Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:17, реферат
Несмотря на то, что, по мнению ряда специалистов, акцент современных исследований в психологии спорта смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями (А. В. Родионов, 2009; В. Н. Непопалов, 2004; В. Р. Малкин, 2001), в сторону изучения индивидуального стиля деятельности и структур, его обеспечивающих (В. С. Мерлин, 1979;В. А. Нилопец, 1979 и др.), основной целью этих исследований является нечто другое.
Введение………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Формирование отношения к спортивной деятельности…………………………….. 5
Глава 2. Формирование мотивации к совершенствованию физических качеств
спортсмена……………………………………………………………………………………………. 10
2.1.Роль выносливости и мотивации к ее развитию…………………………………………... 10
2.2. Исследование взаимосвязи индивидуально-типологических свойств личности и выносливости у юношей и девушек…………………………………………………………………. 11
2.3. Основные принципы формирования мотивации к развитию выносливости…………. 13
2.4. Психология развития выносливости………………………………………………………… 14
2.5. Психология развития силы……………………………………………………………………. 16
2.6. Психология развития быстроты………………………………………………………………. 16
2.7. Психология развития ловкости……………………………………………………………….. 17
2.8. Самовоспитание воли………………………………………………………………………….. 18
Заключение…………………………………………………………………………………………... 19
Список использованной литературы………………………………………………………………20
Министерство Образования Российской Федерации
Департамент образования города Москвы
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Инновационно-образовательный центр "Развитие Менеджмент Администрирования"
по специальности "Менеджмент в игровых видах спорта"
на тему:
"Психологическая
подготовка в современном
Выполнил: студент группы С-31
Власов Дмитрий Александрович
Руководитель: к.п.н, доцент, академик МАПН
Сопов Владимир Федорович
Москва, 2013г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Формирование отношения к спортивной деятельности…………………………….. 5
Глава 2. Формирование мотивации к совершенствованию физических качеств
спортсмена……………………………………………………
2.1. Роль выносливости и мотивации к ее развитию…………………………………………... 10
2.2. Исследование
взаимосвязи индивидуально-типологических
свойств личности и выносливости у юношей
и девушек……………………………………………………………
2.3. Основные принципы формирования мотивации к развитию выносливости…………. 13
2.4. Психология
развития выносливости………………………………………………
2.5. Психология
развития силы……………………………………………………………………
2.6. Психология
развития быстроты…………………………………………………………
2.7. Психология
развития ловкости…………………………………………………………
2.8. Самовоспитание
воли……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение. Психологическая подготовка как вид познавательной деятельности
Несмотря на то, что, по мнению ряда специалистов, акцент современных исследований в психологии спорта смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями (А. В. Родионов, 2009; В. Н. Непопалов, 2004; В. Р. Малкин, 2001), в сторону изучения индивидуального стиля деятельности и структур, его обеспечивающих (В. С. Мерлин, 1979; В. А. Нилопец, 1979 и др.), основной целью этих исследований является нечто другое.
А именно — получение исходного материала для, как минимум, психолого-педагогических рекомендаций, а как максимум, для построения эффективной системы психологической подготовки, имеющей к тому же веско обоснованную функциональную структуру.
Но ни длительная история вопроса, ни разносторонний и междисциплинарный подход к исследованиям психологической подготовки не приблизили решение проблемы многоуровневости психологического воздействия на спортсмена.
Есть представление о человеке как саморазвивающейся и самоорганизующейся системе, состоящей из относительно замкнутых подсистем (уровней) — физиологической, психологической, социальной. Между ними, как считал В. С. Мерлин, существует многозначная зависимость. В качестве основного промежуточного звена, определяющего особенности таких взаимосвязей и такой взаимозависимости, обычно рассматриваются виды человеческой деятельности.
Одной из форм избегания методологических проблем являлось формулирование психологической подготовки как педагогического процесса (не деятельности) с акцентом на состояние готовности спортсмена, причем только отдельных свойств, но не личности в целом (А. Ц. Лалаян, 1976; Н. А. Худадов, 1977; В. М. Мельников, 1985; Г. Д. Горбунов, 2008).
При этом совершенно игнорировалась роль психического состояния как модификации целостной личности в данный конкретный момент, сводя его описание к эмоциональным реакциям и проявлениям функциональных свойств.
Сама же практика работы психолога сводится только к воздействию или совершенствованию выделенных абстрактно свойств. Методологически такой функциональный подход и «атомарное» рассмотрение обычно приводят к несоответствию объекта и средств, объекта и методов, методов и средств, а также продуктов исследования и мер воздействия (В. Р. Малкин, 2001, 2007; В. Н. Непопалов, 2004; В. Ф. Сопов, 2005).
Очень часто происходит простое использование возможно большего числа методов воздействия в надежде найти «эффективное сочетание». В последнее время это преподносится под прикрытием теорий интегративной психологии.
Возникшее противоречие между пониманием психологической подготовки или как процесса, или как деятельности требует исследования ее как реальной действительности, часто существующей самостоятельно, без участия выделения ее ни как объекта воздействия тренера, ни психолога и даже спортсмена.
Этой реальной действительностью может быть психологическая подготовка спортсмена как вид познавательной деятельности.
Строение этой деятельности, как и любой другой, включает в себя для анализа следующие составляющие:
Тогда психологическая подготовка — это деятельность по формированию знаний о том, ЧТО делать, КАК делать и КОГДА делать. И, соответственно, ее изучение должно быть построено на основании деятельностного подхода, с обязательным применением анализа генетического и функционального в динамике развития личности в специфической познавательной деятельности, какой является психологическая подготовка.
Глава 1. Формирование отношения к спортивной деятельности
Одной из важных проблем психологической подготовки в современном спорте является проблема возникновения у спортсмена, добившегося больших результатов, ставшего чемпионом, внутриличностного конфликта.
Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри человека между различными сторонами его «Я»», между его желаниями, между сиюминутными потребностями и той системой норм и ценностей, которая заложена в нем с детства. К такого рода конфликту можно отнести столкновение между желанием и нежеланием чего то конкретного, между реально имеющимся и тем, что хотелось бы иметь, между Я-реальным и Я-идеальным. У конфликтной личности часто нет ответа на вопросы «Кто я?» и «Где я?».
Внутриличностный конфликт имеет ряд важных особенностей, которые необходимо учитывать при работе с ним:
— необычность причин и структуры конфликта. Он не связан ни с другими личностями, ни с группами;
— специфичность форм протекания и проявления. Тяжелые переживания могут достигать болезненных степеней — возникает невроз;
— латентность. Внутриличностный конфликт трудно обнаружить. Спортсмен и сам не осознает, что находится в состоянии конфликта. Может скрывать его под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.
Чаще всего возникновение внутриличностного конфликта связано с проблемами, возникающими в жизненной ситуации индивида реально или кажущимися таковыми. В спортивной деятельности таким моментом является переход спортсмена из статуса «один из многих» в статус «единственный» — чемпион.
Начнем с «философского» уровня понимания слова «чемпион». Чемпион — это лучший, первый, возможно, единственный и неповторимый. Это тот, кто сразу стал виден всем. И всем сразу стали видны его недостатки, в том числе и те, которые до победы считались «продолжением его достоинств». С этого момента чемпион имеет одно лишь право — быть чемпионом всегда. Это огромная нагрузка на психику.
В этот период происходит переоценка многих ценностей и, в первую очередь, объектом оценочных размышлений чемпиона становится категория «соотношение затраченных усилий и полученной компенсации». В понятие «компенсация» входит не только материальный фактор, но и моральный. Мы с вами знаем, как часто ранит именно моральная недооценка совершенного спортивного подвига.
Вот здесь и начинается психология, и прежде всего психология внутриличностного конфликта, и здесь кроется один из подводных камней «синдрома чемпиона». Неверно оценив это соотношение — переоценив свой труд и недооценив компенсацию чемпион рискует пойти по одному из двух тупиковых путей.
Первый — элементарная обида на тех, от кого зависела эта компенсация, от кого исходили какие-либо обещания. Здесь могут оказаться кто угодно: и президент клуба, и спонсор, и старший тренер, и врач, и пресс-атташе, и журналисты вообще, и какой-то конкретно и, что самое грустное, собственный тренер, с которым «отпахали» несколько лет, идя к победе. Поражает самоуверенность, с которой спортсмен дает всему оценки.
Не надо быть сильным психологом, чтобы спрогнозировать у обидевшегося спортсмена падение мотивации к тренировкам, да и к участию в соревнованиях, особенно некоммерческих. Известно, что обида — ноша тяжелая, и лишает она тренирующегося спортсмена важного психического состояния — чувства удовлетворенности. А именно оно (и это установлено психологами во всех видах трудовой и творческой деятельности) является двигателем, побудителем к продолжению напряженной работы.
Второй путь — сложней и опасней для чемпиона. Это, собственно, и есть то видимое проявление синдрома чемпиона под названием «звездная болезнь». У спортсмена неоправданно завышается самооценка и все что он делает, переводится им в разряд «исключительное и совершенное». А то, что предлагают другие, встречается со скепсисом или просто осмеивается.
Парадокс в том, что в число первых объектов критики такого чемпиона попадает чаще всего именно режим и система тренировки, приведшая его к успеху. И вы, конечно, догадываетесь, в какую сторону требует изменить нагрузку чемпион.
К огромному сожалению, этот вариант синдрома встречается достаточно часто и у тренеров-чемпионов, заводя их в дебри шарлатанства.
У чемпиона гипертрофированно развивается такой тип ошибочного мышления, как «доверие своему внутреннему имиджмейкеру», приводящий к святой уверенности, что его победа теперь автоматически гарантирует успех во всем, что он делает, но без тех усилий, что потребовались для первой победы. Конечно, свою роль здесь сыграет и характер спортсмена. Холерический темперамент, избыточная общительность, эмоциональность, честолюбие, низкая внутренняя дисциплина, самоуверенность — вот черты, чаще других провоцирующие нежелательное поведение.
Работать тренеру с таким спортсменом непросто. И к тому же данный тип склонен к конфликтному поведению. Вы обратили внимание, что в обоих случаях фигурировали и самоуверенность, и падение мотивации. Сюда можно добавить, что эти спортсмены часто слабы в теории спортивной тренировки и игнорируют объективные законы природы и организма.
И тогда мы можем увидеть еще несколько вариантов проявления «синдрома чемпиона», которые наблюдались во многих индивидуальных и командных видах спорта, что позволяет говорить об общей закономерности.
Тренировка по времени занимает гораздо больше времени, чем соревнование, И именно здесь закладываются многие ошибки, проявляющиеся в соревнованиях - на тренировке формируется все: и то, что внутри, и то, что вокруг спортсмена.
Изменив свою мотивацию, чемпион начинает себя буквально истощать, доказывая, что теперь к нему должны применяться новые требования, и начинает искать психологический комфорт на тренировках. У него формируется комплекс — тяжелое утомление физического характера и поиск комфортного психического состояния после него. Этот комплекс является основной психологической причиной стойкого падения результатов (как тренировочных, так и соревновательных), потому что синдром «Психическое комфортное состояние после максимальной работы при высоких результатах» может трансформироваться в синдром «Психологическое комфортное состояние любой ценой, вне зависимости от объема работы и качества результата».
Чемпион с завышенной самооценкой все чаще начинает воспринимать тренировочные задания тренера как скучные, однообразные, и это тут же приводит к появлению нежелательных состояний.
Прежде всего и наиболее часто возникает состояние монотонии, которое характеризуется появлением признаков усталости задолго до наступления истинного утомления.
Состояние психического пресыщения возникает тогда, когда тренировки продолжаются без изменения условий. Наиболее часто оно возникает тогда, когда спортсменам начинает надоедать однообразная работа.
Информация о работе Психологическая подготовка в современном спорте