальные налоги
2.2 Прямые личные налоги
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ.
3.1 Прямые налоги и перспективы их совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 104.89 Кб (Скачать файл)

Реферат

Выпускная квалификационная (дипломная) работа: 72 страницы, 7 таблиц, 39 источников.

Налог, прямые налоги, налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая  ставка, налоговые вычеты, налоговая  база, налоговый период, налоговая  декларация, доход, имущество, перспективы  развития, игорный бизнес, полезные ископаемые, вменённый доход, прибыль.

Тема: «Прямые налоги в  РФ и перспективы их развития».

Цель: изучение прямых налогов  и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.

Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие  задачи: сформулировать определение  «прямые налоги», опираясь на мнения разных авторов; раскрыть сущность и  значение прямых налогов в сравнении  с косвенными налогами; рассмотреть  основные виды прямых налогов и историческую эволюцию представлений о критериях  деления налогов на прямые и косвенные; проанализировать эволюцию прямого  налогообложения в Российской Федерации  на протяжении всего периода существования  государства; рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов и  их значение в налоговых поступлениях страны; определить пути совершенствования  прямого налогообложения; проанализировать принятые и реализуемые меры в  области прямых налогов, оказывающие  влияние на экономическую ситуацию в 2008-2010 годах; выявить основные направления  совершенствования прямых налогов  в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Объектом исследования является налоговая система РФ. Предметом - основные тенденции и особенности  прямого налогообложения в Российской Федерации. Рассмотрены обще-статистическая характеристика налогов на начало 2010 года, и нововведения начала 2010 года по прямому налогообложению.

 

Содержание

Реферат

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Прямые налоги: понятие,  сущность и виды

1.2 Эволюция прямого налогообложения  в РФ

1.3 Общестатистическая характеристика  налогов на начало 2010 года.

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ.

2.1 Прямые реальные налоги

2.2 Прямые личные налоги

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  В РОССИИ.

3.1 Прямые налоги и перспективы  их совершенствования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги представляют собой  не только обязательные, индивидуально  безвозмездные платежи, взимаемые  с организаций и физических лиц, но и источник информации о состоянии  государственного бюджета (и централизованных внебюджетных фондов).

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с бюджетами всех уровней. При  помощи налогов регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, а также  формируется прибыль предприятия.

Применение налогов является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно-правовой формы  предприятия. Налоги призваны формировать  финансовые ресурсы государства, в  бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления  собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль. Недостаточность  средств, собранных посредством  налогов, неэффективность налоговой  системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются  на самочувствии государства, а через  это на самочувствии общества и населения.

Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит  от порядка и исчисления и определения  объекта налогообложения, при этом косвенные налоги формируют большую  часть российского налогового бюджета. Но актуальность данной работы состоит  в том, что в настоящее время  наблюдаются попытки по смещению акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете  страны, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам  механизма их функционирования и  направлениям их совершенствования.

Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики  Российской Федерации.

Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие  задачи:

- сформулировать определение  «прямые налоги», опираясь на  мнения разных авторов:

- раскрыть сущность и  значение прямых налогов в  сравнении с косвенными налогами;

- рассмотреть основные  виды прямых налогов и историческую  эволюцию представлений о критериях  деления налогов на прямые  и косвенные;

- проанализировать эволюцию  прямого налогообложения в Российской  Федерации на протяжении всего  периода существования государства;

- рассмотреть существенные  элементы основных прямых налогов  и их значение в налоговых  поступлениях страны;

- определить пути совершенствования  прямого налогообложения;

- проанализировать принятые  и реализуемые меры в области  прямых налогов, оказывающие влияние  на экономическую ситуацию в  2008-2010 годах;

- выявить основные направления  совершенствования прямых налогов  в среднесрочной и долгосрочной  перспективе.

Объектом исследования является налоговая система РФ

Предметом - основные тенденции  и особенности прямого налогообложения  в Российской Федерации.

Теоретической и методической основой послужили нормативно-правовые акты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и вторая части) и др.; труды российских и  зарубежных ученых по проблемам прямого  налогообложения (статьи, работы).

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Прямые  налоги: понятие, сущность и виды

Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. С  изменением роли и значения налогов  в экономической системе общества происходила эволюция во взглядах и  на саму природу налога. В XVIIIв. преобладало  мнение о том, что налог – это  цена за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIX в. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах  государства. В ХХ в. основной была точка  зрения о том, что налог – это  принудительный взнос (сбор), взимаемый  государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.

НК РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований».

Существуют различные  классификации налогов. Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеет  классификация налогов по способу  взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налоги, которые взимаются непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения).

Косвенные налоги – налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.[1]

Существует и другой вариант  данных определения прямых и косвенных  налогов:

Прямые налоги – подоходно-поимущественные  налоги, т. е. те которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки.

Косвенные налоги – налоги на потребление.[2]

Чтобы раскрыть сущность прямых налогов, необходимо провести сравнительную  характеристику прямых и косвенных  налогов по основным признакам, которая  представлена в таблице 1.

Таблица 1.1-Сравнительная  характеристика прямых и косвенных  налогов

Признак сравнения

Прямые налоги

Косвенные налоги

Субъект правоотношений

В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик

В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический  налогоплательщик как посредник  между ними

Факторы, определяющие величину налога

Величина налогов непосредственно  зависит от финансовых результатов  деятельности налогоплательщика

Величина налогов не зависит  от финансовых результатов деятельности налогоплательщика

Объект налогообложения

Эти налоги подоходно- поимущественные

Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации


Современное представление  о делении налогов на прямые и  косвенные сложилось в результате многовекового развития. Рассмотрим историческую эволюцию представлений  о критериях деления налогов  на прямые и косвенные. Эти критерии включают:

1) критерий перелагаемости;

2) критерий способа налогообложения  и взимания;

3) критерий платежеспособности.

Согласно первому критерию перелагаемость налогов возможна только в процессе обмена, результатом которого является формирование цен. Посредством  обменных и распределительных процессов  определенный законодательством плательщик налога имеет возможность переложить налоговое бремя на иное лицо –  носителя налога. Иными словами, лицо, на которое формально возложена  обязанность быть плательщиком налога, и лицо, фактически уплачивающее данный налог, - это не обязательно одно и то же лицо.

Критерий перелагаемости впервые был использован в  качестве основы деления налогов  на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком (1632-1704) в  конце XVII в. (практика такой классификации  установилась еще в XVI в.). Локк исходил  из того, что любой налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца, так как  один лишь доход земельного собственника – действительно чистый доход, из которого все платят все налоги. Поэтому налогам, падающим на землю  косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с  землевладельца. Следовательно, поземельный  налог – это прямой налог, а  остальные налоги являются косвенными[3]. Впоследствии шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790) исходя из факторов производства (земля, труд, капитал) дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль и на заработную плату. Косвенные же налоги, по мнению А. Смита, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя[4].

Английский экономист, философ  и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873) критерием считал намерение  законодателя: прямой налог – это  налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика, косвенный  – это налог, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо[5]. Того же мнения придерживался и Адольф Вагнер (1835-1917)[6].

Итак, в соответствии с  рассмотренным критерием окончательным  плательщиком прямых налогов становится лицо, которое получает доход.

Недостатком критерия деления  налогов на прямые и косвенные  по их перелагаемости являлось то, что  многие прямые налоги на практике перелагаются не хуже косвенных, а косвенные перелагаются далеко не всегда и иногда не полностью. Прямые налоги при определенных обстоятельствах  также могут быть переложены на потребителя  посредством действия ценового механизма.

В связи с недостатками критерия перелагаемости во Франции, например, приняли за основу деления налогов  на прямые и косвенные способ налогообложения  и взимания. Прямые налоги построены  на основании явлений и признаков  постоянного характера и поэтому  заранее определимых (владение или  пользование имуществом). Они взимаются  по личным (окладным), периодически составляемым спискам плательщиков на основании  кадастра (земли, домов и др.) и  в определенные сроки. В соответствии с критерием платежеспособности обложение налогом определенного  источника относится к прямым налогам, обложение же на основе учета  общей платежеспособности лица –  к косвенным. Иными словами, все  налоги, в которых государство  направляет требование определенному  лицу и производит непосредственно  оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те же налоги, в которых  государство не устанавливает платежеспособности через действия плательщиков, признаются косвенными.

Информация о работе Прямые налоги в РФ и перспективы их развития